Убеждения – это осознанная упорядоченная система взглядов, касающихся как многогранного внешнего мира значимостей, так и собственных возможностей. Убеждение определяет степень ценности внешних значимостей мира и адекватность взаимоотношения с этими значимостями. Убеждения формируются в течение всей человеческой жизни – они рождаются, созревают, стареют и умирают, уступая место новым убеждениям. Строительным материалом для убеждений служат мнения, предположения, представления, предубеждения и вымыслы. Мировоззрение человека, практически состоит из основополагающих и второстепенных убеждений. Любое убеждение человека имеет свои корни в его подсознании, и чем глубже и многочисленнее эти корни, тем оно эффективнее. Питательной средой этих корней может быть прошлый опыт человека, генетическая обусловленность, и внешние обстоятельства, созвучные подсознательным структурам убеждения
Генетическая предрасположенность, питающая убеждения, формируется из двух источников, один из которых формируется на основании позитивного или негативного жизненного опыта человека, здесь имеются в виду родители, деды и прадеды. Вторым источником являются идеи, например, религиозные или какие-либо другие, которые нам преподносятся, как правильные или неправильные, которые со временем записываются на генетическом уровне, и в дальнейшем проявляют себя как предрасположенности. Таким образом, убеждения современных людей в значительной степени основано на жизненном опыте их предков и идей, которыми эти предки руководствовались в своей жизни.
Нередко убеждённость очень трудно отделить от слепой веры. Например, вера в среднюю продолжительность жизни человека, эффект плацебо, слепая религиозная вера, в резкой степени ограничивающая пределы возможностей человека на путях познания реальности мира и самого себя в нём. Даже вера в собственную слабость, неспособность. Здесь отличие веры от убеждённости состоит в том, что вера не требует от человека никаких доказательств. Мне вспоминается один из моих пациентов, который, рассказывая о своём университетском студенческом прошлом, отмечал в себе неуверенность, когда ему предлагалась какая-то общественная работа. В советские времена практически все студенты-комсомольцы выполняли какие-то общественные поручения. И этот студент, каждый раз, когда ему поручалась какая-нибудь общественная работа, сомневался в своих возможностях и при этом говорил: «а смогу ли я?» Его так и прозвали Асмогулией.
Есть одна очень важная особенность, касающаяся человеческой воли, безволия и неустойчивости убеждений человека, причиной которых является отсутствие или малое количество энергии воли. В каждом живом существе есть воля к жизни, которая поддерживает его предназначение на Земле, и воля к смерти, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. В этом взаимодействии воля к смерти забирает всё, что не пригодно к жизни, освобождая организм для новых проявлений жизни. И главным в этом, является не сам процесс жизни, а её предназначение. Здесь специально выделена курсивом основная мысль этого предложения, чтоб человек мог остановиться и подумать о том, что главным в его существовании является не сама жизнь, а то, для чего она предназначена.
Волей к жизни, за редким исключением, не управляет ни одно живое существо, она определена изначально в том объёме, который необходим для выполнения им своего предназначения, записанного в программе его жизни. Но всё выглядит иначе на человеческом уровне, потому что человеку дана способность осознавать, как волю к жизни, так и своё предназначение на Земле. И, кроме того, человеку дана возможность преодолеть, как волю к жизни, так и волю к смерти. Но только немногие из людей смогли превозмочь волю к смерти, да и то сравнительно в незначительной степени. В то же время человеческая жизнь, в состоянии психологического стресса нередко, обрывается намеренно.
Как мы уже говорили, волей к жизни управляет программа, вложенная в каждое живое существо. В этом случае сам процесс жизни является фундаментом, на котором строится многоэтажное здание предназначения человека. И только человека, потому что его эволюция восхождения к совершенству – бесконечна. В то же время все бесчисленные формы животной и растительной жизни проявляют свою активность во внешнем мире в соответствии с потребностями окружающего их мира. Например, пчела собирает цветочный нектар и пыльцу, этим самым, обеспечивая не только своё существование, но и выполнение своего предназначения цветковым растениям. Хищники, охотясь на своих жертв, выбирают из них наименее совершенных – больных, слабых, менее быстрых и тех, внимание которых несовершенно – этим самым выполняют своё предназначение – оставляя для потомства, среди своих жертв, наиболее совершенных, да и сами при этом становятся более совершенными. Даже червь, живущий в земле, поедая органические остатки, превращает структуру её в пригодную для жизни растений среду. Здесь уместным будет напоминание о биоценозе, в котором всё разнообразие растительной и животной жизни на Земле существует, как единый организм, в котором каждая его часть является необходимой для жизни всего биоценоза. Ни одна форма жизни не существует ради самой себя. Программы всех форм жизни тесно переплетены между собой, образуя прекрасный храм жизни на нашей планете. И вот, на вершине этого храма возник и разросся человек. Его организм так же неукоснительно следует принципам биоценоза, в котором каждая клетка, каждая ткань так же живёт не для самой себя, а для жизни всего тела. Напрашивается мысль, почему же человек осознанно не следует гармонии биоценоза? Напротив, он всячески разрушает его! Мы здесь уже упоминали о программе жизни и программе смерти. Похоже, что в человеке, самоосознающим существе, преобладает программа смерти, ведущая к разрушению всеобщей гармонии жизни, в том числе и гармонии своего собственного существа. Возможно, человек, пока ещё неосознавая этого, пытается разрушить или отвергнуть ту гармонию жизни, которая была установлена задолго до его появления на Земле, чтобы установить свою собственную гармонию, соответствующую его предназначению на Земле. Возможно, на человеке завершается фрактальный цикл всеобщего подобия в более низкой части спектра жизни, и современное человечество переходит в более высокую часть спектра жизни, в котором человека уже не будет удерживать единство с животным и растительным царством Земли. Возможно, принципы сосуществования клеток его тела так же должны перейти на более высокий уровень. Но так ли уж необходимы для этого ложь и насилие, которые проявляются в современном мире? Проявиться может только то, что уже потенциально имеется. Но скрытая возможность лжи и насилия не может быть изменена до тех пор, пока она не проявится. Примерами могут быть бактерии в стадии цисты, когда они защищены от всевозможных внешних разрушительных для них влияний. Следовательно, ложь и насилие – это раскрытие тех возможностей человека, которые должны быть разрушены, и для этого прежнее состояние человечества, когда ложь и насилие были выражены в меньшей степени, было менее благоприятным. Следовательно, мы живём в переходный период человечества, и Кали Юга очень нужна в движении человечества к совершенству.
Но всё это не означает, что мировоззрение людей, пропитанное ложью в стремлении к богатству и власти, наиболее близко к трансформации в нечто более совершенное. Здесь речь идёт обо всём человечестве, которое готовится сделать очередной шаг, ведущий к восхождению сознания. В новой более высокой части спектра жизни человек, как самоосознающее существо, знающее своё предназначение на Земле, станет основной частью более высокого единства всего сущего, основанного на любви и сострадании, в котором будет отсутствовать, как абсолютно неприемлемый, принцип выгоды, порождающий ложь и насилие. Убеждения, на которых будет строиться человеческое мировоззрение, не будут содержать в себе лжи, а взаимоотношения человека с другими людьми и с окружающей его природой не будут насильственны.
Эволюция – это, фактически, переход от одной программы, к другой, более высокой и этот переход совершается каждый раз, как только предыдущая программа в основной своей части выполнена. И, кроме того, этот переход не происходит сразу, лавинообразно, а исподволь, начиная с единиц, в чем-то гениальных по сравнению со всеми остальными, людей. И только потом поток перехода к следующей, более высокой программе усиливается и постепенно становится лавинообразным. Но во всех случаях спектр программ от тех, которые управляют жизнью и предназначением более простых форм жизни, до более высоких программ, в поле которых поднялся современный человек, остаётся до поры до времени скрытым для тех, которые находятся под управлением этих программ. Для человека, эта скрытость относительна, так как в отличие от других живых существ на Земле, ему дана способность самоосознания. Эту способность самоосознания следует рассматривать не как достижение самого человека, и не как дар Божественного человеку за какие-то его заслуги, а как средство, при помощи которого человек может осознанно восходить по спектру управляющих программ.
Но это совсем не означает, что человек автоматически выходит из-под влияния программ того уровня, на котором он сегодня находится. Получив способность к самоосознанию, он одновременно с этим приобретает способность к познанию всех предшествующих программ жизни и предназначений, с одновременным познанием поля той программы, в которой он находится. И что ещё очень важно, он при этом начинает осознавать присутствие ещё более высоких программ жизни и предназначения, чем те, в которых он находится. Осознание – это всегда присоединение. И если внимание человека будет устойчивым в этом осознании, то это приведёт к тому, что между человеком и более высоким уровнем программы жизни и предназначения человека установится более прочная связь и человек осознанно перейдёт на следующий более высокий уровень сознания.
Из всего сказанного мы должны понять, что программа жизни в любых случаях является только средством реализации программы предназначения живого существа. Выполнение своего основного предназначения – вот что является самым главным в проявлениях любой жизни. Можно даже сказать, что программа жизни в этом случае занимает подчинённое положение. Если это так, то тогда, перепрограммировав своё предназначение, человек этим самым повлияет и на программу своей жизни и сделает её, соответственно, более короткой или более продолжительной, если это для него необходимо. Это вполне реально, так как пути предназначения имеют много вариантов своих решений, которые не противоречат основному предназначению человека.
Но люди в своё время, осознав своё физическое превосходство над живой природой, принялись усердно создавать свою реальность мира, не созвучную со своим предназначением… Вы, наверное, для себя отметили, что в приведённых выше примерах основное предназначение пчёл и хищников не было направлено на собственное благо, хотя внешне это выглядит именно так, но на благо других форм жизни. Человек же в создаваемой им реальности мира имеет в виду благо только для самого себя и это, за редким исключением, верно, для всех случаях его направленной активности.
Здесь мы, возможно, уже догадались, что жить во имя самого себя, не может быть истинным предназначением любого живого организма. Даже жизнь во имя своей собственной семьи, полностью не отвечает предназначению человека, но является только частью его. Но тогда, способности к самоосознанию ещё не достаточно, чтобы соответствовать своему человеческому предназначению, необходимо знание, в каком направлении должно прикладываться усилие воли человека, для того, чтобы соответствовать истинному смыслу жизни. Человек должен знать, для чего он должен использовать свою способность к самоосознанию и почему жизнь обывателя, даже самая благополучная, не соответствует человеческому предназначению. Здесь уместно будет вспомнить слова мыслителя Никиты Петровича Гилярова-Платонова: «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение. Труд есть долг, а не средство своекорыстия. Верховный закон человеческих отношений, есть всеотдающая любовь, а не зависть и выгода». Заметили, Никита Петрович говорит о том, что человек не должен жить ради собственного блага, а для истинного блага всего, что окружает его. Он увидел, что всеобщий закон природы основан не на корысти, а на жертвенности. Корысть – всегда являлась продуктом ума и влекла за собой ложь, насилие и, в конечном счёте, деградацию, что мы и наблюдаем в современном мире. Знание этого, даёт нам ответ на вопрос: в каком направлении должно прикладываться усилие воли человека, для того, чтобы его жизнь соответствовала своему истинному предназначению.
Очевидно, что ум не является средством для реализации истинного предназначения человека, что возможно только на путях открытого сердца. Ум способен сопоставлять фрагменты процессов и ценностей внешнего мира, может, исходя из суммы фактов, делать соответствующие выводы, но он не имеет знаний, которые имеет сердце. Следовательно, способности человека к самоосознанию должны быть направлены в первую очередь на своё сердце, в котором он найдёт необходимые для него ответы на все вопросы, даже те, которые ещё не были заданы им самому себе и кому бы то ни было ещё. При этом, конечно, ум будет всячески препятствовать человеку в этой внутренней работе, стремясь удержать его в своей власти.
В современном мире убеждения человека основываются на внешнем благе во имя себя самого, что всегда происходит в ущерб благу других людей и окружающей человека природы. Этот путь, ведущий к деградации, всегда предшествовал гибели цивилизаций и империй. И примеров этому на Земле множество.
Мы прежде смотрели на реальность человеческого бытия не с той стороны, стремясь успеть уложиться в своих делах в тот срок жизни, который отведён нам нашей судьбой. Человек всегда стремился к получению блага для себя самого, но такого рода стремление ненасытно, даже если идти путями извращений уже имеющихся благ, расширяя их во все стороны за пределы разумного. Это влечёт за собой ещё большую жажду благ, даже если они носят извращённый характер, но современное уже в значительной мере поглупевшее человечество, упорно продолжает идти в направлении ещё большей деградации. Это верно только в тех случаях, когда активность человека в этом мире не соответствует его истинному предназначению – продолжительность жизни человека в таких случаях полностью зависит от его программы жизни. Но, если жизнь человека посвящена выполнению его истинного предназначения, то в таком случае программа жизни продолжает действовать до тех пор, пока предназначение человека не будет выполнено.
Итак, мы подошли к ответу на вопросы не только об истинном предназначении человека, но и об изменении программы жизни, которая автоматически меняется в зависимости от времени, необходимого для выполнения более высокой программы, определяющей предназначение человека.
Следовательно, предназначение человека во внешнем мире – это труд для истинного блага других людей и для всей природы Земли, основанный на сострадании. Истинным благом является то, которое способствует росту сознания людей и максимальному сохранению земной природы. В то же время, предназначение человека на внутреннем пути так же связано с восхождением сознания в направлении Божественного совершенства. И это стремление к совершенству должно иметь своей опорой – искренность.