Убеждения – это осознанная упорядоченная система взглядов, касающихся как многогранного внешнего мира значимостей, так и собственных возможностей. Убеждение определяет степень ценности внешних значимостей мира и адекватность взаимоотношения с этими значимостями. Убеждения формируются в течение всей человеческой жизни – они рождаются, созревают, стареют и умирают, уступая место новым убеждениям. Строительным материалом для убеждений служат мнения, предположения, представления, предубеждения и вымыслы. Мировоззрение человека, практически состоит из основополагающих и второстепенных убеждений. Любое убеждение человека имеет свои корни в его подсознании, и чем глубже и многочисленнее эти корни, питательной средой которых, является прошлый опыт человека, генетическая обусловленность, и внешние обстоятельства, созвучные подсознательным структурам убеждения, тем оно эффективнее.
Генетическая предрасположенность, питающая убеждения, формируется из двух источников, один из которых формируется на основании позитивного или негативного жизненного опыта человека, здесь имеются в виду родители, деды и прадеды, вторым источником являются идеи, например, религиозные или какие-либо другие, которые нам преподносятся, как правильные. Таким образом, убеждения современных людей в значительной степени основано на жизненном опыте их предков и идей, которыми эти предки руководствовались в своей жизни.
Нередко убеждённость очень трудно отделить от слепой веры. Например, вера в среднюю продолжительность жизни человека, эффект плацебо, слепая религиозная вера, в резкой степени ограничивающая пределы возможностей человека на путях познания реальности мира и самого себя в нём. Даже вера в собственную слабость, неспособность. Мне вспоминается один из моих пациентов, который, рассказывая о своём университетском студенческом прошлом, отмечал в себе неуверенность, когда ему предлагалась какая-то общественная работа. В советские времена практически все студенты-комсомольцы выполняли какие-то общественные поручения. И этот студент, каждый раз, когда ему поручалась какая-нибудь общественная работа, сомневался в своих возможностях и при этом говорил: «а смогу ли я?» Его так и прозвали Асмогулией.
Есть одна очень важная особенность, касающаяся человеческой воли, безволия и неустойчивости убеждений человека, причиной которых является отсутствие или малое количество энергии воли. В каждом живом существе есть воля к жизни, которая поддерживает его предназначение на Земле, и главным в этом, является не сам процесс жизни, а предназначение, ради которого совершается жизнь. Здесь специально выделена курсивом основная мысль этого предложения, чтоб человек мог остановиться и подумать о том, что главным в его жизни является не сама жизнь, а то, для чего она предназначена. Волей к жизни не управляет ни одно живое существо, она определена изначально в том объёме, который необходим для выполнения им своего предназначения, записанного в программе его жизни. Но всё выглядит иначе на человеческом уровне, потому что человеку дана способность осознать, как волю к жизни, так и своё предназначение на Земле.
Как мы уже говорили, волей к жизни управляет программа, вложенная в каждое живое существо. В то же время каждая форма жизни проявляет активность во внешнем мире в соответствии с более высокой программой, управляющей её предназначением. Например, пчела собирает цветочный нектар и пыльцу, этим самым, обеспечивая не только своё существование, но и жизнь, и выполнение своего предназначения цветковым растениям. Хищники, охотясь на своих жертв, выбирают из них наименее совершенных – больных, слабых, менее быстрых и тех, внимание которых несовершенно – этим самым выполняют своё предназначение – оставляя для потомства, среди своих жертв, наиболее совершенных, да и сами при этом становятся более совершенными. И этот список можно ещё долго перечислять.
Эволюция – это, фактически, переход от одной программы, к другой, более высокой и этот переход совершается каждый раз, как только предыдущая программа в основной своей части выполнена. И, кроме того, этот переход не происходит сразу, лавинообразно, а исподволь, начиная с единиц, в чем-то гениальных по сравнению со всеми остальными. И только потом поток перехода к следующей, более высокой программе усиливается и постепенно становится лавинообразным. Но во всех случаях спектр программ от тех, которые управляют жизнью и предназначением более простых форм жизни, до более высоких программ, в поле которых поднялся современный человек, остаётся скрытым для тех, которые находятся под управлением этих программ. Для человека, эта скрытость относительна, так как в отличие от других живых существ на Земле, ему дана способность самоосознания. Эту способность самоосознания следует рассматривать не как достижение самого человека, и не как дар Божественного человеку за какие-то его заслуги, а как средство, при помощи которого человек может осознанно восходить по спектру управляющих программ.
Но это совсем не означает, что человек автоматически выходит из-под влияния программ того уровня, на котором он сегодня находится. Получив способность к самоосознанию, он одновременно с этим приобретает способность к познанию всех предшествующих программ жизни и предназначений, с одновременным познанием поля той программы, в которой он находится. И что ещё очень важно, он при этом начинает осознавать присутствие ещё более высоких программ жизни и предназначения, чем те, в которых он находится. Осознание – это всегда присоединение. И если внимание человека будет устойчивым в этом осознании, то это приведёт к тому, между человеком и более высоким уровнем программы жизни и предназначения человека установится более прочная связь и человек осознанно перейдёт на следующий более высокий уровень сознания.
Из всего сказанного мы должны понять, что программа жизни в любых случаях является только средством реализации программы предназначения живого существа. Выполнение своего основного предназначения – вот что является самым главным в проявлениях любой жизни. Можно даже сказать, что программа жизни в этом случае занимает подчинённое положение. Если это так, то тогда, перепрограммировав своё предназначение, человек этим самым повлияет и на программу своей жизни и сделает её, соответственно, более короткой или более продолжительной. Это вполне реально, так как пути предназначения имеют много вариантов своих решений, которые не противоречат основному предназначению человека.
Но люди, осознав своё физическое превосходство над живой природой, принялись усердно создавать свою реальность мира, не созвучную со своим предназначением. Вы наверное для себя отметили, что в приведённых выше примерах основное предназначение пчёл и хищников не было направлено на собственное благо, хотя внешне это выглядит именно так, но на благо других форм жизни. Человек же в создаваемой им реальности мира имеет в виду благо только для самого себя и это, за редким исключением, верно, для всех случаях его направленной активности.
Здесь мы, возможно, уже догадались, что жить во имя самого себя, не может быть истинным предназначением любого живого организма. Даже жизнь во имя своей собственной семьи, не отвечает предназначению человека, но является только частью его. Но тогда, способности к самоосознанию ещё не достаточно, чтобы соответствовать своему человеческому предназначению, необходимо знание, в каком направлении должно прикладываться усилие воли человека, для того, чтобы соответствовать истинному смыслу жизни. Человек должен знать, для чего он должен использовать свою способность к самоосознанию и почему жизнь обывателя, даже самая благополучная, не соответствует человеческому предназначению. Здесь уместно будет вспомнить слова мыслителя Никиты Петровича Гилярова-Платонова: «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение. Труд есть долг, а не средство своекорыстия. Верховный закон человеческих отношений, есть всеотдающая любовь, а не зависть и выгода». Заметили, Никита Петрович говорит о том, что человек не должен жить ради собственного блага, а для истинного блага всего, что окружает его. Он увидел, что всеобщий закон природы основан не на корысти, а на жертвенности. Корысть – всегда являлась продуктом ума и влекла за собой ложь, насилие и, в конечном счёте, деградацию, что мы и наблюдаем в современном мире. Знание этого, даёт нам ответ на вопрос: в каком направлении должно прикладываться усилие воли человека, для того, чтобы его жизнь соответствовала своему истинному предназначению. Очевидно, что ум не является средством для реализации истинного предназначения человека, что возможно только на путях открытого сердца. Ум способен сопоставлять фрагменты процессов и ценностей внешнего мира, может, исходя из суммы фактов, делать соответствующие выводы, но он не имеет знаний, которые имеет сердце. Следовательно, способности человека к самоосознанию должны быть направлены на своё сердце, в котором он найдёт необходимые для него ответы на все вопросы, даже те, которые ещё не были заданы им самому себе и кому бы то ни было ещё. При этом, конечно, ум будет всячески препятствовать человеку в этой внутренней работе, стремясь удержать его в своей власти.
Итак, мы подошли к ответу на вопросы не только об истинном предназначении человека, но и об изменении программы жизни, которая автоматически меняется в зависимости от времени, необходимого для выполнения более высокой программы, определяющей предназначение человека. Мы просто смотрели на реальность человеческого бытия не с той стороны, стремясь успеть уложиться в своих делах в тот срок жизни, который отведён нам нашей судьбой. Это верно только в тех случаях, когда активность человека в этом мире не соответствует его истинному предназначению – продолжительность жизни человека в таких случаях полностью зависит от его программы жизни. Но, если жизнь человека посвящена выполнению его истинного предназначения, то в таком случае программа жизни продолжает действовать до тех пор, пока предназначение человека не будет выполнено. Следовательно, предназначение человека во внешнем мире – это труд для истинного блага других людей и для всей природы Земли. Истинным благом является то, которое способствует росту сознания людей и максимальному сохранению земной природы. В то же время, предназначение человека на внутреннем пути так же связано с восхождением сознания в направлении Божественного совершенства.
В современном мире убеждения человека основываются на внешнем благе во имя себя самого, что всегда происходит в ущерб благу других людей и окружающей человека природы. Этот путь, ведущий к деградации, всегда предшествовал гибели цивилизаций и империй. И примеров этому на Земле множество.