Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

РОЛЬ ЗЕМЛИ И ДЬЯВОЛА В ЭВОЛЮЦИИ

--

Когда мы говорим, что в Абсолюте всё уже есть и за миллионы и миллиарды лет ничего нового не появляется. Отсюда его неизменность. И в то же время Он эволюционирует каждое мгновение, проявляя то, что прежде было непроявленным. Где же это непроявленное прежде находилось, и как непроявленное проявляется?

 И что, это и есть эволюция, когда в определённой последовательности проявляется то, что было прежде непроявленным, но оно уже существовало ещё до проявления! Следовательно, эволюция – это не проявление прежде непроявленного, хотя такая видимость, в связи с неведением, существует, а нечто другое. И, тем более, что новые, более совершенные формы, проявляются, как продолжение старых. И эти новые формы содержат в себе новое сознание, которое прежде, ещё до проявления, уже было связано с этими новыми формами. Это только для человека развёртывается видимость эволюции, последовательность изменения форм и их сознания, для Бога её нет, так как Он существует за пределами потока времени, в вечном «здесь и сейчас». Это можно сравнить с фильмом, в котором происходят в определённой последовательности события. Но эту последовательность наблюдает только зритель, для киномеханика, который демонстрирует зрителю этот фильм, этой последовательности нет, так как весь фильм, от начала и до конца, у него существует на киноплёнке. Человека, в таком случае, можно сравнить с туристом, рассматривающим достопримечательности какого-либо места на Земле, в определённой последовательности. Перед ним открываются новые замечательные пейзажи, дворцы, панорамы, и это для него открывается в определённой последовательности, хотя для другого туриста эта же самая реальность может открываться в другой последовательности, потому что сама по себе реальность этой последовательности не имеет. Это можно сравнить с панорамной картиной в тёмной комнате, которую человек рассматривает при свете луча фонарика, который может высветить только какую-то малую часть её. Можно её, эту картину, рассматривать в любой последовательности. Но человек никогда не увидит эту картину целиком одновременно, потому что во тьме неведения он способен высвечивать только незначительную часть реальности. Тогда последовательность проявления реальности этого мира, которая для человека выглядит как эволюция, эволюцией не является. Для человека этот процесс выглядит, как появление событий в настоящем ниоткуда, и уход их в никуда.

Хотя слово эволюция в переводе с латыни означает развёртывание, развитие, но развитие или развёртывание может происходить как в сторону позитивную, так и негативную. То же самое можно сказать и о термине инволюция – это то, что противоположно эволюции – свёртывание, обратное развитие. Эволюционировать может и зло и оно же может инволюционировать и становиться меньше. Примером эволюции зла может служить книга Энгельгардта: «Прогресс, как эволюция жестокости». Таким образом, слово – эволюция, говорит только о росте чего-либо, но не указывает направления. И когда мы говорим об эволюции Божественного или об эволюции сознания человека, то мы оказываемся в положении неопределённости, так как нам не известно направление процесса. Здесь мы остановились на смысле слова «эволюция» только потому, что в дальнейшем будем пользоваться этим термином, вкладывая в него позитивный смысл.

Таким образом, процесс проявления, прежде непроявленного, ещё нельзя назвать эволюцией – это только процесс. Но тогда каким образом происходит эволюция сознания? Может быть она связана с ускорением процесса? Мы, люди, сознательные существа, способные к самоосознанию и, «исследуя себя беспощадно», можем осознанно освободиться от многого, что есть в нас негативного и, таким образом, ускорить процесс эволюции сознания. Но в то же время есть и другой способ эволюции сознания – сознательный выбор определённого отношения к реальности этого мира.

Будущее человека или народа, и даже всего человечества, похоже на ветвистое дерево, и идя из прошлого через настоящее в будущее, человек в зависимости от состояния его мировоззрения и направленности его желаний может оказаться на какой-то одной из ветвей своей судьбы. Каждая из ветвей судьбы человека адекватна определённым его состояниям и его влечениям. И человек автоматически оказывается на той ветви своей судьбы, которой он соответствует. Истинное предназначение человека определяется центральной частью дерева судьбы, и для того, чтобы постоянно находится в созвучии со своим предназначением, человек должен всё время быть адекватным ему. В то же время всевозможные соблазны, идущие со стороны других ветвей этого дерева стремятся настроить его в созвучие с собой.

Исследуя себя, человек может осознать в себе только те состояния или влечения, которые выше порога его восприятия, и чтобы человек осознал их и последовал за ними, соблазны проявляют свою максимальную активность, чтобы человек почувствовал их, осознал их. Большинство людей уверено, что всевозможные соблазны находятся во внешнем мире. Если это так, то почему тогда эти, так называемые соблазны, для некоторых людей соблазнами не являются? Например, то, что соблазнительно для юноши, может быть не соблазнительным для человека преклонного возраста, и для сытого человека не является соблазном даже очень вкусная еда. А если он не испытывает жажды, то даже кристально чистая, прохладная вода не соблазнит его. Таким образом, соблазны – это наши внутренние потребности, которые далеко не всегда бывают полезными, нередко, даже вредными. Здесь, возможно, кое-кому захочется возразить, так как если бы небыло объекта соблазна, то человека невозможно было бы соблазнить тем, чего нет и, возможно, никогда не будет. Тогда тем, которые считают, что соблазны приходят к человеку из внешнего мира, если они хотят очиститься от них, придётся удаляться в пещеры, пустынные места, закрываться в кельях, в которых они станут недостижимы для внешних соблазнов, но в то же время ту свою внутреннюю суть, которая соблазняется всевозможными внешними значимостями, они унесут с собой, внутри останутся неизменными. Жажда быть соблазнённым останется с ними, она только затихнет, притаится в глубине его существа, и будет ждать подходящего случая, чтобы проявить себя. Правда, она может преследовать их в их фантазиях и желаниях, что иногда переживается мучительно.

Те люди, которые считают, что притяжения к соблазнам находится внутри их существа, должны будут осознавать их проявления и работать с ними, не избегая от взаимодействия с этим миром. И этому будет активно способствовать внешний мир, соблазняя их. Но такое противостояние внешнего и внутреннего однажды закончится, так как внутренняя работа духовного искателя обязательно приведёт к тому, что человек избавится от жажды быть соблазнённым, и ко всей мишуре соблазнов этого мира будет относиться спокойно. И такой человек однажды поймёт, что Дьявол, пытаясь соблазнить его значимостями внешнего мира, используя для этого его низшую природу, будет вызывать в нём жажду быть соблазнённым. Но, благодаря этому, духовный искатель, сможет осознать в себе те желания, побуждения, стремления, которые прежде, будучи непроявленными, оставались в нём неосознанными и из глубин его подсознания постоянно влияли на его личность, деформируя её.

Таким образом, стремящийся к очищению себя от влияний низшей природы, позади которой почти всегда проявляются намерения Дьявола, духовный искатель будет способен не только осознавать в себе те состояния и влечения, через которые он был привязан к этому миру значимостей, но и освобождаться от них.

В чём проявляются намерения дьявола? – Главное для него – власть. Не напрасно, искушая Иисуса Христа, он сказал, что ему дана власть над этим миром. Кем дана ему власть над этим миром и для чего? – Конечно же, тем, кто могущественнее его, и чью волю он выполняет – Богом. Тогда встаёт вопрос: для чего Бог дал власть над этим миром Дьяволу (Сатане)? У Бога ничего не бывает случайным или бессмысленным, всё происходящее на любом возможном уровне бытия, является необходимостью. Поэтому, Дьявола следует рассматривать, как инструмент или средство, которое использует Бог в своей эволюции. И если мы вспомним слова, сказанные Иисусом Христом, что даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его, то для нас станут понятными постоянные усилия Дьявола, направленные на выполнение Божественной воли.

Чтобы понять для чего Бог дал власть над земным миром Дьяволу, необходимо остановиться на значении Земли, человечества и Дьявола в божественных замыслах. Суть смысла всего этого скрыт в словах Иисуса Христа: «Много званных, но мало избранных». Кого Иисус Христос считал званными и кого Он имел в виду под избранными, и чем отличались званные от избранных? Разумеется, эти отличия были не национальные и не религиозные, но всё по порядку. Земля – это школа, в которой человеку предоставлены возможности реализовать самопознание, и этому в полной мере соответствует человеческая структура восприятия. Человек осознаёт реальность мира после того, как внутри его возникнет модель этой реальности. Но одна и та же реальность мира различными людьми воспринимается не одинаково, потому что между внешней реальностью и внутренним её образом существует призма отношений к этой реальности, которая преломляет эту реальности или искажает её в зависимости от множества различных причин. поэтому, отношения двух человек или семи миллиардов человек к одной и той же реальности будет индивидуальным. Другими словами, внутренний образ одной и той же внешней реальности, не будет в полной мере соответствовать ей и у каждого человека он будет свой. Своё мнение о внешних значимостях человек составляет на основании того образа, который возникает в его уме или сознании. Так что каждый человек имеет возможность настаивать на своём видении реальности мира и каждый из противостоящих друг другу людей в этом случае будет прав и в то же время все они неправы, так как внешняя реальность сама по себе не похожа на то, что отражается в их головах.

Таким образом, реальность мироздания имеет два основных значения – одно из них опирается на внешнюю реальность с его ценностями, другое – на её отражение внутри человеческого существа. Внутреннее отражение реальности мира всегда окрашено не только эмоционально, но и отношением эго к этой реальности. Подавляющее большинство людей проявляют свою активность во внешнем мире, считая, что в нём находятся те ценности, ради которых они живут на Земле. И эти люди, стремясь к успеху и опираясь на самоценную идею выгоды, считают внешнее поле этого мира единственно ценным, ради чего они живут на Земле. Другие, немногие, стремятся исследовать свои внутренние влечения и побуждения, находясь под влиянием своего истинного «Я», и в связи с этим определяют свои отношения с реальностью внешнего мира. В этих отношениях ценности внешнего мира не являются решающими во взаимоотношениях с ним, потому что основной ценностью этих людей является стремление к своему собственному духовному совершенству. Исследуя свою собственную эгоистическую природу, эти люди стремятся освободиться от зависимостей, которые формируются в них, влияниями внешнего мира и различными внутренними ответными на них реакциями. Этим самым, они трансформируют своё сознание и пересматривают ценности внешнего мира, которые для них получают другое значение – ведущие не к успеху и выгоде, а к самопознанию и очищению от всевозможных внутренних искажённых эмоциональных и эгоистических реакций. Действительно,  для любого человека существуют две стороны реальности – одна, внешняя, к которой он может быть привязан, и считать, что только в ней заключен истинный смысл его жизни, другая – внутренняя, осознавая которую, человек может не только освободиться от зависимостей, привязывающих его к соблазнам внешнего мира, Но самое главное – сформировать «Свидетеля». «Свидетель» – это тот, который осознаёт внутренний мир человека, открывается более высоким уровням сознания и отвергает всё, что стремится сделать его зависимым от ценностей этого материального мира.

Отсюда, нам становится понятной роль Дьявола, который стремится привязать человека к ценностям этого материального мира и в первую очередь соблазняет его властью. Если же в человеке появилось стремление, ведущее за пределы ценностей этого мира, то он всячески соблазняет его, как бы проверяя на искренность, и оставляет только тогда, когда человек остаётся непреклонным на пути своего духовного восхождения. Обратите внимание – все усилия Дьявола соблазнить человека ценностями этого мира – одних привязывают к ним, а другим, которые избрали для себя путь духовного совершенства,  невольно помогает в их внутренней работе, распознавать несовершенства, чтобы в дальнейшем преодолеть их и открыть, скрывающееся позади них совершенство. Но самое главное, ещё раз повторяю, это создание «Свидетеля», без которого никакая внутренняя работа сделана быть не может. Даже беспощадное исследование самого себя проводится в основном не для того, чтобы познать самого себя, хотя это так же важно, но для формирования «Свидетеля».

Если попытаться посмотреть на реальность происходящего в мире, как на события, которые уже изначально, в виде скрытых возможностей существовали, то можно ясно видеть, что в современном мире идёт очень активная работа по проявлению всего, что должно быть трансформировано. Можно сказать, что в современном мире идёт активная подготовка всего человечества к уже недалёкому будущему, в котором в мире должна преобладать истина. Нам снова надо вспомнить слова Шри Ауробиндо, которые он сказал незадолго до того, как оставил своё тело: «Я вернусь через триста лет в супраментальном теле, не рождённом женщиной». Его слова наводят нас на мысль, что к тому времени человечество будет другим, и приход Шри Ауробиндо будет началом новой эпохи на Земле.