Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

--

Под противоположностями мы часто имеем в виду то, что не является противоположностями. Можем ли мы сказать, что начало и конец пути – это противоположности? А детство и старость – это противоположности? Конечно, нет. Без начала пути никогда бы не было и его конца. А могло ли быть добро без зла? В действительности, эти два принципа определяют направление эволюции, являясь своеобразной разностью потенциалов, создающей  смысл всего существующего. Но противоположности ли, разность потенциалов? Ведь, без одного не может существовать и другое. И противоположности ли хищники и их жертвы? Они нужны друг другу, потому что без них никакая эволюция в животном мире не происходила бы. Тогда, возможно, противоположности – Бог и Дьявол. По крайней мере, так они предстоят в религиях. Но Дьяволу доступны только те части человеческого существа, которые созвучны ему. Мы почему-то всё низкое относим к Дьяволу, а всё высокое – к Богу и в то же время не задумываемся, о том, для чего Дьявол в реальности мира нужен. Вот мы говорим, что подошва горы противоположна её вершине – всё правильно, но она не противостоит, не враждует с вершиной, не отрицает её, но в то же время Дьявол отрицает Бога. Но это с религиозных позиций, в действительности Дьявол не может отрицать Бога, потому что Бог не доступен Дьяволу, так же как моська не может отрицать слона. Тогда, возможно, Дьявола действительно нет, и есть только Бог, но тогда что нам делать со злом в этом мире?

Но давайте посмотрим на Бога и Дьявола с других позиций. В священных книгах мы читаем, что бог вездесущ и всеведущ. Следовательно, он есть и в Дьяволе, и знает все его помыслы, – Он же всеведущ. Но в Божественной Вселенной нет ничего лишнего и случайного, поэтому Дьявол для чего-то нужен Богу, и, наверное, совсем не для того, чтобы периодически щекотать ему нервы.

вернёмся снова к метафоре с горой, на которую можно подняться, начиная только от её подошвы. В этой метафоре подошва горы – это Дьявол, а вершина её – Бог. И чтобы придти к Богу, необходимо освободиться от притяжения Дьявола, преодолеть его и только тогда мы можем достичь цели – подняться на вершину. Правда, эта вершина очень странная – она недостижима. И это замечательно! Так как путь, ведущий к Божественному совершенству, не имеет конца. В отличие от внешних путей, которые ведут к конечным конкретным целям, внутренний или духовный путь сам является целью. Но тогда метафора с горой, вершина которой недостижима, полностью созвучна с человеком, в котором есть и высокое и низкое – Божественные и Дьявольские качества, и в то же время совершенствованию нет предела. Но с горой всё понятно – видно, где низ и где вершина, и для того, чтобы подняться к её вершине, необходимо освободиться от притяжения её подошвы и всего того, что тянет человека вниз на пути подъёма к этой вершине, а как же человеку подниматься внутри самого себя? Если к вершине горы человек поднимается, преодолевая гравитацию, то, что он должен преодолевать внутри себя – Дьявола? Для этого он, вероятно, должен знать его проявления в себе и только после этого отвергать его. И тогда первоначальный вопрос распадается надвое, так как человек ещё не знает, как в нём себя проявляет Дьявол, и не знает, как отвергать его. В христианских религиях верующие уверенны, что всё это за них должен сделать Бог – вспомните: «…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого…», но, здесь будет уместным вспомнить слова Дьявола, искушавшего Иисуса Христа: «И возведя Его на высокую гору, Дьявол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал ему Дьявол: тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её…». Другими словами, Дьявол искушает человека тем, что принадлежит этому миру, и является частью его. Здесь мы так же видим противоположности, одна из которых – это наш человеческий мир, над которым дана власть Дьяволу, и всё в нём совершается по его воле, и мир или Божественное царство, в котором проявлена Божественная истина. Эти противоположности мы сравнивали с горой, к вершине которой, от её основания должен подниматься человек, преодолевая притяжения Земли. Тогда, соблазнами для человека, целью жизни которого является совершенство, является этом мир с его ценностями, основными из которых является власть, богатство и удовольствия, и теми состояниями, которые переживает человек, в стремлении овладеть этими ценностями. Можно сказать, что вся эмоциональная гамма человека с его эгоистическими реакциями, тесно связана с проявлениями этого мира, над которым властвует Дьявол. Следовательно, человек, стремящийся к Божественному совершенству должен преодолевать не только влечения к ценностям этого мира, но и различные проявления своей эмоциональной сферы и проявления своего эго.

У человека, читающего этот материал, может сложиться впечатление, что стремление к Божественному совершенству может сформировать из человека какого-то робота, который ко всем ценностям этого мира безразличен, и эмоционально совершенно бесцветен. В действительности, всё выглядит иначе, так как целью человека является не освобождение от всевозможных привязанностей к ценностям внешнего мира, а приобретение над этими привязанностями и эмоциональной сферой, власти. При этом человек перестаёт быть рабом этого мира и выходит из-под власти дьявола, правящего этим миром. И, кроме того, внутренняя работа человека тренирует его волю, без которой невозможно преодолеть власть Дьявола. Более того, при внутренней работе трансформируется мировоззрение человека и, в связи с этим, меняется направление его интересов. При этом человек продолжает взаимодействовать с окружающими его обстоятельствами, но теперь внешний мир уже не диктует ему свою волю, так как человек свободен от его влияний и его отношение с реальностью мира – это отношение свободного человека. Таким образом, внутренняя работа человека на пути к Божественному совершенству, в отличие от внешней работы обывателя, которая трансформирует внешний мир, трансформирует самого человека, поднимая его над зависимостями этого мира.

Но, как мы уже знаем, – Дьявол сказал, что ему дана власть над этим миром, и эту власть он может проявить только через людей, тех которые издают законы и тех, которые выполняют их, и всех остальных, которые действуют в этом мире, опираясь на идею выгоды или тех, которых удовлетворяет быть такими как все. Приобрести способность не реагировать на всевозможные влияния внешнего мира и не попадать в дьявольские ловушки человек может, только наблюдая внутри себя всевозможные влечения, желания и побуждения, различные эмоциональные состояния, а так же различные проявления эго. Такая работа, с одной стороны формирует в сознании человека «Свидетеля», наблюдающего за всевозможными реакциями человека, а с другой – меняет человеческое мировоззрение, так как внешний мир для такого человека предстаёт не как поле деятельности, на котором он может быть успешным и иметь выгоду, а как школу, решая задачи которой, человек постепенно становится всё более и более совершенным. Эту работу можно сравнить с воздухоплаванием на воздушном шаре, который поднимается в более высокие слои атмосферы, по мере того, как перестаёт быть зависимым от балласта, удерживающего его на поверхности земли.

Таким образом, так называемые противоположности указывают направление от меньшего совершенства к совершенству большему, что является крайне важным в эволюции сознания человека.

Но с какой стати однажды человек должен решиться изменить свои взаимоотношения с внешним миром и переименовать ценности этого мира, чтобы они служили не выгоде, а служили учебными пособиями для его внутренней работы на пути к Божественному совершенству. В этом материальном мире есть свои проблемы и свои радости, которыми живёт всё человечество, и это продолжается уже бессчетное число человеческих поколений, которые шли путями своих предков, и почему мы должны отказываться от традиционного мировоззрения и традиционных способов бытия. Дело в том, что современному человеку представился шанс сделать очередной эволюционный шаг. Об этом свидетельствует способность современного человека к самопознанию, и открыты для человечества исчерпывающие знания, необходимые на путях самопознания. Кроме того, современное человечество уже занесло ногу над пропастью самоуничтожения и именно в такие критические периоды жизни человечества, происходит переход его на новый уровень сознания. В священном писании это описывается как Армагеддон – решительное сражение сил света и сил тьмы. И современное человечество уже втянуто в эту космическую битву. Именно поэтому, люди, идущие внутренним путём, считаются воинами духа. И каждый человек, однажды вставший на внутренний путь, не только примыкает к воинству света, но и становится на путь своего человеческого предназначения.