В первой главе второго тома «Жизни божественной» Шри Ауробиндо говорит о Божественном, который удерживает в себе миллионы вселенных. Мы не будем здесь говорить о том, что собой представляют эти вселенные, так как рассуждения на эту тему будут только пищей для любопытства. Для нас важным является только то, что имеет отношение к внутренней работе духовного искателя.
Известно, что внимание человека – это не только канал, по которому информация поступает извне в человеческое существо, но оно ещё и несёт в себе энергию, которая питает то, на что оно направлено. И, кроме того, внимание может быть активным, когда содержит в себе активное намерение, в основе которого лежит любознательность, и пассивным, когда любопытство привлекается чем-то внешним. Отличие второго типа внимания от первого состоит в том, что при пассивном внимании, в основе которого лежит любопытство, человек открыт внешним влияниям, которые постепенно трансформируют его до полного созвучия с собой и человек уподобляется тому, что привлекает его внимание. Это связано с тем, что внимание, порождённое любознательностью, отсеивает всё, что не созвучно намерению человека. Следовательно, мировоззрение людей, воспринимающих мир через призму осознанного намерения, формируется упорядочено, что можно сравнить со строительством здания по определенному плану. В то же время, формирование мировоззрения, основанное на любопытстве, беспорядочно и сходно со строительством здания из тех конструкций, которые случайно попадают в поле внимания хозяина, строящегося дома. В результате, только немногие люди имеют упорядоченное мировоззрение и у большинства людей мировоззрение похоже на свалку из всевозможных строительных материалов.
Целью людей, мировоззрение которых подобно свалке строительных материалов и отходов, не имеет своей собственной направленности и целью владельцев этой свалки является её увеличение, что воспринимается ими, как опора их жизни. Отсюда, их внешние взаимоотношения с реальностью мира соответствует состоянию их мировоззрения. В то же время целью людей, мировоззрение которых строится по определенному плану, всегда имеет конкретную направленность. Если продолжать сравнивать мировоззрение со зданием, то такое строение будет содержать в себе всё, что соответствует направленности основного намерения жизни этого человека. Отсюда, сам собой напрашивается определённый вывод: человек не может идти внутренним путём, если его мировоззрение подобно свалке со строительным мусором.
Тогда можно предполагать, что на внутренний путь не может стать тот человек, мировоззрение которого не упорядочено. В действительности это не так, и есть множество примеров, свидетельствующих о том, что прежде неорганизованное мировоззрение, однажды может начать интенсивно меняться и принять определённую направленность. Это происходит, когда человеком овладеет какая-либо определённая захваченность, и тогда носитель неорганизованного мировоззрения, начнёт отбрасывать всё то, что не соответствует его захваченности и строить здание, которое будет созвучно ей.
Погружаясь вовнутрь себя, человек может осознать или объекты, к которым он устремлён в этом мире, или же устремление, не имеющее конечных объектов. В первом случае человек оказывается привязанным к этому материальному миру и к своей низшей природе; во втором – в своей устремленности он постепенно освобождается от прежних привязанностей к значимостям этого мира и следует в запредельное навстречу своему истинному предназначению.
Освобождаясь от привязанностей к ценностям этого материального мира, человек не только освобождается от зависимостей, создающих его внешнюю социально-психологическую оболочку, но и от тех внутренних ограничений, которые создаёт эта оболочка. В постепенно растворяется внутренний жёсткий каркас, определяющий его принадлежность к этому материальному миру ценностей. И в месте с этим, в значительной мере теряет своё влияние на него и его эго. Необходимо знать, что любая деятельность человека в этом мире, будет ли она направлена на благо людей или же на благо самого себя, привязывает человека к этому материальному миру, если человек для этого блага использует ценности этого мира.
Каждого человека можно рассматривать, как вселенную, в центре которой находится или он сам, или же то, ради которого он живёт в этом мире. В этой вселенной есть познанное, познаваемое и непознаваемое. По мере освобождения от зависимостей этого мира, человек теряет его каркас и становится более текучим и пластичным, чем он был прежде. Более того, у него могут исчезнуть субъективные внутренние границы, и он постепенно всё в большей степени будет осознавать своё единство со всем сущим в этом мире. Обычно такое единство человек начинает осознавать с сострадания всему живому, с которым он приходит в соприкосновение. И одновременно с этим, к нему приходит осознание несовершенства всего сущего, и стремление прощать проявление этих несовершенств. Отсюда, начинает меняться его отношение к другим людям, когда взаимоотношения их далеки от совершенства. Это является очень важным результатом внутренней работы, так как досадные мелочи в отношениях между людьми, очень часто являются началом значительных конфликтов и отдаления людей друг от друга. К этому следует добавить, что истинная свобода человека состоит не в том, что он в своих отношениях не зависим от другого человека и поступает так, как он считает для себя правильным. Такого рода свобода всегда агрессивна и всегда наносит раны окружающим людям. Истинная свобода возможна только в единстве людей. И если в первом случае кажущаяся свобода даёт человеку ощущение власти и вседозволенности, которые принося чувство удовлетворения, то при истинной свободе человек переживает полноту и радость единства.
Мировоззрение у подавляющего большинства людей имеет свою периферию, которая служит его центру, и только мировоззрение духовного искателя служит его устремлённости. И если внутренняя вселенная доступная осознанию человека у обывателя ограничивается этим проявленным миром с его материальными ценностями, то Вселенная духовного искателя бесконечна и только такие люди носят в себе непознанное и непознаваемое. Духовный искатель знает, что границы непознаваемого отступают по мере того, как он продвигается по пути совершенства, и он знает, что его осознанная устремлённость будет определять не только эту его жизнь, но и все последующие жизни, потому что внутренний путь не имеет конца.