Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ЧТО В ЦЕНТРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Петр Зорин

Мировоззрение – это не только поле, на котором посажены и произрастают всевозможная информация и знания, но это одновременно и программа, опираясь на которую, человек взаимодействует с внешним миром. Поле мировоззрения нельзя рассматривать, как нечто раз и навсегда установленное, определяющее какие-то грани личности человека, его можно рассматривать как некую программу, определяющую и взгляды человека на реальность мира и его взаимодействие с ним; и мировоззрение можно рассматривать как поток, имеющий определённую направленность. Поля мировоззрения различных людей могут быть различными по своей величине и, поэтому, мы можем говорить о некоторых людях, которые имеют энциклопедический ум и о других, знания и круг интересов которых, чрезвычайно ограничены. Но, как для тех, так и для других верен один и тот же принцип: центр мировоззрения каждого человека определяет его личность, его интересы и его стремления. Но, к сожалению, у большинства людей на Земле в их мировоззрении нет в центре этого маяка, который был бы для них опорой и определял направление их жизни. В центре мировоззрения этих людей находится флюгер или приёмник всевозможных внешних направлений, которым следуют окружающие его люди. К этому окружению следует относить не только живых людей, но и их образы, которые человек воспринимает по телевидению и в компьютерных сетях. И тогда эти люди стремятся «быть такими как все»,  быть подобными тому, что их окружает – практически, они следуют древнему стадному инстинкту. Люди, часто, не задумываются над тем, что каждое слово, которое они слышат или читают, каждый образ внешней реальности, в какой бы форме он ни был представлен человеку, и вообще, всё, с чем человек приходит в соприкосновение, имеет свою смысловую направленность. Даже слова, высказанные случайно или неосознанно – это только проявления определённых внутренних направленных, иногда тщательно скрываемых, намерений. Другими словами, всё имеет свой смысл и своё явное или скрытое намерение, и каждое намерение, даже если оно не осознаётся человеком, имеет свою цель.

При взаимоотношениях между людьми, если они хотят быть искренними в своих намерениях друг перед другом, и через эту искренность придти к единству друг с другом, не должно остаться скрытым ни одно намерение. И в этих случаях человек должен стать полностью открытым и не защищённым перед другим человеком. Действительно, если передо мной человек, которому я полностью доверяю, буду ли я иметь какие-то тайные от него намерения. Мы должны помнить, что тайные намерения необходимы людям, как средства манипулирования теми людьми, с которыми они взаимодействуют. И ещё, мы должны знать, что тайные намерения всегда являются препятствиями для формирования единства между людьми. Подавляющее большинство людей не знают, что собой представляет собой действительное единство между людьми. Это не единство раба и господина, потому что между ними нет свободы, и это не карусельное единство, при котором в отношениях один является центром, а другой – периферией. Возможно, средневековую инквизицию унижало, что Земля вращается вокруг Солнца, потому что с утратой центрального положения Земли в мироздании в значительной мере снижалась и их значимость. Для них более приемлемым было бы, если бы не собака виляла хвостом, а хвост вилял собакой. И когда Иисус Навин сказал: «Солнце, стой»! то и в этом случае речь идёт не только о невежестве, но и гордыне.

Приведённые примеры, если рассматривать их с позиции поля мировоззрения с его центром, приводят к мысли, что у многих людей в центре поля их мировоззрения находится их собственное эго, со своими идеалами взаимоотношений. Возможно, это покажется спорным, но в действительности, когда в центре поля мировоззрения человека находится его эго, то такой человек при взаимодействии с внешним миром, или с отдельными людьми руководствуется принципами выгоды. Он формирует обстоятельства своей жизни выгодные ему. При этом в круг выгоды он может включать близких ему людей и активно исключать тех, которые могут помешать этому. Эманации выгоды, идущие из центра мировоззрения такого человека могут присутствовать и в тех случаях, когда он влюблён в кого-либо. Это не помешает ему создавать выгодную ему психологическую ситуацию с использованием любимого им человека.

Если выгода построена на манипулировании людьми, что можно сравнить с каруселью, в которой есть центр и всё то, что вращается вокруг центра, то в единстве в центре никого нет, так как единство – это двойные звезды, вращающиеся вокруг друг друга, это люди, взявшись за руки, кружатся в радостном танце, это, возможно, даже хоровод, в которым каждый дополняет всех и каждый обогащающийся за счёт всех. Разумеется, речь идёт не о материальном обогащении, но в первую очередь о социальном, психологическом и духовном. При единстве близких людей, ни один из них не стремится быть главным во взаимоотношениях, и они принимают друг друга такими, какие они есть, с их привязанностями, несовершенствами, и привычками. Значимость внешнего мира для людей, которых объединяет чувство единства, существует не в центре их мировоззрения, а на периферии, возможно, очень близкой к центру. Это связано с тем, что, как мы уже говорили, единство можно сравнить с людьми, держащими друг друга за руки, обращёнными лицом друг к другу. Тогда всё остальное, а не только реальность мира, становится периферией, т. е. менее значимым. В этом случае интересы и стремления становятся общими, понимание реальности мира – созвучно, они постоянно обогащают друг друга, так как в единстве сердце одного всегда открыто навстречу сердцу другого. Никакая ложь, даже самая невинная, не может войти в их отношения, потому что ложь – это инструмент выгоды, и между ними не должно быть каких бы то ни было скрытых намерений. Можно сказать, что когда люди становятся едины в своей духовной составляющей, то они меняются центрами мировоззрения, и тогда выгода во взаимоотношениях становится абсолютно невозможной.

Но тогда может возникнуть вопрос: что необходимо делать во взаимных отношениях, чтобы однажды достичь состояния единства? – Надо стремиться жить для другого человека и поддерживать в нём всё высокое, всё, что можно назвать позитивным. Этот человек для вас должен быть самым значимым среди других людей, и он должен осознавать, что является опорой для вас. И это не будет манипулированием другим человеком, потому что если вы действительно искренне полагаетесь на него, и всячески поддерживаете позитивные стороны его личности, то этим самым вы помогаете раскрыться в нём чувству ответственности за ваши отношения и за лично вашу судьбу. Вы всегда стремитесь находиться в поле зрения близкого человека для вас, но это совсем не значит, что вы постоянно собой мозолите ему глаза. Быть в поле зрения другого человека – это значит, он всегда в курсе ваших основных интересов и мнений, знает о ваших проблемах и ваших надеждах, он знает о ваших стремлениях и трудностях на пути их реализации. И, конечно же, всё это должно быть обоюдным. Невозможно подняться до состояния единства только одному человеку. Это можно сделать только «взявши друг друга за руки».

Опубликовано