Все этапы эволюции в мельчайших подробностях уже существуют. Можно сказать, что эволюционная ткань вселенной и каждого объекта в ней уже соткана, космические богини судьбы – мойры уже завершили свою работу и то, для чего предназначено человечество и каждому человеку в его судьбе, обязательно произойдёт. Тогда какой смыл наших усилий, чтобы что-то изменить в мире, если уже ничего изменить невозможно, о какой эволюции тогда может идти речь? Если следовать эволюционной теории, то изменения в живом организме наступают в результате его приспособления к определённым внешним условиям, которые вызываются соответствующими мутациями. Ну а если всё уже есть, то динамика жизни должна тогда иметь какой-то другой смыл. Или, возможно, эволюционирует не сам организм, а нечто, связанное с этим организмом, и физические изменения – это только следствия каких-то других, более тонких изменений. И это действительно так, так как основное значение в эволюции приобретает не внешняя форма с её качествами и способностями, а эволюционирующее сознание. И все усилия людей, направленные на разрушение или созидание, так же предопределены и необходимы в общемировом раскрытии реальности. И если провидец видит грядущее будущее, то все усилия противоборствующих сторон задержать или ускорить это будущее, будут только средствами своевременного приближения этого будущего. И слова Иисуса Христа – «Даже волос с головы твоей не упадёт без воли его», подтверждают эту истину. Тогда всё, что мы делаем – это всё уже предопределено и даже наши страдания и радости, так же предопределены? Да, это действительно так, если мы несознательны, но всё выглядит иначе, если мы в своём взаимодействии с реальностью мира используем величайший Божественный дар – способность к самоосознанию.
Человеку, в отличие от других форм жизни дана способность к самоосознанию. Этот величайший дар неизмеримо ускоряет эволюцию человеческого сознания по сравнению с естественным природным процессом. То, что должно эволюционировать в течение тысячи и более лет, может произойти в течение одной человеческой жизни.
Как мы уже говорили, во Вселенной всё уже есть и эволюция не преследует появление каких-либо новых более совершенных форм жизни – более зубастых хищников и более быстрых травоядных или людей с большим количеством извилин в головном мозгу. Даже прошлое и будущее со своими целями и предназначениями так же уже есть, а эволюция – это снятие покровов на путях от меньшего совершенства, к совершенству большему. И эволюцию ещё можно сравнить с раскрытием лепестков бутона розы. Но, говоря о духовной эволюции человека, следует иметь в виду, что раскрытие её лепестков будет более или менее успешным в зависимости от состояния почвы, на которой эта роза растёт. Рассмотрим такую метафору: Россия – это поле, на котором растут самые разнообразные цветы, и каждая разновидность цветов имеет свои особенности и от этого поле, которое мы назвали Россией, похоже на многоцветный ковёр. И у этого поля есть хозяин, который с помощью своих работников ухаживает за ним, иногда расширяет его границы. Со временем хозяева меняются, при этом, не всегда соблюдая преемственность и не всегда правильно относясь к цветам, растущим на этом поле. Но хозяева со своими слугами приходят и уходят, и какими бы они ни были хорошими или нерадивыми, поле, которое мы назвали Россией всё равно остаётся. И даже тогда, когда его разделили, отрезав от него куски со своими разновидностями цветов, – основное поле, может быть менее соответствующее прежнему многоцветному ковру – осталось.
А теперь переведём метафору на язык реальности нашего мира. Поле, которое мы назвали Россией, это не только территория, но это и дух России. Каждый цветок, растущий на этом поле – это люди, единые своим духом с духом России. Другими словами, в каждом человеке есть частица духа России, благодаря чему, он любит её, как сын или дочь любят свою мать, так как в каждом из них есть её частица. Здесь истоки патриотизма и национализма, братства и любви к ближнему. Хозяева поля – России – это её правители, которые могут быть хорошими и плохими, умными и глупыми, дальновидными и близорукими и ещё какими угодно – это князья, цари, императоры, генеральные секретари, президенты. И будет верхом невежества, каждому из таких хозяев ассоциировать себя со страной. Действительно, цари, и президенты приходят и уходят, а страна остаётся. И ещё более невежественным будет судить о стране по тем смертным людям, которые управляют ею. Каждый из этих управляющих имеет свои качества, которые определяют способ его взаимодействия со страной, но ни как не качества самой страны. От одних управляющих всей стране плохо, следовательно, и отдельные люди, которых мы сравнивали с цветами, так же от этого страдают. Но в этом сравнении есть ещё одна важная особенность, которая определяет уровень сознания человека – отношение его к своей стране и к своему народу. Если сознание человека высокое и не находится под властью идей личной выгоды, то он всегда будет любить свою страну. И это чувство любви к своей стране, свидетельствует о высоте его сознания. Ну а если он любит в основном себя, то тогда на мир он будет смотреть с позиции выгоды, и его страна будет для него хорошей или плохой в зависимости от того, насколько она обеспечиваете ему выгодное в ней существование. Идея выгоды всегда свидетельствует о низком уровне сознания и глубоком эгоизме человека, следующего этой идее. Относясь с презрением к своей стране, человек это низкое чувство переносит и на самого себя, так как он связан с ней своими не только историческими корнями, но и генетически, и духовно. И, конечно же, это служит основательным препятствием в духовной работе. Можно сострадать ситуации, в которой оказалась страна или же народ, но не презирать их. Это низкое чувство – антидуховно, и его вибрации, к сожалению, распространяются и на других людей, с которыми презирающий человек входит в контакт. Можно сострадать стране, оказавшейся по разным причинам в незавидном положении, но она ведь твоя мать, можешь ли ты презирать её. И можешь ли ты презирать свой народ в минуту его неведения или слабости, ведь это твой народ, и ты можешь только сострадать ему. Презрение возникает только у тех, которые испытывают превосходство над презираемым, а это сатанинское чувство, чуждое духовности, разрушает всё высокое в человеке. Обратите внимание на то, что презрение – это проявление гордыни, так же как и желание господствовать, преобладать над другими. В то же время, чувство превосходства созвучно непогрешимости своих мнений, своего отношения к чему-либо. Уже одно это свидетельствует, что для такого человека чрезвычайно затруднено духовное смирение, которое необходимо для познания своих несовершенств и работы с ними.
Кажущееся отступление от основной темы, на самом деле является хорошей иллюстрацией положения духовного искателя во время его внутренней работы.
Когда мы говорили, что эволюция – это в действительности последовательное снятие покровов, отделяющих меньшие совершенства от совершенств больших, то имели в виду два процесса на этом пути. Первый – это работа низшей природы, которая в большей степени механистична и запрограммирована и второй – это работа высшей природы, которая из бессознательной превращается в сознательную, что проявляется в способности человека к самоосознанию. Здесь следует сказать о симптомах, через которые покровы или ступени совершенства проявляют себя, что может помочь искателю определить направление своего движения. Более светлый покров или более высокая ступень эволюции содержит в себе всё высокое, прекрасное, в нём нет лжи, насилия, стремления к власти, оно полно любви и сострадания. Его стремления имеют только одно направление созвучное с истиной, и оно не приемлет всего, что может вести к деградации. Кроме того, человеку в его внутренней духовной работе совсем не следует делать каких-либо усилий, чтобы двигаться вперёд. Эту задачу за него делает его истинное «Я». Человек должен делать только сознательный выбор из того, что предлагает ему низшая и высшая природа, и удерживать своё внимание на выбранном направлении. Конечно, предыдущая, более тёмная ступень, принадлежащая низшей природе, будет всячески соблазнять его, чтобы искатель вернулся в её объятия. И всё, что ему будет предлагать высшая природа, низшая природа тут же будет предлагать свой облегченный и более привлекательный вариант. Например вместо духовного пути будет предлагаться религиозный путь.
Сознательная воля человека при этом, всегда оказывается между двумя соседними покровами, один из которых более тёмный по сравнению с другим, что соответствует более низкому уровню сознания. Сознательная воля человека для своего проявления в духовной практике, имеет все необходимые для этого качества. Она способна к различению влияний, идущих как от тёмного покрова реальности, так и светлого. Те влияния, которые соответствуют тёмному покрову осознаются как зло. И совсем не обязательно зло по отношению к осознающему, а к кому угодно, или к чему угодно. Или же осознаются как безобразное, ложь, насилие, несправедливость и т. п., и в то же время, влияния, соответствующие светлому покрову или проявлениям высшей природы, осознаются как добро, прекрасное, правда, сострадание и т.п. Каждый из этих и последующих покровов, содержит в себе свои принципы взаимодействия с реальностью этого мира и понимание своёго места и целей этого взаимодействия. И сознательная воля человека при этом делает выбор и становится на сторону высшей или низшей природы. Но если воля человека действительно настолько сознательна, что отличает добро от зла и ложь от правды, то такой человек не станет на сторону зла, лжи и насилия, а предпочтёт влияния, идущие со стороны высшей природы.
Но сознательная воля человека не только осознаёт и принимает проявления высшей природы, но и включает в себя способность к различению, восприятию, внутреннее и внешнее внимание, и способно отвергать всё, что предлагается низшей природой и удерживает внимание на проявлениях более высокого сознания, ради избранной цели,
И только после того, как установится новое более высокое сознание, человек начнёт осознавать проявления следующего, ещё более высокого уровня сознания. Все уровни сознания существуют уже изначально в проявлении Вселенной, но как уже однажды говорилось, то, на чём фиксировано внимание человека, постепенно захватывает сознание человека и трансформирует его. В то же время концентрация внимания ведёт к тому, что на периферии поля внимания остаются неиспользованные возможности, которые в связи с этим закрываются. В нашем случае периферией внимания духовного искателя является предыдущий более тёмный покров сознания, принадлежащий низшей природе, который не поддерживаемый вниманием человека постепенно теряет свою активность. Даже такой незначительный шаг во внутренней работе, как переход от низшего покрова сознания к другому, более высокому, а таких покровов на пути восхождения духовного искателя много, мог быть достигнут человеком без активного его участия в этой внутренней работе, в течение многих жизней. И ускорение такого эволюционного процесса становится возможным только благодаря тому, что человеческое существо получило от Божественного величайший дар – способность к самоосознанию.