Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ПРОБУЖДЕНИИ

--

Когда мы читаем или слышим о том, что на духовном пути, человек однажды приходит к осознанию, что нет ни добра, ни зла и, вообще, нет никаких противоположностей, то это свидетельствует о том, что человек достиг того уровня сознания, на котором этих противоположностей не существует. Этот человек получил опыт, позволивший ему осознать, что все эти противоположности содержат в себе другой смысл и предназначение по сравнению с тем, что видит традиционный человеческий ум.

Истинное познание возможно только через отождествление (созвучие). Познание мира, других людей и даже самих себя так же возможно только через отождествление с познаваемым. Но на современном этапе эволюции сознания на Земле, люди, чаще всего познают мир и друг друга, или же какие-то идеи, высказанные другими людьми, не через отождествление, которое даёт знание, а через поверхностное, точечное соприкосновение со знанием, которое порождает у человека мнение о чем-либо или о ком-либо. Источником этого мнения, которое человеком воспринимается как знание, является человеческий ум. Шри Ауробиндо говорил, что ум не является инструментом знания, более того, он препятствует получению знаний, поэтому Шри Ауробиндо настаивал на необходимости остановки ума.

Ум не способен к отождествлению, которое объединяет познающего и познаваемое, он соприкасается только с поверхностной информационной оболочкой познаваемого или, другими словами, с формой, внутри которой находятся знания. Более того, он соприкасается не со всей формой, а только с какой-то малой частью её, и, прикоснувшись, заявляет, что получил знания о содержании того, что внутри формы. Знания, которые получает человек через отождествление, проявляются в человеке не в виде какой-то информации, а непосредственно, как определённые внутренние состояния или переживания, совсем не обязательно эмоциональные. Отождествление происходит на уровне сердца, при этом ум должен молчать или хотя бы его шум не должен преобладать над потоком знания, который приходит с отождествлением. Поэтому, когда люди высказывают своё мнение по какому-либо вопросу, то это совсем не означает, что они имеют соответствующие знания. Большинству людей в современном мире вполне достаточно информации, на основании которой они составят своё мнение о чем-либо и будут довольны, считая, что они получили знания.

Практически, всё, что мы читаем или слушаем – это только информация, которая может быть ключом к знаниям, но не самими знаниями. И не важно кто это написал или сказал, но открыть этим ключом дверь к знаниям может только тот, кто умеет слушать и кто не судит. Дело в том, что слушает сердце, а судит и слышит – ум. Таким образом, если вы читаете или слушаете с открытым сердцем, то вы получаете знания, а если используете для этой цели ум, то в лучшем случае вы получаете информацию, на основе которой формируете её оценку или мнение. Но у каждого человека это будет происходить по-своему, потому что у каждого человека свой жизненный опыт и, отсюда, своя точка зрения. Поэтому, на уровне ума невозможно созвучие и каждый человек, судя о чем-либо, по-своему прав, потому что у каждого человека свой вариант мировоззрения и, отсюда, своя позиция и своя точка зрения, с которой воспринимается реальность этого мира.

Но вернёмся к идее сна и пробуждения. В каждого человека и в каждое живое существо вложена на генетическом уровне программа жизни. Благодаря тому, что эта программа самообучающаяся, живые существа и человек в том числе, могут приспосабливаться к условиям, отличающихся от стандартных. Пределы, в которых программа может действовать определяется её открытыми возможностями. Но она имеет и закрытые возможности, которые при определённых обстоятельствах могут быть открыты, и за счёт этого потенциальные возможности человека могут быть в значительной степени расширены. Практически, внимание человека и его жизнь сосредоточены на той реальности мира, которая соответствует его открытым возможностям, и поэтому, всё, что находится за пределами сосредоточения человека, им не воспринимается и если позволяют обстоятельства – отбрасывается. Всё, что лежит за границами открытых возможностей – это не только пределы, которыми ограничен человек, но они, кроме того, предохраняют его от разрушения, не позволяя выходить ему за границы, в тех случаях, когда он не готов к этому. И человек оказывается словно между Сциллой и Харибдой. С одной стороны решение многих проблем жизни определяется его генетическими программами, которые мы называем безусловными рефлексами, и опытом, который открывает у человека некоторые прежде закрытые возможности. Этот опыт мы называем условными рефлексами. И в привычных условиях, полагаясь на эти врождённые и приобретённые программы, человек может действовать совершенно бессознательно.

С другой стороны, бесконечное поле закрытых возможностей, делает остальную реальность мира, за пределами уже действующих программ, невоспринимаемой, неинтересной, спорной, непонятной и даже – абсурдной. И если человек получает какую-то информацию, которой он не может быть созвучным, так как у него ещё не открыты соответствующие возможности, то такой человек начинает требовать всевозможные доказательства, которые для него всё равно ничего не прояснят, потому что понять что-то новое можно только через отождествление с этим новым. А у человека те возможности, которые были бы созвучны новому знанию, новой информации ещё не открыты, правда, доказательства его в какой-то мере успокоят, но в любом случае не откроют для него знания. И ещё, обратите внимание, в духовной литературе нет ссылок, подобных тем, которые мы в изобилии найдём в научной исследовательской литературе. Это связано с тем, что духовные тексты опираются на свой собственный опыт, которые получили в своё время авторы.

Таким образом, неведение, или сон у человека проявляет себя не только в тех пределах его сознания, в которых возможности ещё не открыты, но и в границах открытых возможностей, которые в автоматическом режиме реализуют взаимодействия человека с реальностью проявленного мира согласно программам, вложенным в него. Люди привыкли действовать в автоматическом режиме и называют это состоянием бодрствования. Правда, они иногда просыпаются и осознают, что перед этим действовали совсем несознательно, хотя и адекватно обстоятельствам. Не напрасно Свами Вивекананда, однажды выступая с лекцией перед большой аудиторией в Нью-Йорке, сказал: «Господа, мы спим». А просветлённых называют пробужденными. Обычно непроизвольное пробуждение у людей возникает, когда какая-то их деятельность выходит за пределы программы и действия их не могут продолжаться в прежнем автоматизме. При этом, какую-то часть своей деятельности человек выполняет сознательно, а потом снова погружается в бессознательное состояние и продолжает действовать, как и прежде, в автоматическом режиме.

Но человек не только действует в автоматическом режиме в соответствии с генетическими программами, он воспринимает реальность мира так же автоматически. При этом, во взаимодействиях с реальностью мира принимают участие все его органы чувств, без чего взаимодействие было бы невозможным. А то, что человек при этом воспринимает реальность мира с помощью органов чувств, ещё не говорит о его бодрствующем состоянии. Примером могут быть сомнамбулы, которые могут в бессознательном состоянии выполнять очень сложные действия и потом об этом ничего не помнить. Описан случай, когда женщина в сомнамбулическом состоянии ночью занималась уборкой, стиркой белья, приготовлением пищи и утром об этом ничего не помнила и грешила на доброго домового, который помогает ей по хозяйству. Иногда сомнамбулическое состояние может продолжаться годами. И при этом такой сомнамбула выглядит бодрствующим и вполне нормальным. Французский психиатр Август Форель описал случай, когда семейный мужчина однажды забыл и свою семью и свою профессию садовника, забыл свою фамилию; и так как в это время он был в другой части Парижа, то домой он не мог попасть, и его приютил у себя сапожник, у которого он быстро обучился его ремеслу и в течение нескольких лет сам работал сапожником. Но потом однажды, будучи в городе по каким-то делам, он проснулся и осознал себя прежним, вернулся в свою семью и к своей специальности садовника и полностью забыл о своей прежней жизни и приобретённую им профессию сапожника. Таким образом, несознательная активность человека, в основе которой находятся программы, вложенные в него природой, порождает в человеке неведение, которое можно сравнить со сновидениями, в которых не человек управляет собой в определённых ситуациях, а внешние обстоятельства навязывают ему определённые действия. Нередки случаи, когда человек во время ночного сна может проснуться в другом сновидении. При этом он не сразу осознаёт, что в действительности он всё ещё находится в сновидении, только уже в другом. В тех случаях, когда человек выполняет определённые упражнения, которые позволяют ему стать сознательным в сновидениях, то для него могут полностью стереться границы между сновидениями, в которых он присутствует и действует во сне и той жизнью, которой живут все люди в этом проявленном мире – для них и то, что происходит во сне и те события, в которых он участвует в состоянии бодрствования – одинаково реальны. Более того, обстоятельства в сновидениях для некоторых из них более реальны, чем этот проявленный мир. О таких людях даже была телевизионная передача, в которой молодой человек постоянно спит и просыпается только для того, чтобы поесть и тогда, когда его будят. При этом он рассказывает о той реальности, в которой он живёт в своём сновидении, более привлекательной, чем эта привычная для нас реальность.

Термины, используемые людьми на пути познания запредельной реальности, практически всегда не соответствуют истинному смыслу этой реальности. Например – «лила» – Божественная игра. Обыватель может подумать, что Бог создал этот мир, чтобы чем-то позабавить себя и всё, происходящее в этом мире – это не более чем Его игра. И человеческие страдания, и смерть – это не более как его игра. Но древние мудрецы назвали все процессы в мире, доступные их восприятию и пониманию, игрой Бога, потому, что они не знали истинного намерения Бога и цель Его пути. Так же как «небытие» – не означает «несуществования», а «неведение» – незнание. Так, под небытием подразумевается то, что невозможно ни осознать, ни выразить в словах. Это Ничто, говорит Шри Ауробиндо, просто находится за пределами позитивных представлений нашего разума. Неведение же, по словам Шри Ауробиндо – это неспособность нашего сознания к сознательному восприятию, видению и познанию истины. Тогда сон – это не более чем неведение, не позволяющее человеку осознавать реальность мира и его цели такими, каковы они есть в действительности.

Всю Вселенную условно можно представить в виде пирамиды, вершиной которой является Божественный. Всё тело этой пирамиды или вся Вселенная – это тело Бога и для него в нём самом нет ничего, что было бы скрыто неведением. В то же время, для тех форм жизни, в которых он проявлен, всё, в чём они несознательны, является неведением, которое для них сравнимо со сном. Это мы, люди, находящиеся на нижних уровнях сознания пирамиды Вселенной воспринимаем всё в ней, как сон, а все проявления жизни во Вселенной, как Божественную лилу – игру.