Внимание – это направленность сознания на восприятие какого-либо внешнего или внутреннего объекта. Причём, этим объектом может быть какая-либо идея, определённая информация, какое-либо состояние человека, или же его стремления или мысли, и ещё многое другое. Внешнее внимание можно представить как некий щупалец, берущий своё начало в сознании человека и намеренно направляющийся к определённому объекту. В основании активного внимания всегда есть жажда получения конкретных знаний о каком-либо определённом объекте. Это стремление к познанию связано с постоянной реконструкцией внутреннего образа внешнего и внутреннего мира. Внешний мир, отражающийся в человеке и копия своей собственной персоны в этом мире для того, чтобы постоянно соответствовать реальности, должны постоянно обновляться, что заставляет человека периодически обновлять свои воспоминания, посещая прежде знакомые места, причитывая уже читаные тексты, говорить о том, что когда-то однажды уже было сказано. В тех случаях, когда подобного обновления внутренних образов не происходит, то отражённая картина внешней реальности начинает бледнеть, что приводит человека к состоянию неуверенности и неопределённости, так как физическая опора, основанная на реальности материального мира, становится нечёткой, а структура мировоззрения – неполной.
Человек одновременно пользуется двумя видами внимания – вниманием ума и вниманием сердца. Внешнее внимание – это всегда внимание ума, который последовательно фокусируется на различных гранях реальности, с которой он приходит в соприкосновение, и на основании поставляемого внешним вниманием информации строится внутренний образ внешнего мира. И в то же время внутренний образ самого себя у человека строится преимущественно на основании восприятии всего своего существа внутренним вниманием. Внутреннее внимание или внимание сердца в отличие от внешнего внимания – расфокусировано, раскрыто, потому что его назначением является не определение форм, но сути, заключённой внутри этих форм. И совсем не важно, из чего состоят эти формы – из информации, или же из каких-то материальных элементов.
Человек, опирающийся на факты проявленного мира, может казаться информированным и быть успешным в своей внешней деятельности. Но такой человек никогда не станет человеком знания, так как для этого он должен опираться не на внешнюю информацию, получаемую при помощи внешнего внимания, не на форму, а на содержание внутри этих форм.
Для того, чтобы это стало возможным, необходимо, чтобы человек перевёл своё осознание с внимания внешнего на внимание внутреннее. Этому крайне необходимо научиться, так как никакая духовная практика невозможна с использованием внешнего внимания.