Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Владимир Суменков

СЛУЖЕНИЕ И КАРМИЧЕСКИЕ УЗЛЫ

2013-11-05

       В природе всё участвует в эволюции сознания. Стихии создают условия для существования жизни, а жизнь – во всех её проявлениях, сформировала условия для существования человека. С появлением жизни, сознание, практически не разделённое в царстве стихий, по мере освоения им всё более высоких и сложных форм, всё больше обосабливается, отделяясь и от других форм сознания, и от аналогичных, родственных в рамках одного вида. В человеке эта черта наиболее проявлена, и одновременно с этим, человеческому существу дана наибольшая свобода собственной воли, вместе с возможностью наибольшей эволюции сознания. Задачи, которые человек выполняет в течение жизни, бывают весьма противоречивы, что может выражаться как конфликт интересов, неразрывно связанных с участием в различных коллективах, каждым из которых управляет свой эгрегор.
       В разное время и в разных обстоятельствах человек выступает в различных ролях: ребёнка, школьника, студента, специалиста, супруга, родителя, и т.д. Каждая из ролей реализуется в служении эгрегору, поддерживающему сюжеты, в которых эти роли востребованы. Все возможные жизненные роли вписаны в судьбу человека изначально, поскольку жизненный путь человека изначально задан Дживатманом, но в ряде случаев человек имеет возможность выбора. Выбор зависит от воли и готовности человека, и в основном заключается в том, какому эгрегору в данный момент служить, и как это делать. Выбор эгрегора, как объекта служения, зависит не только от воли человека, но в большей степени от воли самого эгрегора, приглашающего человека на определённую роль. А то, как он будет служить, выбирает сам человек, прилагая к этому свои собственные усилия, т.е. используя свою волю.
       Здесь важнейшую роль играют Дхарма как закон, управляющий обязанностями человека на данном этапе его жизненного пути, и Карма, как сила или энергия бытия, сопровождающая его и предопределённая Дживатманом. От воли человека почти не зависит роль, в которой проходит служение (так мужчина не сможет исполнять роль матери в семейном эгрегоре, но рядовой сотрудник фирмы может со временем продвинуться по службе, и стать начальником), но от него зависит качество исполняемых им обязанностей. Преданность в служении и способность предвидеть последствия своих поступков ценятся эгрегором, и он своими средствами благодарит человека – предоставляет ему возможность получать необходимую информацию и открывает доступ к некоторым дополнительным возможностям.
       Пример: дхармой любого человека является необходимость заботиться о собственном теле, дарованном ему Богом – оно является естественным носителем жизни и сознания, необходимыми для прохождения земного пути, а карма определяет обстоятельства, в которых протекает жизнь человека, и те силы, которые сопутствуют ему в жизни. Дхарма не обязывает холить и лелеять своё тело, но она и не требует объедаться или морить голодом, отравлять его наркотиками и т.п. Человек может войти в эгрегор алкоголизма, и тот будет предоставлять ему алкоголь, требуя от него денег, времени и здоровья. Но от человека зависит сделать выбор в сторону эгрегора здорового образа жизни, и тогда потраченные им средства и время позволят сохранять здоровье долгие годы. Предложения поступают от обоих эгрегоров, но выбор каждый делает сам, а результаты выбора влияют не только на него, но и на других людей. Прекратив отношения с приятелями-алкоголиками, и перестав употреблять спиртное, человек может перейти на служение более высокому эгрегору, используя время, освободившиеся валентности отношений и средства, на что-то более полезное.
       На жизненном пути одни дхармы сменяются другими или сопутствуют друг другу. Так вырастая, ребёнок становится взрослым, и его детские обязанности – почитать родителей и учиться тому, что необходимо знать в жизни, сменяются другими – созданием своей семьи, содержанием её, заботой и воспитанием собственных детей, исполнением своих обязанностей гражданина, и многими другими. Но если вырастая физически, человек не растёт психологически, оставаясь по сути ребёнком, он будет не в состоянии служить высокому эгрегору, поскольку в нём не разовьются черты, необходимые для служения такого уровня. Если в этом вина его воспитателей, то они, не обучив человека естественным для взрослого обязанностям, завязывают мощный кармический узел, т.е. формируют тяжёлые кармические энергопотоки, которые будут влиять на многих, с кем он будет по жизни связан. Тот же, кто преодолевая трудности, возникающие в вынужденном общении с таким человеком, будет заботится о нём, будет развязывать узел, завязанный другими. Решения, которые этот человек будет принимать, и усилия, которые он будет прикладывать, выработают в нём качества души, способные поднять его на новый эволюционный уровень без всяких духовных практик.
       Все дхармы существуют и выполняются только в социуме, и исполнение их, когда одни обязанности противоречат другим, выглядит, как кармический узел. Самим человеком дхарма воспринимается, как его естественная и непреложная обязанность, не выполнять которую он не может в принципе, хоть это и может вызывать самые различные эмоции.

       На приведённом рисунке схематически изображены нити дхарм, пересекающих друг друга. Среди множества слабых – двойных кармических узлов присутствует один сильный, где пересекаются четыре различных дхармы. В такой момент жизни совершенно разнородные по смыслу обязанности человека потребуют от него активных действий, что потребует значительных усилий и способности одновременно решать несколько сложных задач одновременно. Часто такие узлы встречаются в профессиях, где на действиях одного человека одновременно сходятся интересы многих заинтересованных людей, и суметь без потерь пройти сложные обстоятельства и сделать правильные выводы, означает развязать узел, в который вплетены судьбы многих людей. Если же при этом происходит столкновение интересов с выбросом большого количества энергии, то узел не развязывается, а только перемещается в будущее, обрастая новыми подробностями.

       Рис.2, иллюстрирует возможность разделения тройного кармического узла на три двойных, разнеся различные по смыслу обязанности и связанные с этим контакты, по времени и в пространстве. Это проявляется в умении предусматривать и планировать свои действия, разнося разнородные обязанности и не доводя дело до конфликта. Те, кто осваивает это искусство, весьма ценятся в реальной жизни.

       Обычно люди склонны думать, что у каждого следствия существует одна конкретная причина – рис.3а. Однако это свидетельствует о линейном мышлении человека, обладающим весьма узким кругозором и неглубоким мировоззрением, в которое не входят вполне очевидные для других, сопутствующие причины, без которых это следствие было бы невозможно – рис. 3б. Такой случай уже можно характеризовать, как плоскостное мышление, стоящее на ступень выше линейного. Для человека с объёмным мышлением будет характера иллюстрация рис. 3в, где одна причина является частью комплекса сил, вызывающих не одно конкретное следствие, а множество различных, иногда не связанных между собой напрямую. В реальной жизни такие люди прекрасно анализируют обстановку в рамках своей компетенции, и способны к творческому синтезу. Но развиваясь духовно, человек может обрести способность обрести уже не объёмное, а многомерное мышление, что на плоскости изобразить невозможно.

       Дхармы представляют собой кармические программы, обладающие собственной энергией, и соответствующей этим программам этикой, и видны как светящиеся нити, расположенные в буддхиальном теле. Кардинально изменить свои или чужие дхармы (жизненные программы) человек не в силах – они даются изначально, и должны выполняться, не смотря ни на что. Но всё же существует возможность сместить акценты или оттенки своей, а иногда и чужой жизни, что создаст возможность увидеть её в другом преломлении, т.е. изменить её содержание. Так дон Хуан изменил жизнь Карлоса Кастанеды, открыв ему учение толтеков. При этом Кастанеда ощутил совершенно конкретную дхарму, в результате чего описал и опубликовал свои наблюдения и впечатления, чем изменил судьбу мира, создав для многих не существовавший ранее путь.

  Каждая нить дхармы на протяжении жизни пересекается с другими много раз. Это всегда соответствует каким-либо событиям, причём, чем больше угол, под которым пересекаются нити, тем меньше гармонии несёт такое событие. Ещё менее гармоничными являются события, где пересекаются несколько дхарм – обычно это означает внутренний или внешний конфликт, а конфликт всегда требует энергии на своё разрешение, и способности находить линию поведения, ведущую к минимальным. Мудрость и творческий подход позволяют найти нестандартное решение, снижающее остроту конфликта. Мудрец ценится тем, что видит мир объёмно и целостным, и находит возможность достижения цели внешне простыми путями, видимыми лишь ему.

  Бесконфликтно жить невозможно, но почти всегда есть возможность снизить конфликтность вопроса, изменив подход к нему, т.е. сделать угол пересечения интересов (линий дхарм) более мягким. Другой тип уменьшения напряжённости упоминался ранее, где речь шла о разделении мощного кармического узла на несколько простых. Но это возможно только когда человек способен видеть не только свои интересы, но и понимать истинные интересы тех, с кем свела его жизнь, а это тем более возможно, чем более широким и высоким сознанием обладает человек, и чем больше открыто его духовное сердце.
       Смыслом дхарм в другом контексте является служение эгрегорам, в которые человек входит, и которым он волей (или неволей), служит. При этом он обязательно встречается с другими эгрегорами через их представителей – других людей. В этом случае кармические узлы выглядят, как необходимость согласования разнородных, а иногда и вовсе противоречивых требований сил, которым человек служит, и с которыми вынужден взаимодействовать. Снижая конфликтность острых ситуаций, человек способен развязывать кармические узлы, а вступая в конфликт, наоборот, создаёт новые, которые когда-то придётся распутывать. Для этого обязательно придётся либо произвести внутреннюю работу по осмыслению ситуации, и часто пережить удар той волны, которую когда-то породил своим поведением сам.
       В Дао-дэ-цзин сказано: Одно создало два, два – три, а три – весь мир. Одно – это Абсолют, два это мужское и женское начала, а весь наш мир содержит в себе сложное переплетение этих двух сил, и все дхармы являются результатом их взаимодействия. Их осознанное исполнение трансформирует сознание, в результате чего человек способен перестать служить только Низшей природе, всё более переходя к служению природе Высшей.