Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВОЛЯ К ЖИЗНИ И ВОЛЯ К СМЕРТИ

--

Когда мы говорим, что у каждого человека есть воля к жизни и воля к смерти, то совершенно естественно, что слушающий нас может спросить: а для чего нам нужны эти два вида воли? Может быть проще и понятнее будет, если мы будем говорить о воле и безволии. Дело в том, что воля к жизни и воля к смерти, реализующиеся в человеке – это проекции двух сил, одна из которых созидательная, а другая – разрушительная. Одной из особенностей воли к смерти является её стремление быть неузнанной, незаметной, скрываться позади всевозможных масок, большинство из которых привлекательны, а некоторые пугающие, но в любом случае эти маски имитируют привлекательные проявления воли к жизни. Например, используя волю к жизни, человек может достичь чего-либо только тогда, когда он затратит для этого адекватное количество волевых усилий. Воля к смерти предлагает человеку достичь вожделенного результата с меньшими усилиями или даже вообще без усилий – прямо сейчас – вам предлагают жизнь в кредит. Вы, прямо сейчас, не заплатив ни цента, можете приобрести квартиру, мебель в неё, автомашину. Прямо сейчас, а не через двадцать лет, когда вы, наконец-то, накопите нужное количество денег. Неправда-ли, очень привлекательно! Но все эти двадцать лет, всё, что вы взяли в кредит, будет принадлежать не вам, а тому банку, который дал вам кредит. И теперь двадцать лет над вами будет висеть Дамоклов меч, напоминающий вам, что этот кредит вместе с процентами надо погашать ежемесячно, иначе банк отберёт у вас всё. Можно сказать, что вы у банка взяли кредит на свою жизнь и теперь трудитесь, осознавая себя неоплатным должником перед господином, имя которому – Банк. Можно привыкнуть к внутреннему состоянию должника, – действительно, все живут в долг, и я такой, как все, ничего опасного в этом нет, надо только вовремя погашать взятый кредит. И, со временем, человек привыкает к этому состоянию. Привыкает, это значит, в нём наступило состояние равновесия между гранями его личности. Должник – это социальное положение вызывает в человеке состояние виноватости перед тем, кому должен, или если говорить религиозным языком – состояние греховности, и этот грех может стать безысходным, так как возможны такие случаи, когда перед банком ты можешь оказаться в вечном долгу, в вечной кабале, и не только ты, но и твои дети. И нет никакого Юрьева дня, когда ты мог бы освободиться от этой непреходящей зависимости.

Равновесие между гранями личности должника возможно только на уровне психологии раба, которого устраивает его рабское положение, и он, нередко, даже пытается использовать это положение с какой-то выгодой для себя. О том, что это действительно так можно понять, используя такую метафору: в классе учатся какое-то количество учеников. И однажды в этот коллектив привели ещё одного ученика, который имел настолько низкие способности, что не успевал по всем предметам, которые изучались в этом классе. Мало того, классный руководитель назначила этого ученика старостой класса, указания которого все должны выполнять беспрекословно. Говоря современным языком, все ученики этого класса должны стать толерантными к своему старосте, который мало что понимает в учёбе, но зато блюдёт закон. Через полгода этот класс может опуститься по успеваемости до уровня своего старосты. И это произойдёт обязательно, так как он узаконен. Так, за редким исключением, происходи почти всегда, потому что люди – социальные существа и подстраиваются под законы, по которым они должны жить, и, конечно же, и под носителей этих законов. И это касается любых социальных изменений. Если узаконят геев и педофилию, то это обязательно вызовет волну деградации сознания и направленности мировоззрения того народа, в котором утвердили подобный закон. Мораль и в других гранях социальной личности человека, принадлежащего этому народу, так же изменится, опустившись до уровня узаконенных отношений. И совсем не обязательно, чтобы такой закон был написан. Широко распространённое какое-либо явление воспринимается как узаконенное, например, коррупция, что обязательно ведёт к изменению психологии и тех людей, которые к коррупции не имеют ни какого отношения. Есть в русском языке очень мудрая пословица: «Паршивая овца всё стадо портит». В таких случаях можно говорить об интоксикации морали отдельного человека или даже целого народа. Мы должны твёрдо усвоить, что даже в тех случаях, когда, как нам кажется, мы не подверглись какой-либо патологической психической интоксикации, но стали безразличными к тем изменениям, которые повсеместно проявляются вокруг нас, то это свидетельствует о том, что мы всё-таки изменились, но наши внутренние изменения, минуя острую фазу, перешли в фазу хроническую; и поэтому, внутри нас уже нет конфликтного состояния, и установилось новое, пусть относительное, равновесие. Таким образом, воля к смерти может овладеть нами исподволь и перестроить наше мировоззрение и наше сознание без нашего ведома.

Обратите внимание, каждая религия имеет свой дух и люди, исповедующие религию, постепенно, не замечая этого, приобретают её дух и это меняет их отношение и к окружающему их миру и к самим себе. И всё это происходит незаметно и человек своё отношение к миру ни как не относит к влияниям на него религии, которую он исповедует. Но все ли религии опираются на волю к жизни или же есть и те, которые влияют на личность человека деструктивно? В современном мире находят себе место множество деструктивных идей, которые выглядят очень привлекательно, так как их ложная разрушительная суть облечена в маски характерные для воли к жизни. обратите внимание на такие благородные призывы: «Свобода, Равенство, Братство!», «Заводы рабочим, землю крестьянам», «Демократия», «Права человека», «Равные права мужчинам и женщинам!», «Равные права людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией»,  «Дети так же имеют право на удовольствия». Или слова: «Путана», – звучит то как романтично, а перевести с итальянского на русский, то звучит очень прозаично – шлюха. А гей – буквальный перевод этого слова с английского языка на русский – означает беспутный. А «киллер» – вроде как и не убийца, а что-то похожее на слесарь, токарь, оператор. В настоящее время в Русский язык очень активно внедряют идею толерантности. Почему толерантности? Потому что в переводе с латыни на русский язык, это звучит – «терпеливо переносящий» – это состояние скорее приемлемо для раба и то не для каждого. И кто из людей согласиться быть «терпеливо переносящим». А так, слово «толерантный» постепенно приживается, потому что истинный смысл скрыт под маской научного термина. В современном мире вброшено в человеческие сообщества множество разрушительных идей, приводящих к деградации семьи, разрушающих гармонию отношений, превозносящих индивидуализм и распад любого единства, если оно содержит в себе хоть какой-то положительный смысл. Примером этому может быть внедрение в умы учащихся идеи гендерного статуса человека, который определяет норму полового поведения человека не связанной с полом, но с его влечениями. Отсюда начало всевозможных половых извращений и снижение сознания в некоторых его проявлениях до животного уровня.

В некоторых его проявлениях, потому что сознание человека проявляет себя через множество субличностей, каждая из которых, выходя на передний план, проявляет себя как самодостаточная личность со своими отношениями к реальности мира. Обычно человек отождествляется с ними, считая, что все реакции его субличностей – это его собственные реакции. Этим самым он берёт всю ответственность за них на себя и делает это совершенно несознательно, потому что толпа его субличностей управляют им в своих собственных целях. Это можно сравнить с королём, которым управляет его свита.

Но человек может изменить ситуацию, если начнёт наблюдать за всевозможными проявлениями его субличностей. Они могут даже предстать перед его внутренним взором в том символическом образе, который присущ им в данный момент, если он захочет этого. Задача любого разумного человека состоит в освобождении его от засилья его собственных субличностей. И для этого есть только один способ или один путь – свидетельствование тех состояний, через которые себя проявляют его субличности. В этом случае воля к жизни в человеке, как бы перехватывает инициативу у воли к смерти и его «Свидетель» становится хозяином положения. Здесь необходимо сказать, что «Свидетель» человека осознаётся им, как его неизменное «я», в то же время его субличности сами по себе достаточно изменчивы, благодаря чему, они могут не только приспосабливаться к окружающим условиям, но и друг к другу в целостной человеческой личности. Кроме того, субличности могут трансформироваться не только под влиянием внешних условий, но и под влиянием намерения человека, для этого человек должен поместить субличность в такие символические условия, которые для человека имею вполне определённый смысл. Например, человек осознал в себе в какой-то ситуации неуверенность. Он может сосредоточиться на этом состоянии, и попросить соответствующую этой неуверенности субличность, показать себя. Конечно же, это ему придётся делать с закрытыми глазами в условиях, позволяющих ему сосредоточиться. Субличность обязательно как-то покажет себя. Тогда человек представляет, как он вместе с этой субличностью поднимается в гору. Дорога трудная иногда даже опасная. При этом необходимо постоянно помнить, что рядом находится субличность и в своём воображении переживать все изменения обстоятельств, связанных с подъёмом в гору. Для субличности этот подъём в гору является средством её трансформации в нечто более совершенное, чем она была прежде. И, наконец, вы достигаете вершины горы и на ней встречаете восходящее солнце, лучи которого освещают и преобразуют вас. Если вы после этого попросите субличность вновь показать себя, то вы увидите, как она поразительно изменилась в направлении большего совершенства. Так, прилагая волю к жизни, можно работать с любой субличностью, приводя её к большему совершенству, чем та, какой она была прежде. Можно сказать, что «Свидетель» – это главная субличность человека, с помощью которой можно преобразовать все стороны человеческой личности. Здесь следует сделать небольшое дополнение к упражнению с восхождением на гору. Можно вместо горы использовать воображаемый золотой мост между человеком и солнцем, которое успело уже несколько подняться над Землей.

От рождения и до смерти человек проживает три этапа своего существования. На первом этапе в нём преобладает воля к жизни над волей к смерти и это является одной из причин, почему человек чаще всего не осознаёт проявления воли к смерти. Практически, преодоление её происходит на неосознаваемом для человека уровне. На втором этапе происходит уравновешивание воли к жизни и воли к смерти и человек в некоторых случаях должен прилагать осознанные усилия для преодоления воли к смерти. И на третьем этапе своего существования человеку приходится очень часто прилагать осознанные усилия, чтобы преодолевать волю к смерти. Можно выделить и четвёртый этап, но для большинства людей он сравнительно не продолжителен, и начинается уже непосредственно перед финишем жизни.

Воля к смерти содержит в себе как положительные, так и отрицательные эмоциональные состояния, которые всегда имеют деструктивный финал. Правда, этот финал не всегда очевиден, потому что воля к смерти сознательна и заманивает человека в свои ловушки, используя различные привлекательные внешние проявления и, соответственно, внутренние состояния. Под влиянием воли к смерти деструкции может подвергнуться любая часть человеческого существа – как ментальная, так и витальная, и физическая. И в первую очередь при этом страдает воля к жизни. Затем начинают деградировать творческие возможности человека, что приводит к высвобождению стереотипных реакций и растормаживанию более низких животных возможностей человека. В дальнейшем снижаются познавательные способности и суживаются интересы, страдает устойчивость намеренного внимания и постепенно нарастает социальное безразличие, при котором внимание человека всё в большей степени концентрируется вокруг собственного эгоистичного «я».

Возможно, покажется странным, но многие проявления современного капиталистического мира, которые кажутся особенно привлекательными, в действительности культивируют в человеке волю к смерти. В первую очередь здесь имеется в виду жажда потребительства. В современном капиталистическом мире все люди в большей или меньшей мере заражены этой жаждой, что привело к стиранию границы между действительно необходимым и избыточным. Для человека всё стало необходимым и он чувствует себя обделённым и даже униженным, если люди его круга в чём-то материально превосходят его. Воля к смерти приковывает сознание человека к вещам, удовольствиям и к ложным идеалам этого мира и поддерживается всевозможными внешними влияниями. Человек перестаёт видеть разницу между значимостями реальными и ложными, маски этого мира становятся для него единственно приемлемой бесспорной реальностью, а всё, что намеренно скрывается позади этих масок, становится ему безразличным. Это связано с тем, что у людей, опирающихся на волю к смерти, повышена социальная внушаемость, и он очень легко принимает черное за белое и белое за чёрное, если это утверждается его авторитетами. Это одна из причин, формирующих у человека психологию раба. Но этот факт не является основанием для утверждения, что люди, имеющие психологию раба, находятся под полным влиянием воли к смерти.

Воля к смерти имеет свой спектр проявления, который очень тесно связан с различными гранями человеческого существа. Например, она может проявлять себя преимущественно в области интеллекта, или различных витальных состояний, что нередко возникает при современных компьютерных и телевизионных зависимостях. При этом начинается деградация не только интеллекта человека, но и высоких эмоциональных состояний. При этом, разумеется, снижается контроль со стороны более высоких уровней сознания и растормаживаются, прежде сдерживаемые, низкие животные грани человеческой личности. Причем, в человеке умирают в первую очередь те его части, которые в течение его жизни были наименее востребованы. Поэтому мы можем встретить молодых людей, у которых любознательность находится в состоянии клинической смерти. В то же время эти люди могут быть в хорошей физической форме. Не мало можно встретить и таких людей, которые всю свою жизнь посвятили бизнесу и в то же время такие человеческие качества как альтруизм, патриотизм, способность к состраданию и ещё многие другие в их работе оказались совсем не нужными и даже помехой на пути их успешности. И постепенно, за ненадобностью все эти качества у них атрофировались. Прежде целостный человек, не замечая этого, во многом стал ущербным, и со временем надежда на его возможную целостность в будущем, становится сомнительной.

Нередко, с возрастом у человека отмирают те его возможности, которые в молодом возрасте находились в расцвете, это произошло потому, что со временем, в связи с его более узкой специализацией, человек перестал питать энергией эти возможности, и они перешли в состояние глубокого сна, сходного со смертью. Второй причиной может быть состояние зрелости, в котором открываются другие потребности и соответствующие им возможности, отодвигая теперь уже не нужные возможности на второй план.

С возрастом, уходя на заслуженный отдых, люди в значительной степени сокращают свою внешнюю деятельность. Это ведёт к тому, что та энергия, которая прежде направлялась на поддержание необходимого тонуса активных возможностей, стала невостребованной, и за ненадобностью источник её в значительной мере сократил свою активность, что, в конечном счете, ведёт не только к деградации этих возможностей, но и всего организма в целом, так как всё в нашем организме взаимосвязано. И ещё существенно, что человек считает наиболее важным для своего существования. Это может быть какая-то идея или же какой-то вид деятельности, и это могут быть свои дети или даже своё собственное здоровье. И когда он становится ненужным для того, чему он посвятил всю свою жизнь, то он теряет смысл своей жизни, что приводит его к ускоренной деградации, как физической, так и интеллектуальной. Можно сказать, что в этот период человеческой жизни в нём начинает преобладать воля к смерти. Для того, что подобного не происходило, каждый человек должен иметь цели, которые не могут быть реализованы в пределах одной человеческой жизни. Следовательно, человек может сохранить себя как личность и противостоять деградации всего своего существа, если он выйдет за пределы идей обывателя и посвятит основную часть своей жизни внутреннему духовному росту. Если он будет настойчиво противостоять воле смерти во всех её проявлениях. 

Очень важная особенность человека состоит в том, что он сохраняет необходимый жизненный тонус только до тех пор, пока не позволяет опуститься своей активности ниже необходимой черты. Оптимальное состояние человека, как его физического тела, так и умственных способностей необходимо постоянно поддерживать, для чего нужно преодолевать своё «неохота», и своё желание посидеть у телевизора или заняться тем, что доставляет ему мелкое витальное удовольствие. А если концентрация внимания при противостоянии воле к смерти, недостаточна, то необходимо делать усилия над собой, удерживая сосредоточение на нужном объекте или на процессе какой-либо деятельности. 

Особенностью нашего внимания является то, что оно служит одновременно каналом, по которому энергия течёт в направлении объекта сосредоточения и связывает человека с этим объектом. Правда, при этом другие части человеческого существа оказываются обделёнными необходимой для них энергией. Но в этом ничего опасного нет, так как в следующий раз вы своё внимание направите в другое русло. В современном мире внимание людей намеренно направляется или на собственное тело, которое считается единственно важной частью человека, или же на удовлетворение благ своей индивидуальности, которая считается наиболее ценной в совремённом человеческом сообществе. Такого рода привязывание внимания человека приводит к тому, что энергии для более высокой активности сознания, практически не остаётся, и на передний план выходит воля к смерти. Для современных властителей мира очень важно, чтобы человечество всецело было захвачено волей к смерти, что в конечном счёте приведёт не только к значительному сокращению численности населения на Земле, но и к воспитанию в оставшихся в живых психологии раба-манкурта, главной целью и смыслом которых будет существование на благо своих господ, а единственной религией – толерантность.