О НИЩЕТЕ

Слова Иисуса Христа – «Блаженные нищие духом», одни люди понимают как блаженные те, у которых недостаёт ума, другие же считают, что Иисус Христос имел в виду тех, которые нуждались в духовности и искали, просили её. В каждом человеке есть какая-то грань нищеты, т. е. каждый в чём-то нищий, но далеко не каждый осознаёт это. Нищета – это всегда в чём-то ограниченность, но когда человек осознаёт эту ограниченность, то можно сказать, что он уже на пути к полноте. Правда, потом может обнаружиться ещё какая-нибудь ограниченность, но это будет потом. Сегодня же, осознав в себе какую-то ограниченность, он уже в пути к совершенству. На самом деле, любое препятствие, которое испытывает человек – это проявление его ограниченности и в то же время – это дверь к совершенству.

Но существуют ограниченности желанные, которые можно разделить на две категории. Человек, все возможности которого открыты к ценностям этого мира, ограничен в своих возможностях роста сознания. Но в то же время он не осознаёт своей духовной нищеты и чувствует себя вполне самодостаточным. И возможна ограниченность жертвенная, в которой человек сознательно пожертвовал всеми привязанностями и ценностями этого мира ради высочайших Божественных ценностей. Такой человек не чувствует материальной нищеты, не потому что поражён неведением, а потому, что поднялся над всеми значимостями этого материального мира.

Нельзя одновременно служить Богу и мамоне. И когда мы видим людей не только прихожан какого-либо храма, но и религиозных иерархов, преуспевающих на материальном поприще, то невольно возникает воспоминание о притче, в которой слепой ведёт других таких же, как и они слепых, и о печальном конце их пути. Эти «нищие духом» неизмеримо усерднее служат мамоне, так как вполне осознанно предпочли тридцать серебренников служению Богу.