Намерение – это не план действий, имеющих определённую направленность, и это не само действие, а состояние человека. Любое направленное действие для человека становится возможным, если в нём эта цель уже сформирована, по крайней мере – её предполагаемый результат. Но побуждения к деятельности чаще всего определяются внешними влияниями, которые могут непосредственно определять направление активности или же формировать внутреннюю структуру мировоззрения, определяющую общую направленность интересов человека во внешнем мире. И не только интересов, но и способов их реализации.
Ни для кого не является секретом, что внешние обстоятельства трансформируют сознание человека таким образом, что он становится адекватным этим обстоятельствам. Например, современные исследования американских психологов показывают, что чем больше дети, включая подростковый возраст, уделяют время телевизору, тем в большей степени нарастает риск их криминализации. У психиатров, которые очень много времени проводят со своими больными, развиваются определённые отклонения психики, которые связывают с профессиональной вредностью. Это же самое мы можем говорить о людях занятых в бизнесе, для которых нажива и выгода стоят на первом месте и люди для них постепенно становятся средством наживы. И если человек за пределами его стремлений к выгоде, то в лучшем случае он повернётся к нему спиной. Можно сказать, что такие люди теряют свою душу, так как душа и идея выгоды – не совместимы. Можно приводить ещё множество примеров и из семейной жизни и из жизни профессионалов, личность которых может быть радикально изменена обстоятельствами их жизни.
А теперь снова вернёмся к идее намерения и ответим себе на вопрос – состояние намерения в этих случаях будет одним и тем же, если все эти люди будут стремиться к одной и той же цели? И будут ли они использовать для реализации своего намерения одни и те же способы? А отношение к людям, с которыми они будут общаться, в период реализации своего намерения, будут одинаковыми?
Мировоззрение человека и его сознание постоянно меняются, в соответствии с изменениями внешних обстоятельств. У подавляющего большинства людей вся жизнь подчиняется фундаментальному врожденному намерению выживания. обстоятельства, в которых оказывается человек после своего рождения и в дальнейшей своей жизни, заставляют его постоянно приспосабливаться и стремиться к тому, что необходимо для его выживания. И все эти стремления, в действительности, являются малыми и большими намерениями, которые служат основному намерению выжить. Если посмотреть внимательно на условия существования других форм жизни, вплоть до насекомых, то мы увидим, что все их действия имеют сходство с человеческим намерением – меняются внешние условия, что тут же приводит к изменению их тактики во внешнем мире, но цель остаётся прежней – они стремятся выжить. Таким образом, можно сказать, что большинство людей, как и животные и даже насекомые, ведут несознательный образ жизни, разве что безусловных рефлексов, сформированных в процессе жизни у них значительно больше, чем у животных, и к тому же люди пользуются всевозможными приспособлениям, которые недоступны для животных. Ну, а цель-то одна и та же – выжить.
Человек уже не животное, хотя и не человек он ещё. Он – Сфинкс, у которого голова уже человеческая, а всё остальное тело – звериное. Конечно же, не тело его является звериным, а многое в его природе ещё не очеловечилось. Этот Сфинкс станет только тогда человеком, когда откроется его сердце. А так, если посмотреть с позиции человека на окружающий мир, то можно увидеть множество двуногих, говорящих Сфинксов, головы которых самых разных размеров – у одних совсем небольшие, у других побольше, а есть и такие, которые даже равновесие при ходьбе теряют, так как голова перевешивает, но всё равно тела у них звериные. И совсем у немногих тела приобретают человеческий вид или даже полностью стали человеческими – это те, у которых открывается или уже открыто сердце. И именно для этих людей здесь будет открыта небольшая, но очень важная тайна – значение, цель и способ формирования осознанного намерения.
Есть два способа взаимодействия с реальностью – созвучное и несозвучное ей. Созвучие рождает гармонию отношений, но наиболее продуктивное созвучие то, которое содержит в себе элементы сходства, подобия. Очень важно, чтобы в созвучии присутствовали обертоны, небыло полного совпадения звучания, мы вместе, мы рядом, но мы не одно и то же, – мы разные и, поэтому можем петь в дуэте первым и вторым голосом.
Существует разделительная черта, выше которой созвучие неполное, не во всём, но так как расстояние между звучаниями не слишком велико, то возникают взаимные притяжения, ведущие к формированию двойной звезды, которые не сливаются в одну, но в то же время вместе. У каждой из них своя светимость, свой размер, и даже скорость вращения вокруг собственной оси своя. Для людей – это наилучший вариант отношений, при условии, что они хотят быть более совершенными, чем были прежде. И чем выше разделительной черты созвучия поднимаются люди в своих взаимоотношениях, тем в большей степени сливаются их голоса, и дуэт уже больше напоминает сольное исполнение. И, кажется, что люди в таких случаях приближаются к отношениям, когда нет никаких противоречий, нет никаких причин для конфликтов. И человеку уже нет необходимости следить за собой, быть внимательным к другому человеку, потому что мы практически полностью созвучны и ни мне, ни ему нет никакой необходимости, что-то менять в себе. Можно сказать, что в своих отношениях мы уже изначально были на финише развития отношений и нам уже никуда двигаться не нужно.
Человек – живое существо и, в связи с этим, нуждается в постоянных изменениях. В действительности, жизнь каждого человека – это творчество, не важно, на каком уровне. Человек, как река, он не может не течь, иначе превратится в болото, поэтому полное созвучие – это смерть отношений. Но если созвучие в отношениях ниже разделительной черты, то диссонанс отношений обычно со временем нарастает, что в конечном счёте ведёт не только к разрушению отношений, но и разрушению личности людей, взаимодействующих друг с другом. И это касается не только отдельных людей, но и социальных объединений и даже целых народов и стран.
Таким образом, если разность созвучия невелика, то это может иметь стимулирующее влияние для участников этого созвучия, ведущее их к большему совершенству, и напротив, если разность созвучия больше определённой критической величины, то это почти всегда ведёт к возрастанию диссонанса отношений и их разрушению. Как абсолютное созвучие, так и абсолютное несозвучие препятствуют эволюционным процессам.
Такого рода утверждение, кажется, разрушает идею всеобщей эволюции, в которой неделимая во всех своих проявлениях Вселенная стремится к абсолютному созвучию во всех своих проявлениях. Это осознанное намерение Вселенной можно ещё назвать намерением Бога. Но, такого не может быть, чтобы Бог стремился к своему собственному небытию или смерти. Бог не может иметь намерения стать абсолютно совершенным, при котором дальнейшее совершенствование невозможно. И, тем не менее, он в каждом своём последующем мгновении более совершенен, чем в мгновении предыдущем, следовательно, он однажды все-таки придёт к точке абсолютного совершенства. Не придёт, так как на пути к абсолютному совершенству существуют точки перехода в новое состояние, когда сознание переходит на более высокий уровень вибраций, на котором « звучит» новая, более совершенная реальность. И в этой реальности так же есть свои точки перехода в ещё более высокие состояния и все эти переходы раскрываются только в тех случаях, когда на путях к большему совершенству использовались необходимые для этого усилия. На самом деле, не существует как абсолютного совершенства, так и абсолютного несовершенства – они только координаты, определяющие направление эволюции.
Путь эволюции можно представить в виде шкалы совершенств, в нижней части которой совершенства представлены в минимальном количестве, и в максимальном – в верхней части этой шкалы. На этой шкале представлены различные планы реальности, в соответствии с уровнем сознания этих планов. И каждый план реальности имеет переходную точку сознания, поднявшись к которой существо может перейти на следующий уровень шкалы совершенств. Но, как уже говорилось, чтобы подняться до этой точки перехода, необходимы определённые направленные осознанные усилия, без которых движение к совершенству невозможно. Таким образом, на проявленном плане Земли прерогатива этого осознанного движения к совершенству принадлежит человеку.
Человек должен сам осознанно формировать в себе намерение движения к совершенству. Внешние обстоятельства никогда не сделают в этом направлении ни одного шага, так как каждый план реальности содержит в себе идею статичности, неизменности того состояния, в котором он находится. Поэтому реальность этого проявленного мира будет всеми возможными для неё способами навязывать человеку своё намерение, которое соответствует шкале совершенств этого мира.
У каждого человека есть свой круг интересов, определяющий все сферы его жизни. Внутренний мир человека – это его остров, на котором он чувствует себя самодостаточным, и во внешнем мире человек живёт в соответствии с границами, правилами и законами своего острова. Границы островов мировоззрения людей, и их формы, в большинстве своём определяются намерениями внешних обстоятельств, но не самих людей. Поэтому, когда мы говорим об осознанном формировании намерения, то имеем в виду только осознанное согласие человека с тем намерением, которое предлагает ему его истинное «Я». Если человек не «слышит» голоса своего истинного «Я», то формированием его намерения будут заниматься силы низшей природы, управляющие этим проявленным миром. И, конечно же, сформированные низшей природой интересы, человек будет воспринимать как свои собственные, и при этом он может сказать, что всё, к чему он стремится в этом мире, принадлежит его собственному намерению.
Таким образом, существует два типа намерений – одно из них формируется его истинным «Я» и порождает в человеке стремление к совершенству, цели которого находятся за пределами притяжения этого мира материальных ценностей. Второй тип намерения привязывает человека к значимостям этого мира. И человек, как в первом, так и во втором случаях в действительности только соглашается с навязываемыми ему намерениями, думая, что они принадлежат ему самому. Если человека изолировать от влияния сил, формирующих намерение, то у человека останется только одно единственное намерение соответствующее его животным инстинктам – выжить. Сознание человека в отличие от сознания животных позволяет ему воспринимать проявления сил, управляющих им, в значительно больших пределах, чем это доступно другим животным на нашей планете.
Можно сказать, что человеческая цивилизация – это поле деятельности сил различных уровней сознания, которые используют человека для реализации своих целей на Земле и даже во Вселенной. Неосознавание человеком, что он только инструмент этих сил входит в промысел Божественного, так как если бы всё было иначе, то человек, не имея своих собственных знаний направления эволюции, мог бы внести хаос в реализацию идеи эволюции здесь на Земле. Таким образом, сознание человека – это инструмент, которым временно управляют запредельные силы, но на определённом этапе эволюции человек должен освободиться от такого управления и стать свободным гностическим существом.
Но человечество ещё в самом начале этого нелёгкого пути и даже если оно идёт путём намерения определяемого истинным «Я», то многие шаги на этом пути продолжают определяться силами низшей природы. Но, осознав себя духовным искателем, каждый человек может в значительной мере ускорить свой внутренний духовный рост. Для этого необходимо каждому своему действию определять значимость, соответствующую направлению внутренней работы, всему должна быть определена цель.
Приведем здесь несколько примеров: Вы встаёте утром после сна и мысленно говорите себе: «я буду сегодня предельно внимателен к себе и спокоен». Убираете за собой постель, делаете зарядку в определённой последовательности упражнений и сами себе говорите, что вы упорядочиваете свою внутреннюю личность, чтобы в течение дня она была максимально собрана и эффективна. Чистите зубы и умываетесь: «Я чист внутри и ничто меня не отвлекает от намеченной цели и не нарушает моего внутреннего состояния». Сели завтракать: «С пищей я получаю необходимую для меня энергию и работоспособность». Пьёте воду: «Я пью энергию, которая делает меня энергичным и здоровым». В течение дня человек совершает очень много различных действий и направление каждого из них он обязательно должен для себя определить. Действительно, все, что человек делает, является частью его намерения. Поэтому, обозначая свои действия, следует помнить направление своего основного намерения, которому посвящена ваша жизнь, и быть адекватным ему.
Реальность мира, на каком бы уровне сознания мы не рассматривали её, имеет очень важную особенность – она настраивается на человеческие интересы, стремясь быть созвучной им. При этом реальность мира или точнее, сила, которая стоит позади реальности мира и управляет ей, учитывает индивидуальные психологические особенности человека и формирует обстоятельства, которые благоприятны для реализации его целей. Можно это выразить фразой, что у этого человека всё складывается в соответствии с его интересами или желаниями. Но для того, чтобы такое созвучие между человеком и окружающими его обстоятельствами наступило, необходимо достаточное время и достаточно длительные настойчивые усилия человека. Необходимо «раскачать» внешние обстоятельства, без чего эти обстоятельства не будут созвучны человеку. И это верно не только в духовной практике человека, но и в любой другой работе, в реализации любых намерений.
Каждый человек должен постоянно осознавать в себе основное намерение, которое определяет, для чего он живёт в этом мире. Правильный ответ на этот вопрос снимет вуаль с истинного намерения жизни и у человека появится шанс соответствовать намерению Божественного. Необходимо знать, что истинное намерение не может быть привязанным к ценностям этого мира, который является только школой, подготавливающей людей для более высокой внутренней работы, которая ведёт человека за пределы возможностей этой школы. Всё, что приковано к полю интересов этого мира, является ловушкой низшей природы, которая должна быть распознана каждым разумным человеком, что оградит его от опасности быть уловленным ею.