О ДИАЛОГЕ

Отношения – это всегда диалог, даже если мы взаимодействуем с неживыми объектами. Если я пытаюсь понять другого, то это говорит о том, что я готов к изменениям, которые, возможно, приведут к созвучию отношений. Понимание другого происходит послойно. Самый поверхностный слой – это произошедшие или происходящие события, более глубокий – побуждения, имеющие определённую направленность. Ещё более глубокий – причинный уровень человеческого сознания и ещё глубже, находится следующий уровень, лежащий в фундаменте личности.

При попытке понять другого человека, чтобы перейти от диссонанса к состоянию созвучия с ним, необходимо пройти все эти слои или уровни. На это может уйти много времени, терпения и умения, потому что на этом пути почти всегда встречается множество подводных камней. Суть этих проблем заключается в неосознаваемом сопротивлении, того, с кем человек хочет быть созвучным. При этом нужно помнить, что во взаимоотношениях можно быть созвучным только на тех уровнях, которые могут звучать в резонанс как одного, так и другого человека. И если мы говорим об уровне, находящемся в фундаменте личности какого-либо человека, то ему может быть созвучен такой же уровень другого человека. чаще всего люди не осознают этот уровень и пытаются объяснить все шероховатости и проблемы отношений особенностями характера того или иного человека. Но такое объяснение и согласие с подобным объяснением могут загнать ситуацию в отношениях двух людей друг с другом в тупик, потому что внешние проявления глубинного уровня личности могут быть одинаковыми при неодинаковой глубинной структуре. И ещё одна трудность, с которой может встретиться человек – неведение об особенностях своей личности. Дело в том, что привычные особенности обычно человеком не осознаются и поэтому он не может к ним критически относиться. Есть два пути, ведущих к осознанию своих психологических особенностей, корни которых находятся в глубинах подсознания человека. О первом пути сказал Шри Ауробиндо – «Исследуйте себя беспощадно». Это наименее проблемный путь познания самого себя. Но человек может исследовать самого себя только в том случае, если у него сформирована более высокая позиция, чем то, что он будет исследовать. Дело в том, что можно исследовать самого себя «сверху», когда уровень вибраций, исследующего сознания, выше, чем те вибрации, которые человек исследует. Или же исследовать различные состояния или действия задним числом, когда это состояние уже пережито, а действие завершено. Эффективным является только  метод исследования «сверху», потому что он даёт возможность осознать тончайшие проявления того состояния, которое человек исследует.

Более высокая позиция может быть сформирована у человека только его истинным «Я» или Психическим существом. Исследование своих состояний задним числом возможно только тогда, когда уровень вибраций сознания после произошедшего события повыситься, что может быть связано с переходом состояния активности человека к состоянию покоя, в котором уровень вибраций сознания всегда выше, чем в состоянии активности. Но, обычно человек не чувствует побуждения к самоисследованию без какой-либо причины для этого. Одной из причин, заставляющей человека заняться самоисследованием, может быть попытка другого человека заставить заняться этой, часто нежелательной, внутренней работой. Я говорю, нежелательной, потому что подавляющее большинство людей имеют относительно завершённую внутреннюю психологическую структуру. И когда к ним обращаются с вопросом о тех состояниях или причинах, каких-то действий или отношений, то этим самым их вынуждают заняться самоисследованием, которое обычно ведёт к изменению того, что исследуется. У каждого человека в той или иной степени есть ощущение самодостаточности, завершённости, хотя это всегда далеко от истины, поэтому, нередко, самоисследование, необходимость которого не очевидна, отвергается людьми, иногда очень активно. Внешне это выглядит как состояние раздражения, и даже агрессии. Но мы, если у нас есть стремление к совершенству, должны согласиться на такое внешнее побуждение к самоисследованию, без которого, часто, нам самим трудно осознать некоторые психологические элементы нашей личности.