Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧЕРТА ДОПУСТИМОГО

Петр Зорин

2013-10-02

Закон диалектики – о переходе количественных изменений в качественные, проявляет себя в нашей жизни на каждом шагу. И не имеет значения, рассматривать ли его в применении к процессам, происходящим при деятельности человека в проявленном материальном мире или же в практике духовной работы. В действительности, количественные изменения – это только внешние характеристики процессов, отражающих глубинные изменения структуры личности человека его физиологических и психологических особенностей. Любой частично или полностью осознанный направленный процесс всегда совершается с участием воли человека. Если это направленное усилие спланировано заранее, то мы говорим о намерении человека, в котором, часто, принимает участие не только воля человека, но и влияния низшей природы, которая вынуждает человека действовать определённым образом. Можно сказать, что низшая природа, побуждая человека создавать определенное намерение, делает это с единственной целью – привязать человека к себе. Если человек оказывается под влиянием очень низких планов сознания, то и в этом случае низшая природа остаётся верной самой себе – она стремится привязать человека к этим планам сознания. То же самое происходит, когда человек попадает под влияние высоких планов сознания. И в этих случаях уже высшая природа будет стремиться привязать его к своим планам сознания. Но во всех случаях внутренняя перестройка личности человека начинается с перестройки его сознания. Если сознание человека становится созвучным какому-то плану сознания реальности мира, то человек будет уже сам, осознанно формировать направленное намерение, целью которого будет соответствие с этим планом сознания. В этот период эффективность внутренней перестройки всей личности человека в резкой степени возрастёт, так как с одной стороны тот план реальности, который трансформировал  сознание человека, продолжает притягивать его к себе, а с другой – человек сам стремится подняться к этому плану сознания. В этот период у человека исчезают внутренние трудности, связанные с необходимостью сосредоточения на духовной работе. Он начинает осознавать, что эта работа доставляет ему радость и что все прежние препятствия, превратились в помощников, указывающих направление его пути. И сама внутренняя работа стала смыслом его жизни. В этот период, человек может осознать, что структура личности человека во многом зависит от его цели. Есть люди, которые не формируют сами свою цель, так как её для них формируют внешние обстоятельства, но принцип этого процесса остаётся одним и тем же.

Из того, что мы здесь уже сказали, можно сделать вывод, что какое-то состояние, какая-то идея или какое-то стремление должны занять в человеке доминирующее положение, можно сказать, стать для него абсолютными, неоспоримыми, самыми важными среди аналогичных значимостей; и тогда можно говорить или считать, что человек в чём-то перешагнул черту допустимого. Дальше он в этом направлении будет двигаться, всё больше и больше погружаясь в доминирующее состояние. Такого рода погружение свидетельствует о том, что доминирующее состояние или процесс захватывают в сознании человека всё новые структуры, которые отвечали за другие интересы или стремления, подчиняя их единому состоянию или стремлению. Происходит своеобразное сужение сознания и обеднение личности, которая становится однонаправленной и в которой утверждается принцип – «кто не с нами, тот против нас», и в лучшем случае «…он безразличен для нас».

 Это состояние можно назвать хронической захваченностью, которая может стать смыслом жизни человека или главной составляющей его жизни. Но захваченности, которые становятся смыслом жизни человека, основной целью его существования – это только узкий перешеек, пройдя который, человек попадает в другую вселенную. Эта вселенная отличается от той, в которой он жил прежде, и в ней всё подчинено единой идее, которая прежде начиналась как интерес, а затем – захваченность. В этой индивидуальной вселенной значимости проявленного мира имеют свой специфический оттенок или смысл. И многое из того, что прежде было ценным – обесценивается, но появляются новые значимости, которые можно назвать ветвями доминирующей устремленности этого человека. У человека формируется нечто сходное с религией, в которой всё имеет своё место и свою значимость.

Но далеко не всегда, при доминирующей захваченности, человек, в результате, оказывается в сформированной своей собственной вселенной. Иногда он застревает в переходе между прежним миром обыденности, не доходя до той стадии, когда начинает формироваться его индивидуальная вселенная со своими правилами и законами. Причиной этому могут быть внешние условия, неблагоприятные для окончательного расставания с прежними обыденностями.

Здесь следует привести примеры, которые могли бы служить иллюстрациями к сказанному, и не только из мира обыденности, но и из сфер религиозных и духовных захваченностей. Не следует идею захваченности понимать, как что-то всегда негативное. Человек захвачен стремлением выжить, чувством любви, стремлением победить, желанием знать, и ещё многими другими состояниями и стремлениями, которые создали для него условия не только выживания, но и его эволюции. И в то же время существуют отрицательные захваченности, которые разрушают или извращают многие возможности человека, что ведёт его к деградации. Если человек захвачен путём, ведущем его к большему совершенствованию его сознания, если он захвачен усилиями, направленными на выживании своей семьи или своего народа; или он захвачен борьбой, защищая слабых, оказавшихся в безвыходном состоянии, если в это время он не думает о собственном благе, но только о благе того, ради которого он жертвует собой, то это благородная захваченность, потому что в этот период в человеке раскрываются его высокие возможности, основание которых находятся в его сердце.

Можно быть уверенным, что будущее человеческой цивилизации, основанной на уме, незавидно, так как такая цивилизация обязательно придёт к своей деградации, что уже много раз повторялось в истории Земли. Человеческий ум ограничен в своих возможностях и может быть использован только как инструмент, необходимый при взаимодействии с проявленным материальным миром. И какие бы усилители своих возможностей он не использовал, он не может подняться выше ограниченных своих потенциалов. В доказательство этого утверждения приведём такую фантастическую картину. Обезьяне представилась возможность использовать компьютер для своих обезьяньих нужд. Разумеется, она при помощи электроники будет пытаться создать облегчённые условия решения своих обезьяньих проблем. Она не будет стремиться к чему-то, отвергающему её обезьянью природу. То же самое и с человеческим умом, который стремится к количественному увеличению своих ментальных возможностей.

Но в нашем мире, насквозь пропитанном ложью, неизмеримо больше захваченностей, ведущих человека к деградации. Например, взаимоотношения между людьми основанные на низшем витале, заведомо обречены на распад, так как на этом уровне невозможно устойчивое единство людей. Чем ниже уровень взаимоотношений, тем более кратковременным бывает единство и тем быстрее эти отношения разваливаются. Но при этом так же происходит накопление противостояний, противоречий, несогласий и однажды люди чувствуют, что они переступили какую-то грань, после которой остались только руины отношений, восстанавливать которые не только невозможно, но и не имеет смысла. Но такие состояния невозможности наступают не только при достаточно длительных взаимоотношениях между людьми, они могут возникнуть даже при однократных встречах и даже беседах по телефону. У одного из собеседников при этом в какой-то момент общения может возникнуть состояние крайней усталости и абсолютной невозможности продолжать беседу. Обычно так себя чувствуют люди, у которых собеседник взял, возможно, не осознавая этого, энергии больше, чем другой мог ему дать, и уже начал брать её из его неприкосновенного запаса. Состояние невозможности может наступить в любых социальных условиях, когда человек не может продолжать какие бы то ни было отношения и, кажется, невозможным возвращение на прежние исходные позиции, потому что за время накопления невозможности, люди стали другими, и уже никогда не станут теми, которыми были какое-то время назад.

Состояние невозможности или черта допустимого – это время перехода в новое состояние, которое может быть как более высоким, так и более низким. Почти всегда это осознаётся человеком, как тупик, как гордиев узел, который невозможно развязать, но только разрубить, и этому всегда сопутствует неопределённость в будущем.

Состояние невозможности наступает в связи с накоплением несозвучного в личностных отношениях, негармоничного между внешними идеями и внутренними принципами человека, в связи с несоответствиями между стремлениями человека и ответными реакциями обстоятельств, в которых человек находится. И состояние невозможности может захватить человека, когда внутреннее стремление его истинного «Я», направленное на реализацию смысла жизни, по разным причинам не получает внешнего отклика. Хорошо об этом сказал Виктор Франкль в своей книге – «Страдания от бессмысленности жизни». Страдания от бессмысленности жизни, казалось бы, успешных в этом материальном мире людей. Можно быть уверенным в том, что люди находят смысл жизни в делах этого мира значимостей, только тогда, когда их истинное «Я» ещё незрелое, не смогло достучаться до сознания человека, чтобы привести его на путь его предназначения. И в настоящее время немало людей, которые вообще не имеют Психического существа. Это о них в своё время сказал Сатпрем, назвав их людьми из гипса (Гипсовые скульптуры внутри пустые). И таких людей – большинство в нашем мире.

Состояние невозможности здесь ещё называется точкой невозврата, но это верно только отчасти. Действительно, когда дисгармония отношений достигает своего предела, то это свидетельствует о том, что внутренние изменения человека в тех условиях, в которых он находился, завершились. Можно сказать, что с этого времени человек стал другим. Уже одно это свидетельствует о том, что возврата к изначальным отношениям быть не может. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо осознать основные причины, породившие невозможность, если речь идёт о взаимоотношениях между двумя людьми, или же изменить направление своей активности во внешнем мире.