Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

МЕЖДУ ПРИЧИНОЙ И СЛЕДСТВИЕМ

Петр Зорин

Пространство и время между причиной и следствием могут иметь очень малые величины и одновременно расстояния между ними могут быть величиной в целую жизнь, и даже многие жизни. Если мы внимательно просмотрим свою собственную жизнь, то увидим, что только одно слово или какое-то действие может изменить направление всей нашей жизни. И ещё мы осознаем, что сказанному нами слову или произнесённой фразе, или же какому-то действию предшествуют какие-то состояния и побуждения, причины которых могут быть для нас неясными. В действительности, эти причины могут иметь только два источника – внешняя витальная или ментальная части человеческого существа, позади которых стоит эго, и истинная часть, которую человек может осознать позади своего сердца, к которой относятся Центральное существо и Психическое существо или истинное «Я» человека. Человек, осознав побуждения, которые заставили его произнести какую-то фразу или слово или совершить какое-то действие, может осознать, что его жизнь полна автоматизмов, которые выстраиваются в цепочку событий, характерных для жизни обывателя. При этом человек может осознать, что большую часть своего времени он не сознателен и не осознаёт ни то, что он делает, ни то, о чём он говорит. Здесь имеется в виду, что на всё это он не даёт осознанной санкции. И это происходит постоянно при общениях людей друг с другом или при выполнении каких-то дел. Исследуя себя человек обнаруживает, что он постоянно взаимодействует с программой, вложенной в него природой, направляя в неё различные задания, выполнение которых кажутся ему необходимыми, и эта программа рассчитывает и определяет последовательность нужных действий. В дальнейшем, в период реализации этой программы человек, чаще всего, остаётся несознательным. Затем следует новая вспышка сознательности и человек вбрасывает в свою врождённую программу ещё одну проблему, программа решает её, вызывая у человека определенное направленное побуждение, которое заставляет человека действовать определённым образом. Иногда эти неосознанные действия могут продолжаться длительное время. Некоторые люди ухитряются провести всю свою жизнь в несознательном состоянии и при этом осмеливаются утверждать, что они бодрствуют и вполне сознательны.

Но вот, слово сказано или дело сделано и это стало началом нового направления активности человека, и его судьба делает новый зигзаг. Человеческая жизнь подобна меченому атому в стакане жидкости, который подталкиваемый другими атомами, возможно, тоже меченными, делает зигзаги. И если посмотреть на человеческую жизнь со стороны, то мы увидим, что она состоит из сплошных зигзагов – очень мелких, которые в свою очередь объединяясь в цепочки, формируют зигзаги побольше, а те суммируясь превращаются в ещё больший зигзаг и так далее. Да и сама наша жизнь на Земле похожа на один большой зигзаг. Оглядываясь в прошлое, мы вспоминаем только вершины зигзагов, а всё, что между ними, как второстепенное, стирается из нашей поверхностной памяти. Мы почти никогда не помним причин, породивших побуждения, которые и привели нас к необходимости сделать ещё один очередной зигзаг в нашей жизни. вершина волны зигзага, даже самого мелкого, – это причина, следующая вершина – следствие. Но чтобы придти к следствию необходимо то, что между вершинами, потому что именно в это время и внутри нас и во внешних обстоятельствах формируются условия, в которых проявится следствие. Оно же будет и причиной, но уже для следующего следствия. Если бы нам удалось начертить на бумаге человеческую жизнь, состоящую из множества зигзагов мелких, покрупнее, крупных и очень крупных, размером с целую жизнь, то мы бы увидели, что каждый зигзаг, т. е каждое событие, каким бы незначительным оно ни было, является необходимой частью человеческой судьбы, которая в некоторых случаях ведёт человека к чему-то значительному, но чаще ни к чему существенному не ведёт. И если человеческую жизнь сравнить с путешествием среди гористой местности, то у одних людей их тропа неожиданно сворачивает из низин и круто поднимается к одной из высочайших вершин человеческой судьбы, а у других может закончиться в каком-либо топком болоте, из которого нет выхода. А если посмотреть на кривую зигзагов причинно следственных отношений, то нередко можно увидеть, что начало какого угодно конца скрывалось в каком-то совершенно незначительном событии человеческой жизни в прошлом.

Когда мы говорим о промежутках между вершинами зигзагов, между причинами и следствиями, то должны знать, что любые внешние события, в которых мы участвуем и слова, которые мы по какому-то поводу говорим, являются только отражением наших внутренних состояний, которые формируются ещё до того, как мы что-то скажем или сделаем. И причиной этих внутренних состояний являются наше эго с его инструментами – менталом, виталом и физическим умом, и эманации внутренней истинной части нашего существа.

Мы однажды говорили о том, что внешний мир мы осознаём только тогда, когда внутри нас построено качественное его отражение и это отражение или модель реальности мира формируется из той субстанции, которая определяет нашу суть. Следовательно, для нас внешний мир приобретает те оттенки, которые свойственны нам самим. Отсюда и отношение к миру индивидуально, и наши слова и наши действия будут соответствовать состоянию нашей внутренней психологической структуры. К тому же, любая форма человеческой активности, прежде чем она будет проявлена во внешнем мире, моделируется внутри человека. Другими словами, тому, что человек говорит или делает, всегда предшествует внутреннее говорение или делание. Это происходит почти всегда на неосознаваемом уровне, особенно в тех случаях, когда, кажется, что реакции человека на внешние обстоятельства мгновенны. Следовательно, ложь, какой бы она ни была – большая или малая, так же предварительно формируется внутри человека, прежде чем в какой-то форме проявится вовне. И любая ложь, даже самая невинная, имеет цель, позади которой всегда стоит идея выгоды. На первый взгляд это кажется не очевидным. Но тогда какой ещё может быть цель лжи? Ребёнок плачет, капризничает иногда не потому, что ему больно или плохо, но для того, чтобы его пожалели, этим самым дали ему энергии любви или показали, что к нему хорошо относятся. А капризничает, иногда, потому, что другим способом заполучить желаемое или же, напротив, отказаться от нежелаемого, он не может, или не знает как. Другими словами, слёзы и капризы могут быть элементами лжи, имеющей определённую цель, в основе которой обязательно присутствует идея выгоды.

В некоторых случаях эти детские реакции проявляются у людей и тогда, когда они стали вполне взрослыми. Можно предположить, что они не добрали в своём детстве любви и внимания и, поэтому, эти их возможности не смогли вовремя созреть и отойти на задний план, уступая место другим возможностям, соответствующим другой, более взрослой, фазе жизни. И тогда мы можем говорить об инфантильной психике такого человека. Инфантильной не во всём, но только в каком-то определённом диапазоне реакций на внешние обстоятельства. Чаще такого рода инфантилизм проявляется у женщин. Но мужчины так же не лишены этого недостатка, особенно те, которые в детстве, в силу определённых обстоятельств, были центре родительского внимания. Обычно ребёнок занимает центральное положение в семье, когда он один и всё внимание взрослых направлено на него одного. При этом ему не надо ни с кем делиться ни игрушками, ни чем-то вкусненьким и, что очень важно, от него не требуется, чтобы он участвовал в делах семьи. Есть грань во взаимоотношениях подобного рода, которую переступать нельзя, так как такое паразитическое существование растущего человека, может стать частью его личности. Приведу два примера. Молодой мужчина лет 35 и его 7-8 летняя дочь идут по улице и разговаривают друг с другом:

– Мама хорошо зарабатывает – папа может и не работать – правда, доченька? Говорит взрослый и вполне сформировавшийся мужчина.

– Правда, папа, отвечает ему его малолетняя дочь.

И ещё один пример. Гражданский брак. Жена портниха, работает по 10-12 часов в сутки. Приходит вечером домой, неработающий муж лежит на диване и смотрит телевизор. Пошла в ванную помыть руки, а раковина засорилась, вода едва проходит.

– Павел, ты бы раковину почистил.

– Вызови сантехника, он и почистит, не отрываясь от телевизора, отвечает муж.

А тут, как специально, выключатель в туалете не работает.

– Павел, ты бы исправил выключатель.

– Павел уже раздражённо: вызови электрика и проблем не будет. И, вообще, чего ты ко мне пристала, что, я тебя как мужчина не устраиваю?

Вот так… Это тоже инфантилизм, наследие неправильного воспитания. Есть ещё множество других примеров, но все они связаны с неправильным формированием духа и мировоззрения человека. Вообще-то более важным является дух человека, который во многом будет определять не только мировоззрение, но и будущую судьбу человека.

Дух человека – это проявление духа его истинной части, его истинного «Я» и проявление духа его эго. В каждом человеке одновременно существуют два потока – один, более глубокий, несущий в себе свет истины, мужества, сострадания и стремление к единству, не стяжательству, для которого чужд дух выгоды и для которого невозможна даже малейшая ложь. И одновременно с этим потоком есть более поверхностный поток, отражающий в себе сатанинские вибрации эго – вибрации значимости, стяжательства, присвоения и не только материальных ценностей, но и человеческих отношений. В этом потоке, в центральной его части, которая является основой эгоистического сознания, находят свою опору идеи присвоения, власти, выгоды и удовольствий. Вспомните слова Сатаны, искушавшего Христа: «Мне дана власть над этим миром…». Таким образом, в человеке одновременно присутствует два уровня сознания – одно из них содержит в себе истину, другое же опирается на гордыню и ложь.

И между причиной и следствием, всё пространство занимают эти два потока. Каждый человек может предпочесть один из них. Однажды мудрец сказал своему ученику: в каждом человеке живут два духа – один из них добрый, а другой злой.

– А какой из них побеждает? Спросил ученик своего учителя.

– Тот, которого ты больше кормишь.

Значит, у нас есть выбор, какому из внутренних потоков следовать. Конечно, следовать потоку истины намного труднее, потому что внешний мир и то, что мы унаследовали с детства, как правило, следуют поверхностному потоку, в основе которого лежит эго. Нам очень трудно делать выбор, когда какой-то один из этих потоков в значительной степени преобладает над другим. Но, всё-таки, даже в таких случаях можно сделать правильный выбор и следовать не путём, на который увлекает нас наше эго, а избрать для себя путь истины. И если кому-то это удаётся, то он испытывает состояние радости победы, которое превыше всякой выгоды отношений или материальной выгоды.

Причинно следственные отношения люди часто называют кармическими, и ждут возмездия, за каждую несправедливость. Это возмездие, как божья кара неотвратимо, по крайней мере, так предполагают люди. Но им приходится постоянно сталкиваться с несправедливостью, которая не карается возмездием, напротив, эти люди благоденствуют за счёт тех, которые невольно становятся их жертвами. Правда, религия их утешает, обещая за их лишения и страдания рай на небе, а для тех, которые паразитируют на них – вечные муки в аду. Это как-то смягчает напряжённость несправедливости, хотя и не освобождает от неё.

Из того, о чём мы уже только что говорили, можно сделать вывод, что внешним делам человека предшествует внутреннее совершение этих дел, следовательно, наши поступки во внешнем мире – отражение нашей внутренней сути. Поступки или слова – это только внешнее выражение нас самих. Тогда все причины и их следствия – это только поверхностное выражение глубинных потоков духа человека или его сознания. Но тогда кармическое возмездие совсем не обязательно должно проявляться в чём-то внешнем. Например, посвятив всю свою жизнь идее выгоды, корни которой находятся в потоке эгоизма и значимости, человек может потерять своё истинное «Я». И утрата эта будет целиком зависеть от выбора, который человек каждый раз делал в пользу стяжательства, выгоды и власти, пусть даже в незначительных масштабах. Тогда мы можем думать, что возмездие всегда наступает, когда человек  в малом или большом делает выбор, предпочитая следовать путями эго, но не своему истинному «Я». Мы знаем, что основным предназначением человека является его следование путём восхождения сознания. Т. е. человек в любом случае должен делать выбор в пользу своего истинного «Я», даже если ему для этого придётся приложить какие-то усилия и пожертвовать чем-то, имеющем отношение к эго. Можно быть уверенным в том, что большинство людей, посвятивших себя цели построения для себя рая на Земле, отдавших себя целиком стяжанию богатства и власти, потеряли свою божественную душу и это самое тяжёлое возмездие, которое может получить человек в этой земной жизни.

Современный мир, заполненный насилием и ложью, в котором люди поклоняются богу денег и для которых высокие душевные принципы являются чем-то чуждым и даже достойным презрения, подошёл к своей крайней черте, за которой должно наступить возмездие. И это в первую очередь  произойдёт с теми, которые совершенно сознательно делали свой внутренний выбор между светом и тьмой, между Богом и Дьяволом. Но в то же время этот период человеческого бытия наиболее благоприятен для каждого человека избравшего для себя путь света истины. В современном мире исчезают полутени между светом и тьмой и для каждого, предпочитающего идти путём сердца, выбор между внутренними потоками делать намного легче. Хотя, в то же время жизнь в мире контрастов, в котором Сатана правит бал, значительно более трудная. И кажется, что нет в современном мире ни места, ни времени, для того, чтобы человек мог хотя бы на время освободиться от нарастающего давления разрушительных темных сил.

 

 

Опубликовано