Есть два уровня восприятия реальности мира – один из них – поверхностный, осуществляется внешними органами чувств, позади которых стоит преимущественно человеческий ум. Второй принадлежит центральному существу с его истинным менталом, виталом и тонким физическим, которые имеют свои органы восприятия. И если первый уровень даёт человеку информацию об объектах реального мира, полученную через точечное соприкосновение с ними, так как внешнее восприятие основывается на последовательных фиксациях внимания, то второй уровень восприятия – трёхмерный и позволяет человеку одновременно осознать не только поверхностную сторону объектов, но и их глубину. Но основной особенностью второго уровня восприятия является то, что он воспринимает реальность не через соприкосновение с ней, а через отождествление или созвучие.
В действительности, восприятие реальности внешнего мира всегда происходит одновременно на двух уровнях, с преобладанием одного из них. Это не значит, что какой-то из уровней восприятия, если так можно сказать, работает в полсилы, а другой в полную силу. Каждый из них работает в своём естественном режиме, но внимание человека не в одинаковой степени к ним восприимчиво, что зависит от предпочтительности мировоззрения человека.
Здесь необходимо сказать о захваченности, которая возникает у человека при достаточно интенсивной или длительной концентрации внимания, или же частой сосредоточенности его на каких-то однородных проявлениях внешнего мира или внутренних состояниях. Захваченность человека – это полная концентрация его внимания на каком-либо объекте. При этом в концентрации участвует не только ум, но и эмоциональная сфера человека и его физическое тело. Отсюда у человека возникает определённой напряженности эмоциональное состояние и меняется функциональное состояние физической системы человека. Например, при захваченности у него может участиться дыхание или же наоборот станет более редким и глубоким, изменится пульс и состояние сосудистой системы, а так же напряженность мышечной системы человека.
При захваченности, объект, захвативший сознание человека, становится самым главным в его жизни, по крайней мере, в период захваченности, и насильственное освобождение от захваченности может вызвать негативную эмоциональную и даже физическую реакцию человека. Не каждый человек способен в одинаковой степени быть захваченным и этому может быть много причин. Например, у него может быть какая-то важная цель, которой он посвятил свою жизнь, или же перед ним поставлен выбор, в котором он, отдавшись захваченности потеряет нечто большее. Состояния захваченности имеют важную особенность – они трансформируют сознание человека, опуская или поднимая его до того уровня вибраций, который соответствует захваченности.
Любая захваченность подобна наркомании – она суживает сознание человека на себе, притягивает все его интересы в свою орбиту; расширяя свои позиции, постепенно закрывает те возможности человека, которые не созвучны захваченности; и это делает жизнь человека однонаправленной, а интересы его узкими. Практически, захваченность, овладев человеком, становится доминирующей в его жизни. Она создаёт для него узкий психологический коридор возможного и необходимого, по которому человек должен следовать в этом мире. Причём, это возможное и необходимое определяется только в интересах захваченности.
В тех случаях, когда захваченности относятся к этому материальному миру и располагаются в его плоскости, то узкие психологические коридоры, которые они создают для человека, постепенно суживаются ещё больше и заканчиваются тупиками, в которых человека ожидает деградация. Но всё приобретает иное значение, когда человек захвачен стремлением к духовному совершенству. При этом все прежние интересы, связанные с идеями и материальными значимостями этого мира – бледнеют, значимости обесцениваются, и та же самая реальность получает уже другую, естественную окраску, которая определяет истинное предназначение этого проявленного мира. Этот мир предстаёт перед человеком как школа на пути духовного совершенства, а все события этого мира и их влияния на человека – как уроки, которые должен решать духовный искатель на пути, ведущем к Божественной истине.
Но внешний мир, позади которого стоит низшая природа и человеческое эго, концентрирующее внимание человека на значимостях материального мира, при этом делает всё, чтобы не отпустить человека за пределы своих влияний. Среди них не последнее место занимают всевозможные отношения, идеи и, конечно же, всё, что может доставить человеку удовольствие.
Когда мы говорим, что человек окружён соблазнами, против которых ему трудно устоять, то помним, что соблазны существуют только для тех людей, которые готовы соблазниться. И та же самая реальность мира, для других людей может не иметь никаких соблазнов. Можно дополнить идею соблазнов идеями значимостей и ценностей этого мира. На самом деле идеи значимостей и ценностей так же содержаться в самом человеке и, поэтому, их можно причислить к относительным величинам. Как тут не вспомнить царя Мидаса, который под угрозой голодной смерти понял, что значимость золота относительна, а пищи – абсолютна. Наш мир заполнен относительными значимостями настолько, что для человека это кажется вполне естественным, – он даже мыслит относительными категориями.
Соблазнами является всё, что может захватить наше сознание и в связи с этим ограничить диапазон его интересов. Поэтому, соблазн – это не только «сыр в мышеловке», но и опасения, и даже способ бытия, которым может быть захвачен человек. И тогда к соблазнам можно отнести и религиозную захваченность, и духовные устремления человека. В этом случае важен не сам процесс захваченности, а то направление, которое эта захваченность определит судьбу человека.
Но любая захваченность – это интегральное состояние человека, в котором вся внешняя часть его существа созвучна фактору, породившему захваченность. Поэтому, начало захваченности может быть связано с умом или с какими-то событиями, вызвавшими эмоциональное состояние, или же захваченность может иметь своё начало в физическом уме человека. знание этого для человека должно быть очень важным, потому что позволяет ему осознать направление выбора взаимодействия с различными значимостями этого мира. Например, каждая книга содержит свой дух, который является копией духа автора этой книги в период её написания. Если в этот период у автора фоном его эмоционального состояния были различного уровня витальные желания, которые он мог и не осознавать, то и повествование обязательно будет пропитано этим духом. Что произойдёт с читателем такого печатного материала? Если в период чтения дух этого произведения заставит вибрировать соответствующую эмоциональную часть человеческого существа, и они станут созвучны друг другу, то у человека такого рода созвучие вызовет не только определённые эмоциональные состояния, но и запустит процесс переустройства его мировоззрения, в котором главное место займут те интересы, в которых содержится уже известный эмоциональный компонент.
Ну а если человек всё своё свободное время отдаёт чтению духовной литературы, то в нём возникает соответственно захваченность более высоким состоянием, которое так же будет трансформировать направленность его мировоззрения. И не только направленность, но одновременно будет происходить своеобразная сортировка интересов, часть из которых за ненадобностью, будет или отброшена, или трансформирована. Таким образом, даже чтение духовной (совсем не обязательно религиозной) литературы, если при этом человек входит в состояние глубокой захваченности или погружённости, так же может быть частью внутренней работы искателя и направленной трансформации не только его сознания или мировоззрения, но всего его существа. Разумеется, эта часть внутренней работы может быть только одной из граней интегрального устремления человека к божественному предназначению всего своего существа. Но в то же время она может поддерживать в искателе необходимое внутреннее состояние, без которого поступательная трансформация его сознания будет в какой-то мере сдерживаться из-за постоянных атак низшей природы. И, к сожалению, если человек не прилагает постоянных усилий, направленных на освобождение от влияний сил низшей природы, то это, в конце концов, может привести к остановке его внутреннего роста и даже движению вспять. Внутреннюю духовную работу можно сравнить со стремлением человека подняться вверх по эскалатору метро, движущемуся вниз. Человек должен постоянно прилагать усилия для движения вверх, потому что даже краткая остановка приведёт к тому, что его тут же начнёт сносить вниз.
Все вещи, которыми человек окружает себя, имеют свою душу, которая имеет свою гамму вибраций, и когда человек своё внимание направляет на всё то, что окружает его, то при этом он всегда взаимодействует со своим окружением и окружение взаимодействует с ним. И, разумеется, это не может остаться безразличным для его сознания и мировоззрения. Хочу привести пример из жизни Шри Ауробиндо того времени, когда он писал книгу «Жизнь Божественная». Как известно, она осталась незаконченной, а писал он её с позиций верховного разума. На предложение дописать её он ответил, что не хочет возвращаться на предшествующий план. Это он мог сказать, только в том случае. когда он находился на супраментальном плане высшей сферы миров. Но тогда, углубление в содержание этой его книги может поднять человеческое сознание до плана верховного разума.