Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Петр Зорин

Такой вопрос может возникнуть только у человека, который услышал внутренний зов. Слово «услышал» не нужно понимать в буквальном смысле. Внутренний зов может проявиться и быть осознанным в самых различных обстоятельствах. Этому всегда предшествует повышение уровня вибраций сознания человека, в связи с этим человек и внешний мир значимостей перестают быть созвучными друг другу. Это человеком воспринимается как снижение значимостей тех ценностей окружающего мира, которые прежде определяли смысл его жизни. У него возникает состояние, которое он осознаёт, как неуверенность в значимости прежних опор его жизни, неудовлетворённость тем, что прежде казалось естественным и достаточным. Неясное чувствование, что есть более значимые ценности, по сравнению с теми, которые предоставляются привычным внешним миром. И это приводит к тому, что у человека появляются потребности чего-то иного, по сравнению с теми, которые были привычными прежде.

При этом, человек не осознаёт, что его истинное «Я» уже ведёт его в том направлении, в котором он получит знания, необходимые для его первых шагов на внутреннем пути. Его учителем, к которому приведёт его истинное «Я» может быть книга, имеющая определенное содержание, и это может быть человек, способный дать необходимые методы и способы внутренней работы. Известны даже такие случаи, когда истинное «Я» человека даёт ему необходимые инструкции в сновидениях. Но в любом случае, для человека раздастся внутренний зов только тогда, когда его истинное «Я» уже достигло достаточной зрелости и в значительной мере трансформировало его сознание. Отсюда понятно, что на внутренний путь не может стать каждый человек, но только тот, который призван. Вспомним слова Иисуса Христа: «Много званных, да мало избранных». Можно сказать, что званными являются все без исключения люди, но услышали этот внутренний зов и отправились на поиски его источника только те, сознание которых уже настолько изменено, что они уже не могут быть адекватными этому миру значимостей.

 Первое, что должен сделать человек, осознавший внутренний зов, будем называть такого человека «Искателем», отделить своё сознание от внешней части своего существа – ума, витала и физического тела. Это очень важно, так как он должен знать, что эти части не являются им, хотя и претендуют на то, чтобы человек считал, что «я» это и есть его тело, ум и его эмоциональная сфера, которая чего-то хочет и что-то активно отвергает. Эти три внешние части человеческого существа, если мы говорим об обывателе, являются инструментами человеческого эго. Глубже этой внешней части человеческого существа находится Центральное существо с его истинным металлом, виталом, тонким физическим и Психическим существом, которое и является истинным «Я» человека, его истинной индивидуальностью. В то время как эго является ложным человеческим «я». И тогда отделяя своё сознание от внешней части человеческого существа, искатель отделяет себя и от своего эго. Как мы уже сказали, отделение сознание человека от внешней части необходимо для того, чтобы человек не считал, что эта часть его существа является его «я».

Наиболее легко отделить сознание от физического тела, после чего человек осознает, что тело – это не он. Для этого человеку необходимо во время ходьбы или даже в каком-то статическом состоянии, например, когда он сидит, обратить внимание на своё тело. При этом не следует что-либо менять ни в его статике, ни в его динамике. Можно в процессе наблюдения мысленно констатировать, что «моё тело идёт», или «моё тело сидит». Если обратить внимание на идущее или сидящее тело – вдруг, то знание, что тот, кто осознаёт в это время тело, не является телом, будет особенно ярко переживаться. Это упражнение можно, повторять несколько раз в день, в течение нескольких дней.

Отделить сознание от витальной части своего существа, можно только наблюдая различные эмоциональные состояния. При этом, искатель уже заранее знает, что всевозможные витальные реакции не являются им самим, но наблюдая за ними он легко может удостовериться в этом. Так как восприимчивость искателя в самом начале его внутренней работы ещё недостаточна, то осознать возникновение какого-либо эмоционального состояния, в самом начале его возникновения обычно не представляется возможным. Это связано с тем, что начало эмоции всегда менее интенсивно, чем это будет происходить позже, например, в следующую секунду. Конечно, ярко выраженную эмоцию осознать намного легче, чем ту, которая ещё не набрала силу. Но если человек твёрдо решил исследовать свои эмоциональные состояния, то его восприимчивость очень быстро в значительной степени возрастёт, и он будет воспринимать их в самом начале их возникновения – «здесь и сейчас». Это важно – воспринимать «здесь и сейчас», потому что в мгновении настоящего открывается канал, позволяющий искателю выйти в своём осознании за пределы восприятия этого проявленного мира значимостей. Исследуя эмоциональные состояния, человек может выйти в тот план реальности, который является источником этого эмоционального состояния. А если искатель будет настойчиво стремиться к познанию своей истинной части, то его способность быть сосредоточенным «здесь и сейчас» позволит ему проникнуть во внутреннее пространство своего существа в сферу его истинной части. Но для того, чтобы это стало возможным, искатель должен войти в состояние направленной медитации. Я говорю направленной, чтобы лишний раз подчеркнуть, что любая медитация имеет свою цель, т.е. имеет направление.

Чтобы осознать, что и ум не является носителем человеческого «я», искатель должен осознать активность ума, наблюдая за его деятельностью, что так же невозможно без медитативного состояния. Здесь может возникнуть вопрос: кто входит в сферу ума, чтобы исследовать его? Можно ответить, что «Свидетель», но этот ответ требует пояснения. Дело в том, что «Свидетеля» надо ещё сформировать. Обычно его формирование начинается, независимо от желания человека, в тот период, когда он начинает наблюдать в себе различные эмоциональные реакции, влечения, желания и различные реакции эго. И если такого рода работа проводится систематически, то «Свидетель» или тот, кто наблюдает, обязательно сформируется. Особенностью «Свидетеля» является то, что он осознаёт, то, что свидетельствует, «здесь и сейчас». Таким образом, если искатель сосредоточивается в центре головы, то в действительности, это делает его «Свидетель», потому что попасть в сферу ума или в сферу сердца можно только «здесь и сейчас», а это доступно только «Свидетелю».

Для того, чтобы войти в сферу сердца или ума необходимо переключиться с внешнего внимания на внимание внутреннее и для этого требуется определённое время. Дело в том, что на внутренних планах реальности, точечный способ восприятия, характерный для внешнего внимания, не пригоден, так как он разрушает образы трансцендентной реальности. В противоположность ему, внутреннее внимание – объёмно, и не только охватывает весь объект восприятия целиком, но и проникает во внутреннюю суть его. И, кроме того, он проникает в будущее, которое для внешнего внимания вообще недоступно.

Человек, для переключения с внешнего внимания на внутреннее, должен сосредоточиться в том месте, которое соответствует внутреннему пространству, например, сердца или ума. Когда мы говорим «внутреннее пространство», то имеем в виду пространство, имеющее другую частоту вибраций, недоступную для восприятия внешним вниманием. Переход в это другое пространство возможен только тогда, когда внешнее внимание остановлено. Дело в том, что сознание человека удерживается в реальности привычного нам пространства, вниманием, которое точно нитями привязывает человека к реальности того мира, в котором мы живём. Для того, чтобы переместиться в другое, нужное для нас пространство, достаточно оборвать нити внимания, привязывающие человека к этому миру значимостей, а чтобы перемещение было направленным, необходимо иметь цель. Таким образом, исследование планов реальности, сознание которых воздействует на человека, вызывая в нём различные состояния, становится возможным, если искатель имеет цель, «Свидетеля» и если он сумеет оборвать нити внимания, привязывающие его к этому миру. Этого достаточно, чтобы войти в сферу ума, сердца или в сферу какого-либо эмоционального состояния, потому что все планы сознания находятся здесь, а не где-то далеко от нас.

 

Опубликовано