Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВОЛЯ

--

Воля – это сознательная сила Божественного намерения, которая творит реальность Вселенной и удерживает эту реальность в пределах, необходимых для её существования. Кроме того, воля определяет направление эволюции всего сущего и удерживает это направление до тех пор, пока не будет достигнута цель. И, наконец, сознательная воля определяет, что из препятствующего эволюции, должно быть отброшено или трансформировано и что должно быть испытано на прочность, чтобы в дальнейшем стать опорой последующего эволюционного шага.

В космическом масштабе это выглядит как две силы, одну из которых мы можем назвать потоком жизни, а другую – потоком смерти, или же силой созидания и силой разрушения. Позади этих двух сил стоит единая воля Божественного, без которой не может быть процессов ни созидания, ни разрушения.

В человеке Божественная воля проявляется на всех уровнях его существования. Обычно, человек осознает волю как стремление к упорядоченности и усилия, при помощи которых он достигает этой упорядоченности. Он может осознавать волю и как стремление к знанию и стремление к преодолению самого себя при появлении трудностей. Сознательная воля проявляет себя и как усилие, при помощи которого человек ограничивает себя от всего, что препятствует совершенствованию его каких-либо положительных качеств.

На физическом уровне воля проявляется как удовлетворение своих физических потребностей. На витальном – удовлетворение витальных потребностей. Для этого человек стремится привести свой внешний вид в такое привлекательное состояние, чтобы витальные потребности могли быть удовлетворены. Да и внешние обстоятельства по возможности организуются так, чтобы они способствовали удовлетворению этих потребностей. На ментальном уровне воля проявляется в обдумывании обстоятельств и принятии решений, в познании обстоятельств, чтобы быть более успешным во внешней деятельности.

Но физическая, витальная и ментальная части человеческого существа не способны к различению, того, что способствует эволюции, совершенству, или того что, напротив, ведет к разрушению имеющегося совершенства. На это способно человеческое сознание, если оно не пребывает во власти физического ума, витала и ментала, но находится под влиянием своего истинного «Я».

Во всех частях человеческого существа есть свои противоположности. Одни из них, раскрываясь, ведут к восхождению сознания,  раскрытию всего высокого в витале и ментале и подготавливают физическое тело к нисхождению в него более высоких планов сознания. Другие части, ведут человека к деградации и разрушению. При этом в человеке раскрывается низшие его части и человек, в конечном счете, не только попадает под власть своей животной природы, не только привязывается ко всему материальному, но опускается еще ниже, когда даже его животная природа извращается, выходя за пределы всего самого разрушительного, самого отвратительного и даже немыслимого. И в то же время в человеке заложены возможности, ведущие в своем восхождении за пределы всего самого высокого и прекрасного когда-либо достигнутого на Земле.

Все человечество словно на ступенях эскалатора спускающегося вниз. Одни из людей находятся на верхних его ступенях, другие в середине его, а третьи в самом низу, но эскалатор всех людей спускает вниз. Предназначение человека там наверху, на поверхности, где много света. Для того, чтобы выполнить это предназначение человек должен, преодолевая движение эскалатора подниматься наверх. Это трудно, требует усилий, но у него нет выбора, если он хочет соответствовать своему предназначению. Одним людям это дается легко, как Шри Рамана Махарши, который стоял на первой ступени эскалатора жизни, он сделал всего один шаг, для которого он практически не сделал никаких усилий. Тем, которые располагаются ниже на ступенях эскалатора, придется встретиться с определенными трудностями, тем более, что каждый из них несет с собой достаточно большой груз возможностей, которые могут привести его к деградации и разрушению. Перечислим некоторые из них: внутренняя неорганизованность и, в связи с этим, внешняя неупорядоченность, стремление не делать ту работу, которая требует терпения и усилий. Когда же обстоятельства все-таки требуют, чтобы эта работа была выполнена, то под всяким предлогом она откладывается. В дальнейшем, когда откладывание становится невозможным, может последовать бурная защитная реакция. Стремление идти наповоду у требований витала, который заставляет человека «брать от жизни все», чтобы потом «…не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». У большинства людей самые главные ценности их жизни находятся в материальном мире и они кладут на алтарь своей жизни все высокие человеческие ценности ради ценностей материальных. И позади всего разрушительного или ведущего к деградации стоит неприступное эго. Человеку со всем этим грузом невозможно подняться наверх, туда, где царствует свет, для этого ему необходимо избавиться от этого разрушительного груза. И  ему, возможно, придется приложить максимальные усилия своей воли, чтобы преодолеть это притяжение. Возможно, это удастся сделать только тогда, когда он поймет, что он родился не для того, чтобы наследовать ему не принадлежащее счастье, а для того, чтобы через постоянные усилия и самоограничения подниматься вверх в потоке жизни, которая увлекает его вниз.

Разумеется, силы низших планов реальности при малейшем успехе человека на духовном пути не преминут отодвинуть его на шаг назад или хотя бы остановить его в его усилиях. А остановиться это все равно, что продолжать спускаться вниз, потому что движение ленты эскалатора вниз неумолимо.

Тогда что такое усилия воли, которые совершает человек на духовном пути по освобождению от всего, что может привести к деградации и разрушению? Это стремление человека удержаться за то высокое, что есть в его существе, когда все неадекватное духовным устремлениям в нем тянет его вниз. Чтобы удержаться и не поддаться всем соблазнам, необходимы значительные усилия воли. К сожалению, многие люди предпочитают не делать какие бы то ни было усилия, и оставаться «такими как все».