Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ТАЙНА ЗНЧИМОСТИ

Петр Зорин

Значимость нельзя определять только как ценность, потому что любую ценность можно выразить количественно, например, в деньгах, которые представляют собой только символ ценности. Благодаря этому, ценность становится объективной величиной – стоимостью какого-либо товара, при этом, не теряя своей субъективной значимости.  Можно говорить об универсальной значимости денег, но в действительности значимость денег виртуальна. Она даже не мыльный пузырь, который имеет реальную оболочку. Значимость денег – это только идея. Представим себе человека, который после апокалипсиса на Земле остался один в живых на необитаемом острове и там нашёл клад бумажных денег, состоящий из многих миллиардов долларов. Почувствовал бы он себя при этом миллиардером или нет? Как велика была бы для него значимость этого клада? Здесь можно привести в пример царя Мидаса, у которого всё, к чему бы он ни прикасался, превращалось в золото. Ему пришлось просить Диониса освободить его от этого дара, который грозил ему голодной смертью.

Значимость всему придаёт определенность, даже будучи виртуальной. Значимость – от слова обозначить, назвать. Значимость определяет индивидуальные характеристики объектов, без обозначения которые как бы и не существуют. Дали имя человеку – обозначили его и о нём теперь можно говорить, как об индивидуальности, отличающейся от других людей. Обозначили или назвали какое-либо качество объекта и для нас, людей, изменилась его значимость ещё до того, как мы увидели его.  Таким образом, значимость – это символ, обозначающий какую-то грань реальности в её статике или динамике.

Разумеется, объекты с их качествами в статике и динамике существуют независимо от того, обозначены они человеком или нет. Тем более, что обозначения нужны только человеку, так как значительная часть его жизни, при общении, проходит на символическом уровне. Более того, сами по себе значимости могут объединяться в более крупные системы значимостей, которые определяют уже не отдельные качества объектов, а их более общие характеристики или их предназначение. И уже на этом уровне происходит разделение значимостей в зависимости от того, служит ли им опорой ум или сердце.

И есть символы иносказаний, намёков, недоговорённостей, которые играют в человеческих отношениях не последнюю роль. При этом, для многих людей эти символы индивидуальны. Для этих людей очень важно, чтобы их слушатели или вообще присутствующие сами догадались о том, на что они намекают в своих сообщениях.

Дело в том, что в любых взаимоотношениях между людьми присутствует стремление человека занять то положение, которое, по его мнению, соответствует его собственной значимости. При этом, разумеется, принимается во внимание значимость и тех людей, с которыми приходится общаться. Можно сказать, что в общении людей друг с другом немногие хотели бы «идти рядом с собеседником», чаще всего люди стремятся «хотя бы на полшага быть впереди» и совсем редко кто предпочитает положение «позади своего собеседника или партнёра».

Это одна из причин, почему люди манипулируют сознанием других людей, стремясь установить планку значимости своей личности на такой высоте, которая бы позволяла ему быть уважаемым своим другом или партнёром, чтобы с ним считались, возможно, жалели, или восхищались какими-то его качествами. А когда восхищаются или жалеют, то такого рода психологические поглаживания всегда сопровождаются жертвой энергии в адрес «поглаживаемого». Одним из объяснений этих событий может быть недостаток любви и внимания со стороны кого-либо из родителей в детстве, что ведёт к своеобразному стремлению компенсировать то, что было недодано своевременно. Но если при этом проявляется ещё один симптом, свойственный людям, имеющим рабскую психологию – они стремятся занять в отношениях господствующее положение, – то дело здесь не в недополученной любви или внимания, а в том, что он раб в душе и стремится, возможно, не осознавая этого, компенсировать раба, внешними средствами. Дело в том, что раб всегда остаётся рабом, даже если оказывается в положении господина. И тогда мы наблюдаем картину, когда раб, занявший лидирующее положение в отношениях с другим человеком будет или на каждом шагу контролировать его, или же покрикивать, указывая на какие-то, по его мнению, промахи другого человека, или излишне опекать его, а если его уличать в этом, то может последовать гордое молчание или же в ответ будет сказано: ты лучше за собой смотри, или что-то другое в этом же духе Другими словами, у раба редко проявляется жертвенность, он сам, и то, что он делает, важнее, чем всякие другие мешающие ему люди и их дела. .

Если же человек не содержит в себе раба, то в своём лидирующем положении он будет служить общему делу и бережно относится к тем, с кем он общается и с теми, кто подвластен ему. Для свободного человека жизненно важными являются справедливость, честность, правдивость, искренность и способность к самопожертвованию. И у него есть ещё одно очень важное качество – сознательная воля, направленная в первую очередь на самого себя. В каждом человеке в какой-то степени присутствует раб, но осознают это только те люди, в которых преобладает дух свободы. Истинная свобода – это не всёдозволенность, которая опирается на рабский ум, а способность чувствовать и осознавать других людей, быть с ними созвучными и уметь жертвовать собой ради них. Антон Павлович Чехов говорил, что он по каплям выдавливал из себя раба. И это он делал потому, что в нём преобладал дух свободы. И все его современники отмечали в нём такие черты, характерные для человека, в котором преобладает дух свободы: мягкость (не мягкотелость), доброту, готовность пожертвовать своим временем и даже своими удобствами ради другого человека. И для него была непонятной идея выгоды, характерная для человека с психологией раба. Он ни перед кем не заискивал и ни перед кем не стремился показать себя в выгодном свете. Человек, в котором преобладает дух свободы, не нуждается в каких бы то ни было средствах, чтобы выделится, стать особым, не выпрашивает себе каких-то особых отношений, используя для этого свою слабость или же какие-то другие качества. Человек, дух которого свободен – самодостаточен и, поэтому, не стремится казаться кем-то.

Но значимость можно рассматривать ещё и как психофизиологическую форму человека, которая определяет границы его возможностей, проявляющихся в его отношении к реальности этого мира и к самому себе. Поэтому, значимость делает человека несвободным, даже если он не имеет психологии раба. Все люди, находящиеся под влиянием этого материального мира, и вынужденные считаться с его правилами и законами, не могут быть свободными. Человек не может выйти за пределы своей реальной значимости и, не смирившись с этим, строит для себя иллюзорную значимость, выходящую за пределы его возможностей. И очень часто делает это не для того, чтобы стать таким, но для того, чтобы казаться таким. В природе этот феномен широко распространён, так как он помогает выжить в непростых взаимоотношениях с реальностью окружающих обстоятельств.

Таким образом, в мире существует два вида значимости – реальная и кажущаяся. Значимость реальная имеет своим фундаментом сердце, а значимость кажущаяся опирается на ум. Реальная значимость имеет границы, определяемые возможностями человека, в то же время значимость кажущаяся может не иметь пределов. Причины любых конфликтов между людьми и народами, находятся в кажущихся значимостях, которые часто кажутся людям более ценными, чем реальные значимости. А так как кажущиеся значимости – это всегда иллюзии, то можно сказать, что человечество создало для себя иллюзорный мир, который мы называем социальным миром.

Социальная значимость человека – это его одежда – с одной стороны её как бы и нет, а с другой – она есть, и очень часто подменяет реальную значимость человека. При общении люди демонстрируют друг другу социальные одежды значимостей, под которой скрывается их истинная суть, очень часто не имеющая ничего общего с его социальной значимостью.

Существует зависимость между реальной значимостью человека и значимостью кажущейся или социальной, так как социальная значимость – это только гипертрофированная, иногда уродливо, реальная значимость. Говоря о значимости социальной или кажущейся, мы можем для себя отметить, что все стремления человека на этом уровне заканчиваются тупиками, потому что они связаны с социальными или иллюзорными и материальными ценностями. Такого рода ценности всегда имеют свой предел, после которых наступает пресыщение и деградация. В тех случаях, когда человек свою реальную значимость полностью подчиняет значимости социальной, в которой он стремится к наиболее полному насыщению всех своих амбиций, то это всегда заканчивается опустошением личности человека, так как любая социальная значимость однажды приходит к завершению.

Когда мы говорим об эволюции человека, то не имеем в виду эволюции социальной, когда человек может накопить множество информации, возможно, даже очень ценной, на какую-то тему, но она может остаться только в его социальной поверхности, на уровне социальной значимости. И тогда ни о какой действительной эволюции говорить не придётся. Это можно сравнить с человеком, который вместо того, чтобы развивать своё тело, облачился в одежду, в которой выглядит могучим суперменом.

Таким образом, если человек избрал для себя внутренний путь, то он обязательно должен осознать проявления своей кажущейся или социальной значимости, позади которой всегда стоит ум. Социальная значимость подчёркивает социальное положение человека в семье, на работе и ещё где угодно. Осознав проявления кажущейся значимости, человек не должен потакать ей, как бы она не стремилась к этому. В конечном счете, человек осознает, как в нём постепенно исчезает жёсткость, категоричность. Он осознает, что в нём уменьшается стремление противостоять, когда в чём-то ущемляют его социальные позиции или неправильно трактуют какие-то его слова и поступки. Всё это станет для него средством для самопознания и очищения себя от всего, привязывающего его к низшей природе.

В действительности, человеческое эго, управляя умом, создаёт кажущуюся социальную значимость человека, и если человек искренен в своём решении идти путём совершенства, то он должен стать настолько восприимчивым, чтобы осознавать любые амбиции своего эго. Эго человек может осознавать в области поверхностной части груди, где-то на уровне физического сердца (в то же время истинное «Я» человек осознаёт правее от сердца и глубоко позади него).

Для того, чтобы человек осознал свою истинную значимость, кроме той работы над собой, о которой мы только что говорили, он должен научиться слушать людей в период общения с ними. Слушать с молчаливым умом и полной обращённости к человеку, с которым он общается. Здесь имеется в виду, что в период общения с собеседником, отношение к нему должно быть таким, как будто он в это время является самой важной персоной на всём белом свете.

 

Опубликовано