Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ДВА ВИДА ЗНАЧИМОСТЕЙ

Петр Зорин

Значение любых объектов внешнего мира для обывателя определяется на потребительском уровне. Но у различных людей интересы не могут быть одинаковыми, поэтому значимость всевозможных объектов материального мира для людей различна. Она различна и для одного и того же человека, но в разное время. Например, когда человек голоден, то значимость пищи для него возрастает, и значимость её падает, когда он насытится. Но для обывателя бывают значимости неутолимые – это деньги. Их особое значение связано с тем, что они определяют значимость всего – не только вещей, но и удовольствий, социальной надёжности, и возможность власти. При определённом количестве денег эта власть может стать неограниченной. И, конечно же, степень значимости во многом определяется интересами человека. Но в любом случае значимость привязывает обывателя к этому материальному миру, с которым он связывает свою судьбу. Не следует ставить знак равенства между значимостью и ценностью. Там, где значимость может меняться, ценность может оставаться одной и той же – стоимость обеда останется одинаковой как до насыщения, так и после него.

Ум формирует мир информационных, относительных значимостей, которые укутывают реальность мира в ложные одежды, скрывающие истинную значимость окружающей человека реальности. И, таким образом, человек оказывается погружённым в иллюзии, созданные его умом, позади которого маячит тёмная тень эго. Отсюда понятными становятся слова сатаны, однажды сказанные Иисусу Христу: «Мне дана власть над этим миром…». Человеку, опирающемуся в своих отношениях с реальностью мира на свой ум, никогда не понять истинного предназначения окружающей его действительности, и не понять предназначения самого себя. Отсюда, жизнь его похожа на существование спящего человека, который в коллективных сновидениях совершает действия, диктуемые ему низшей природой.

Духовный путь, или путь сердца, предлагает человеку свои значимости реальности этого мира. Сердце формирует мир из значимостей, которые определяются знаниями об истинном предназначении этого материального мира. Не может быть реальность мира одной и той же для ума и сердца, поэтому и строительный материал не может быть одним и тем же. Но как для тех людей, опорой которым является ум, так и для тех, которые в своей жизни опираются на своё сердце – внешний мир один и тот же. Следовательно, одни и те же объекты имеют различную значимость, как для тех, которые живут умом, так и для тех, которые опираются на своё сердце.

Первое отличие состоит в том, что значимости ума имеют потребительскую ценность. В то же время значимости сердца имеют другую ценность – они помогают осознать привязанности человека к внешним объектам, и зависимость человека от них, осознать их влияние на человека и его внутренний отклик на них. Обыватель строит потребительский мир, в то же время человек, идущий духовным путём, строит мир, который отвечает на вопрос – для чего этот мир существует, а отсюда и на вопрос о предназначении человека в этом мире. Следовательно, значимости ума, привязывают человека к этому миру, а значимости сердца, помогают человеку освободиться от привязанностей к этому миру. Таким образом, мы получаем два различных здания значимостей – одно из них построено на фундаменте удовлетворении потребностей человека, другое – определяет смысл жизни человека и всего сущего в этом мире.

Можно сказать, что сразу же после рождения человека, в нём начинается строительство здания потребителя. В дальнейшем это продолжается в течение всей его жизни. Строительство же духовного здания может начаться несколько позже, когда человек будет способен к осознанию в себе различных внутренних состояний. И в этом строительстве могут осознанно принимать участие взрослые воспитатели человека, но для того, чтобы это стало возможным, необходимо, чтобы эти воспитатели сами шли путём сердца.

Здесь следует к сказанному, добавить, что путь сердца не сулит человеку успехов в мире внешних значимостей, и для человека, начинающего жить, он может оказаться полным страданий и невзгод, но это единственный путь, соответствующий человеческому предназначению в современном мире.

 

Опубликовано