Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О РАСЩЕПЛЕНИИ ВНИМАНИЯ

Петр Зорин

2013-09-04

Однажды мы говорили о двух типах внимания – внешнем и внутреннем, но правильнее будет говорить о восприятии реальности мира умом и восприятие сердцем, которое так же, как и внешнее восприятие, имеет свои органы чувств, спектр которых отличается от внешних большей глубиной и тонкостью оттенков.

Когда-то в эпоху Сатья-Юга у человека ведущим было восприятие сердца, а восприятие ума имело второстепенное значение. Но в дальнейшем силы низшей сферы миров отделили восприятие сердца от его источника, и ведущим в восприятии мира стал человеческий ум. Но духовная практика человека возможна только тогда, когда человек в ней использует своё сердце, но не ум. Шри Ауробиндо даже настоятельно рекомендовал при внутренней работе остановить ум. Конечно, эта радикальная операция наиболее эффективна в духовной практике, но в современных условиях не для всех возможна. Но, все-таки не всё так плохо. Есть одна очень важная и обнадёживающая особенность человеческого восприятия, суть которой заключается в том, что когда человек воспринимает реальность мира сердцем, то его ум останавливается и, напротив, когда человек к восприятию мира привлекает свой ум – сердце его закрывается. Таким образом, чтобы ум не был помехой в духовной практике необходимо раскрыть в себе способность воспринимать реальность мира сердцем. Предлагаемая здесь практика тем полезна, что она даёт возможность человеку воспринимать реальность «здесь и сейчас», формирует «свидетеля», без которого духовная практика невозможна, открывает духовному искателю пути к осознанию внутренних пространств, и позволяет ему открываться более высоким планам сознания. Лучше всего эту работу начинать с осознания в себе различных фоновых состояний, которые в человеке всегда присутствуют. Так как внимание сердца всегда объёмно и всегда раскрывается в мгновении настоящего, то человек при внутренней работе не концентрируется внутри себя на какой-то точке, а на пространстве, в котором осознаётся и фоновое эмоциональное состояние и какая-либо эмоция и различные реакции эго. Осознавая различные внутренние состояния, человек должен одновременно воспринимать внешний мир и даже решать в нём какие-то свои проблемы. Это необходимо для того, чтобы расщепить своё восприятие на внешнее, опорой которого является человеческий ум и восприятие сердца. При достаточно настойчивой практике расщепление единого восприятия произойдёт без особых трудностей и осознание реальности мира, воспринимаемого на двух уровнях, станет неизмеримо богаче, так как сердце воспринимает во внешнем мире то, что скрыто от ума.

К предлагаемой практике можно добавить  практику слушания сердцем своего собеседника, при которой, в период беседы, вы   не позволяете своему уму проявлять какую бы то ни было активность, вы не просто слушаете своего собеседника, и как бы впитываете в себя его ауру.

В период медитации, находясь во внутреннем пространстве Анахата-чакры, вы отвергаете какие бы то ни было мысли. Делаете это настойчиво, снова и снова возвращаясь в позицию ожидания в центре грудной полости. И как только ум перестанет вас отвлекать, перед вами тут же откроется пространство вашего истинного «Я».