Ум, на своём острове – острове тоналя в терминологии Кардоса Кастанеды, всё назвал и всё оценил, и на всё надел маски значимости. Он определил что хорошее, а что плохое, что полезное и что вредное. Опираясь на оценки, он создал множество иллюзорных противоположностей. Но, на этом он не успокоился, а принялся строить из всего этого идолов. Маски значимости ум определил, исходя из полезности каких-либо объектов для человека и в первую очередь для владельца этих объектов. И первым идолом, которому начал поклоняться человек, стало богатство. Для служения ему были все способы хороши и небыло на Земле таких преступлений, которые не совершали бы люди ради служения этому идолу. Вторым идолом был идол выгоды, который распределил все значимости мира по ранжиру от максимально выгодного, до невыгодного. К невыгодным оказались причислены справедливость, честность, жертвенность и щедрость. Третьим идолом, который создали для себя люди, были деньги, так как они олицетворяли собой и богатство, и средства достижения его. И четвёртым идолом была власть – она вмещала в себя не только идеи первых трёх идолов, но и любые мыслимые наслаждения, наивысшим из которых было наслаждение властью.
Все маски значимостей, в том числе и идолы, созданные умом – это только субъективные иллюзии, поэтому, значимости материального мира для каждого человека имеют свою ценность, да и идолам далеко не все люди поклоняются одинаково прилежно.
Рассматривая маски значимостей, можно придти к выводу, что без них, как и без противоположностей невозможно ориентироваться в этом материальном мире. Но если ко всему этому присмотреться ближе, то можно увидеть, что и значимости, и противоположности не являются истинными, и, следовательно, пути, которые избирает в этом мире человек, опираясь на свой ум, так же иллюзорны. Рассмотрим хотя бы один пример, подтверждающий иллюзорность значимостей. Если перед человеком поставить выбор, в котором он должен предпочесть что-либо одно жизнь или богатство, или же жизнь или власть – он выберет жизнь, которая, кстати, не является значимостью, определённой умом.
Правда, у исследователя ума возникает опасность быть захваченным умом, который с готовностью займётся самоисследованием, систематизацией и будет это делать в течение тысячи жизней, снимая одну за другой свои собственные маски, чтобы в дальнейшем обнаружилось, что позади них есть другие маски, более утончённые.
Когда мы читаем в Ветхом Завете, что бог повелел человеку назвать все формы жизни сотворённые им, то это были первые уроки становления ума человека, так как название – это абстрактный символ, используемый умом при своём восприятии реальности мира. Но в реальности, это только один из многочисленных мифов, рождённых многими народами мира, стремящихся к самоидентификации. Действительно, каждый народ имеет свою индивидуальность, следовательно, он должен не только знать время своего рождения, но и связь со вселенной и другими народами Земли. К сожалению, большинство народов мира утратили свои мифы, а, возможно, им помогли утратить их, и в своём происхождении их история превратилась в незначительную ветвь ствола древнееврейского мифа. Но миф о творении человека к реальности не имеет никакого отношения – он так же является только плодом человеческого ума, который используется идолом власти.
Человечество, практически, живёт в искусственном, созданном умом мире, в котором уже давно забыты реальные ценности мира, так как ценность объектов была отделена от них и превратилась в нечто самостоятельное. А когда она была заменена её эквивалентом – деньгами и ценными бумагами (например, акциями), то появилась возможность манипулировать реальными ценностями по своему усмотрению, и это превратилось в служение идолу выгоды.