Человек изначально рождается рабом низшей природы, одним из инструментов которой является социальный мир. Человек различными способами, часто не осознавая этого, стремится освободиться от раба в себе. Одним из наиболее частых способов является стремление господствовать. Но это только внешняя маска, компенсирующая и скрывающая состояние внутреннего раба. Таким образом, властное положение человека, но освобождает его от внутреннего раба, но, напротив, даже укрепляет его
Быть свободным – это не значит занять позицию между рабом и господином. На этой линии существует только, в большей или меньшей мере, внешне компенсированный раб. Свободный человек находится за пределами раба и господина. Основным отличием между свободным человеком и рабом, даже если этот раб в социально мире занимает самое высокое положение, является ориентиры значимости. Для свободного человека значимым является не он сам, но то благо, которое он может принести своему народу. Заметьте, своему, но не чужому народу. Правда, свобода бывает различной степени. Чтобы понять идею свободы надо рассмотреть несколько вариантов её спектра. Для раба, значимым является он сам. Всё, что он делает, должно повышать его значимость не только в настоящем, но и гарантировать её в как угодно далёком будущем.
Человек почти всегда не осознаёт свою несвободу от влияний низшей природы, которая повседневно ограничивает его в пределах внутренних и внешних зависимостей. Если внимательно присмотреться к своему прошлому, которое привело нас в сегодняшний день, то мы увидим как внешние и внутренние условия постоянно ограничивали нас в принятии выбора, предлагая нам то направление, которое соответствовало нашей судьбе. При этом, каждый раз мы были уверенны, что на перекрестках путей нашей судьбы, мы сами выбирали направления следующего нашего шага, и наши предпочтения, были действительно нашими, а не побуждаемыми чем-то, или кем-то ещё. Стоит нам только вспомнить, как средства массовой информации интенсивно формируют наши мнения перед выборами в государственную думу или выборами президента. Они внешними средствами создают в нас предпочтения, и мы как бараны, подгоняемые пастухом, идём в нужном для них направлении. Но это только один пример несвободы, хотя примеров может быть бесчисленное множество. Ежедневно мы принимаем какие-то решения и выполняем множество дел, которые диктуются нам, как нашей внутренней, так и внешней необходимостью. И мы бездумно следуем побуждениям, как внутренним, так и внешним, считая, что это и есть реальность нашей жизни. А жизнь ведёт нас, создавая для нас препятствия, проблемы, приятные и неприятные обстоятельства, поощряя за наше послушание и наказывая, за нашу невосприимчивость и своеволие. Но основное во всём этом, – это наша привязанность к этому миру значимостей.
Привязанность к миру значимостей создаёт иллюзию устойчивости и уверенности, потому что все люди вокруг нас выживают и добиваются какого-то успеха, взаимодействуя с этим миром значимостей, следовательно, и мы так же выживем, и у нас так же есть лучшее будущее. По-видимому, именно это является причиной тому, что мы хотим быть такими, как все.
До тех пор, пока этот мир удерживает нас привязанными к своим значимостям, мы будем его рабами, и никогда не будем свободными. Дело в том, что человек занимает то или иное положение в этом социальном мире значимостей в зависимости от своей собственной значимости. В нём, практически, происходит взаимодействие значимостей и более значимый человек имеет не только больше прав, чем менее значимый, но и может помыкать им, не считаясь со справедливостью, что он нередко и делает, если предоставляется такая возможность. Поэтому, свобода в этом мире значимостей – это свобода от чего-то или от кого-то, которая мало что меняет, так как при этом человек, освободившись от одной зависимости, попадает в зависимость другую, иногда ещё большую. И человек при этом, оставаясь значимостью, вынужден, как и прежде, взаимодействовать с другими значимостями.
Путь к полной свободе лежит через освобождение от значимостей, как своей, так и этого мира. Освобождение от своей значимости становится возможным для человека только тогда, когда он перестаёт жить для себя, этим самым, теряя для себя свою значимость и, как бы растворяясь в значимости этого мира. Такое освобождение от значимости может начаться в своей семье, благополучию которой человек посвящает всю свою жизнь. Но семья – это минимальный коллектив и значимость человека не может раствориться в нём без остатка. Более того, иногда она может даже увеличиться, но это уже будет зависеть от позиции человека. Следующим шагом к свободе может стать жизнь, посвящённая своему народу. И этому есть многочисленные примеры из жизни патриотов своего народа, как в мирное, так и в военное время, из жизни учёных, значимость которых полностью растворилась в их стремлениях познания реальности мира, и из жизни духовных учителей человечества, посвятивших всю свою жизнь исполнению своего Божественного предназначения на Земле. Но в последнем примере, духовные учителя растворили свою значимость в Божественном и полностью отвергли значимости этого проявленного мира. Таким образом, основной особенностью свободного человека является его стремление служить всему, что хоть в какой-то мере зависит от него. При этом он жертвует всем личным, ради общего. Действительно, как может человек служить своей значимости, и с её позиций взаимодействовать со значимостями материального мира, если он растворился в этом мире не оставив ничего для себя. Вспомним рассказ Горького «Горящее сердце Данко», в котором человек перешагнул через свою значимость в вечность, в которой служение является наивысшим призванием человека на Земле. И если человек избирает для себя духовный путь, то это не следует рассматривать как путь к самоспасению, напротив – это путь тотальной жертвы, которую приносит человек человечеству. Вы скажете, что это жертва Богу? Бог не нуждается в нашей жертве, и он не нуждается в поклонении ему. То, что мы называем жертвой Богу, в действительности является исполнением человеком Божественной воли на Земле, а наше поклонение Ему – это духовное смирение человека перед Божественным.
Человек осознает свою полную свободу только тогда, когда со смирением примет этот материальный мир и все события, происходящие в нём, как школу на пути Божественного предназначения