ЕЩЁ О НЕВЕДЕНИИ

Неведение – это бесконечный океан непознанного. Человек, познающий – в этом океане подобен Робинзону, заброшенному на необитаемый остров ума. Нет на этом острове ни речек, ни ручьёв, потому что ум всё текучее и изменчивое превращает в неподвижные камни догм и песок информации. Из этих камней и песка он строит безжизненные дворцы. Окружает их парками с синтетическими деревьями и кустарниками, лужайки которого покрыты травой из полиэтилена, а на деревьях поют искусственные соловьи. В нём дуют ветры вентиляторов, а дожди идут из специальных распылителей воды. Ум подобен фригийскому царю Мидасу, который всё, к чему он прикасался, превращалось в золото, а ум всё живое превращает в неживое. И он может понять что-либо живое только тогда, когда сделает его мёртвым и неподвижным. Эта особенность ума связана с тем, что он может познавать реальность, только фиксируя своё внимание последовательно, от точки к точке, что делает невозможным познание текучей реальности. А так как реальность беспредельного океана неведения изменчива и текуча, то для внешнего ума она навсегда останется непознаваемой.

Всё, что строит ум на пути познания реальности мира – это только мгновенные отпечатки текучей реальности в его памяти. Но через мгновение эта же самая реальность будет уже другой. И когда ум делает следующий отпечаток реальности, то он отражает уже изменившуюся действительность мира. И вся последовательная фиксация внимания на точках реальности, не даёт о ней знания, но только приблизительную информационную картину. Отсюда, каждый человек имеет своё мнение об одной и той же реальности, так как каждый фиксирует свои точки текучей действительности этого мира.

А там, за ограниченным островом ума неизведанная беспредельность неведения. Очень многие люди пытаются повернуться к ней спиной, лицом к понятному для них острову. Волны неведения набегают на безжизненный остров ума и с шумом разбиваются о его скалы. Но человек разумный затыкает свои уши, чтобы не слышать дыхание вод океана неведения, старается не оглядываться, чтобы случайно не увидеть что-либо иное, кроме привычного и обжитого острова ума

Но у человека великое будущее, и беспредельный волнующийся океан, омывающий остров ума со всех сторон, имеет своё предназначение – он является средой и средством, при помощи которого человек должен достичь своего совершенства. Человек ещё не сотворён, он всё еще в процессе творения, и сегодня он находится на переломном этапе своего становления – он приобрёл способность к самоосознанию. С этого времени процесс его окончательного перехода от человека разумного к человеку гностическому может приобрести невиданное прежде ускорение.

Самоосознание – это не какое-то дополнительное могущество ума – при самосознании в человеке о себе заявляет его сердце. Ум способен только прикасаться к знаниям, так же как шар прикасается к поверхности стола в одной точке. И на основании точечного прикосновения к поверхности стола, ум сделает своё умозаключение обо всём столе. Точечное соприкосновение с реальностью мира даёт человеку только информацию, но не знание. В своей информации ум описывает поверхность реальности, не понимая ни глубины её, ни её предназначения. И, кроме того, как мы уже говорили, ум превращает живую реальность мира в мёртвые догмы. У истинного духовного сердца есть свои органы восприятия действительной реальности мира, но человеку, у которого ум прежде являлся бессменным посредником, связывавшим его с реальностью мира, придётся преодолеть стремления его внешнего ума доминировать над сердцем.

Внешний ум необходим человеку, как инструмент для вербального выражения знаний, идущих из человеческого истинного сердца, и он совершенно не пригоден для получения знаний. Для современного человека очень важно иметь канал связывающий его ум с сердцем. При этом ум обязательно должен занимать подчинённое положение – хвост не должен вилять собакой. Благодаря наличию между умом и сердцем канала, связывающего их в одно целое, сердце здесь сравнивается с солнцем, а ум с планетой, вращающейся вокруг солнца. Тогда информация, приходящая из какого-либо источника извне, обязательно будет достигать истинного сердца и, вызывая резонанс в нём, открывать знания. В тех же случаях, когда ум преобладает в человеке, и нет у него связи с истинным сердцем, любая внешняя информация, даже если они предназначена для сердца, не дойдёт до него, и ум превратит её в строительный материал для своих мнений или умозаключений. В человеке, в таком случае, не откроются знания, ради которых существовал поток внешней информации. Что делать? – Открыть своё сердце. Для того, чтобы это стало для человека возможным он должен проделать определённую внутреннюю работу. Во-первых, остановить свой ум. Во-вторых, научиться воспринимать информацию сердцем. Остановить свой ум можно только, безмолвно и безучастно наблюдая за его работой, о чём мы уже однажды говорили. Но можно успокоить ум, предложив ему роль посредника, а не основного ведущего при общении с другими людьми. Если ум исполняет роль посредника, то при этом основное значение приобретает сердце. Обычно это происходит во время беседы с другим человеком, при которой необходимо собеседника воспринимать расфокусированным взглядом, в центре поля которого должно быть лицо собеседника. Расфокусированный взгляд всегда относительно неподвижен, т. е. не остекленевший и в то же время не перескакивает с одной части лица собеседника к другой части. Вы его слушаете, а не рассматриваете.  Когда человек использует расфокусированный взгляд, то ум при этом останавливается, а сердце открывается. Мы здесь уже упоминали, что истинное сердце имеет свои органы восприятия, которые становятся активными, только при открытом сердце. Но восприятие сердца не точечное, как у внешнего ума, а объёмное. Поэтому сердце воспринимает сразу весь объект во всех его элементах. И у сердца есть ещё одна особенность, оно воспринимает не поверхность объекта, а его глубинную суть. Поэтому, когда люди общаются друг с другом с открытыми сердцами, то для них не бывает повторений того, что их собеседником уже однажды говорилось прежде. Это связано с тем, что они воспринимают через форму слов не только суть того, о чём им говорит другой человек, но и состояние самого собеседника, которое не может быть одинаковым в различные периоды времени, потому что человек – текучее существо.

И, кроме того, приучая себя слушать другого человека с открытым сердцем, вы этим самым, формируете своё внутреннее внимание, без которого невозможна какая бы то ни была внутренняя работа.

Но вернёмся к океану неведения. Не следует думать, что Бог разделился на две ипостаси, в одной из которых он всезнающ, а в другой страдает неведением. Для Бога не существует неведения. Неведение – это путь ещё не пройденный эволюционирующими существами. Да и сам путь не является путём, но средством совершенствования эволюционирующих существ.

Тогда рассмотрим остров ума (Толтеки называют его островом тоналя) и океан неведения (В традиции Толтеков – это океан нагваля) в приложении к человеку. На всё сущее во Вселенной следует смотреть как на необходимость, не содержащую в себе никаких противоречий. И даже тогда, когда мы говорим о противоположностях, в которых действуют разрушительные и созидательные силы, будто бы противостоящие друг другу, то и это обусловлено только человеческим неведением.

Человеческий ум является не только средством, формирующим информацию, с целью её передачи тем или иным способом другим людям, но сама информация рождается при соприкосновении ума со знаниями. Таким образом, ум для человека является посредником, связывающим его со знанием и, используя информацию, может указывать направление, в котором находится это знание. И в то же время ум, что очень важно, участвует в формировании человеческой индивидуальности. Но сам ум не является инструментом знания, хотя и претендует на это звание. И в своих претензиях он создал систему мира, основанную на догматах, и даже заключил её в формулы, что можно сравнить с действиями энтомолога, пришпилившего некогда живое насекомое в своей коллекции на булавку. Человек так же создал информационную коллекцию, описывающую мир, но эта коллекция, которую он называет знаниями, в действительности не соответствует реальным знаниям, но является только мёртвой устаревшей их информационной копией. Истинные знания текучи и любая их копия, после её возникновения отражает только прошлое. Знания же, не могут быть заключены ни в какие рамки, даже рамки времени, потому что корни знаний находятся в вечности. Но свойства ума подсказывают нам ещё одну не менее важную его особенность – он на информационном уровне объединяет всё человечество. И это важно не только для его единства, но и для преодоления океана неведения, который предназначен не только для одиночек, идущих духовным путём, но для всего человечества. В действительности, всё человечество, не подозревая этого, изнутри готовится к раскрытию в себе возможностей, преодоления неведения. И первым шагом на этом пути будет раскрытие сердца. Не может ум указать путь к знаниям, если у человека не открыто сердце.

Бог, будучи всеведущим, заключил неведение в возможности познания человеком реальности мира. Это стало возможным, потому что бескачественная реальность мира встречается с человеком внутри него самого. И там, внутри, она приобретает не только качества, но и определенную значимость. Все взаимодействия человека с реальностью мира предварительно происходят внутри него и только потом реализуются во внешнем мире. Человек, будучи приёмником вибраций всех доступных ему объектов мира, воспринимает только те из них, которые созвучны ему самому. Для большинства людей это созвучие ограничивается их умом и виталом. Вся остальная бесконечная реальность мира является для таких людей океаном неведения. В действительности, бесконечный океан неведения – это океан знания. За каждым внешним фактом или явлением внешнего мира лежат знания, за каждым внутренним состоянием или движением так же скрыты знания, не имеющие своих пределов. Как мы уже говорили, волны океана неведения постоянно наступают на остров ума, подтачивают его скалы и разрушают его укреплённые берега.

Человек сам никогда не повернётся лицом к океану неведения, если опорой для него будет его ум, который каждого человека стремится привязать к своим идеям и принципам, или, как мы уже говорили – к острову ума. Для того, чтобы это произошло, сердце человека должно отозваться на наступление волн океана неведения. Обычно этому предшествует намёк, обращающий внимание человека на значение сердца в его взаимодействиях с миром. Например, человек от кого-то узнал, что истинные знания он может получить только в том случае, когда его сознание будет сосредоточено «здесь и сейчас»; Или до него дошли сведения, о необходимости слушать собеседника с открытым сердцем. А может быть ему кто-то посоветовал сформировать «Свидетеля», чтобы быть адекватным в своих взаимодействиях с реальностью этого мира. Никогда ничего не бывает случайным. И такого рода информация может придти к человеку и вызвать в нём интерес, только тогда, когда его сердце готово открыться. У нас появляется интерес к чему-либо только тогда, когда мы становимся созвучными объекту нашего интереса. Если же созвучие отсутствует, то человек просто не заметит и пройдёт мимо, даже если на пути ему встретится сам Господь Бог.

Но вы уже прочитали или прослушали этот текст, следовательно, вы приглашены для внутренней работы и, в связи с этим, своевременным будет описание метода, в котором внешнее внимание человека превращается во внимание внутреннее, так как в «Здесь и сейчас» возможна активность только внутреннего внимания. Здесь следует пояснить, что слушание собеседника с открытым сердцем возможно только тогда, когда вы для этой цели используете внутреннее внимание. Формирование «Свидетеля» так же возможно только при использовании внутреннего внимания, которое открывается в «здесь и сейчас». Поэтому, неважны способы формирования внутреннего внимания, важно то, что оно приводит нас в мгновение между прошлым и будущим. В действительности, человек-обыватель, или человек-потребитель никогда не живёт во мгновении «здесь и сейчас». Его внимание постоянно прыгает от прошлого к будущему, которые воспринимаются им, как границы настоящего времени. При этом он перепрыгивает мгновение настоящего, потому что в нём для человека нет ничего ценного. А, на самом деле в «здесь и сейчас» находится дверь в человеческое сердце, которая может постепенно открыться настежь, если человек будет постоянно пользоваться ею, или же будет делать постоянные попытки войти в неё.

Здесь следует сказать, что любые препятствия на внутреннем пути – это двери, ведущие к знаниям. И эти двери открываются только по созвучию сознания человека с ними. Но на внутреннем пути есть ещё одна очень важная особенность: если духовный искатель искренен, то каждое препятствие или каждая проблема будут встречаться  духовному искателю только тогда, когда он готов к ней. Внутренний путь, на котором человеку открывается океан неведения, как океан знания, очень лёгок, если человек посвящает ему всю свою жизнь и не ради своего эго, но ради самой внутренней работы на пути к абсолютной Божественной истине. Шри Ауробиндо говорит, что тогда Божественная Мать – Шакти берёт судьбу человека в свои руки вместе со всеми его проблемами.

А теперь остановимся на проблеме достижения точки «здесь и сейчас». Эта точка не неподвижна, но перемещается в соответствии со скоростью потока времени. Поэтому человек, остановившийся в этой точке, может находиться в ней, как угодно долго. Кстати, внутреннее внимание активно только в мгновении «здесь и сейчас», в котором внешний ум человека молчит, и если человек хотя бы на йоту сместит своё внимание во времени, то этим самым он перейдёт во внешнее внимание и его ум тут же включится и завладеет им. Когда человек в период медитации отгоняет назойливые мысли, то этим самым он стремится войти в состояние «здесь и сейчас».

Во внутренних пространствах человека нет времени, и когда человек вошёл в одно из этих пространств, то время для него останавливается. И когда мы читаем у Сатпрема, что он со своим учителем медитировал по пять часов без всяких перерывов, то это возможно было только тогда, когда человек входит во внутреннее пространство, например, в пространство Анахата-чакры.  Когда Шри Ауробиндо с помощью своего учителя Лелэ останавливал свой ум, на что ему потребовалось три дня, то это стало возможным только потому, что он в своей медитации, а это была медитация, проник в сферу ума, в то пространство, в котором нет времени. В каждом человеке есть страж, который бдительно охраняет внутренние пространства то проникновения в них человека – этим стражем является человеческий ум.

Не каждому человеку, идущему внутренним путём, удаётся остановить ум и этим самым убрать стража внутренних пространств, но при определённых условиях можно обойти его. Эту работу можно начать с осознания различных внутренних состояний, которые часто возникают у человека по тому или иному поводу, а нередко и без всякого повода. При этом важно раздвоение внимания. Например, человек воспринимая окружающие его обстоятельства, одновременно осознаёт то состояние, которое в этот период в нём присутствует. Внутреннее внимание, как мы уже говорили, не сфокусировано на какой-либо точке, но одновременно воспринимает всё пространство, в котором оно находится. Второй особенностью внутреннего внимания является его неподвижность. Человек, осознающий в себе какое-либо состояние или же находящийся в состоянии медитации, может осознать характеристики пространства, на котором он сосредоточен, только тогда, когда его внимание неподвижно. Если духовный искатель исследует внутреннее пространство, то переместившись в нём в какое-то другое место, он должен остановиться и даже замереть. Это необходимо, потому что внутреннее внимание способно воспринимать только находясь в состоянии глубокого покоя. И чем более неподвижным будет внутреннее внимание, тем больше деталей этого пространства человек сможет осознать.

Есть ещё одна важная особенность внутреннего внимания – оно обязательно должно иметь цель, быть направленным. Если во внешнем мире человек может бездумно скользить своим взглядом по окружающей его реальности, то во внутренние пространства человек должен входить с определённым намерением.

Человек осознаёт какое-либо эмоциональное состояние только тогда, когда оно достигло порога возможного его восприятия. Поэтому, начало любого эмоционального состояния для большинства людей остаётся скрытым. Но если у человека сформировано несгибаемое намерение, направленное на осознание всевозможных внутренних состояний, то это в значительной мере увеличит восприимчивость человека – он разовьёт в себе способность воспринимать слабо выраженные эмоциональные состояния. И, кроме того, сформированное намерение, направленное на восприятие различных внутренних состояний, создают в человеке состояние бдительности, которая позволяет осознавать различные состояния в самом начале их возникновения. Постоянная практика подобного рода приводит к тому, что восприимчивость внутреннего внимания в значительной степени возрастает.

 К предлагаемой здесь практике следует добавить информации об интенсивности внутреннего внимания. Если духовный искатель имеет своей целью изучение внутреннего пространства и всех процессов, происходящих в нём, то к ним следует едва прикасаться, как бы исподволь, не настойчиво. Жёсткая  фиксация внимания, даже если оно неподвижно, разрушает объект, на котором внимание фиксировано, и тогда человек может получить неожиданный для себя опыт. Здесь следует сделать некоторые дополнения.

Подавляющее большинство людей считает, что различные желания, стремления, побуждения и различные эмоциональные состояния и реакции эго имеют своим источником самого человека. Поэтому люди говорят, что они чего-то хотят, к чему-то стремятся, гневаются или радуются, или что-то отвергают. В действительности, такое мнение человека основано на его неведении. Человек, не осознаёт, что он находится в атмосфере многих планов реальности, в каждом из которых есть свои формы жизни. Каждому из планов соответствует свой аккорд вибраций, который человеком воспринимается как желания, стремления, побуждения, различные эмоциональные состояния и т. п. Различные формы жизни, обитающие на этих планах реальности, паразитируют на человеке, вынуждая его выбрасывать в их адрес определенные порции энергии. Такого рода паразитизм стал возможным только потому, что человек отзывается на «призыв» этих паразитов (в дальнейшем мы будем называть их сущностями). Каждая из семи чакр человека имеет определённое количество лепестков, каждый из которых является дверями, ведущими в соответствующий план реальности. Эти «двери» открываются только при воздействии на них вибраций определённой частоты, которые, как уже говорилось, человек воспринимает, как различные состояния принадлежащие ему самому. Используя человеческое неведение, сущности различных планов реальности, или планов сознания, управляют человеком, создавая такие ситуации, в которых он безропотно следует тем направлениям и переживает те состояния, которые необходимы этим сущностям. Но, кроме того, что эти силы паразитируют на человеке ради своего пропитания, они при этом ещё удовлетворяют свою ненасытную жажду власти. И это они могут реализовать только через людей. Можно с уверенностью говорить, что современная человеческая цивилизация, со всеми её плюсами и минусами, создана силами этих планов сознания. Для них очень важно удержать человека в состоянии неведения, чтобы власть их над человеком продолжалась вечно.

Интересно! Монолог Сатина из пьесы Горького «на дне», в котором он говорит, что человек – это звучит гордо, на самом деле отражает идею современного человечества. И социально ничтожный Сатин, и в своей основной массе примитивное современное человечество во многом сходны. Вспомним слова мудрого Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Этой фразой он не себя умалял, но возвеличивал Божественную реальность Абсолюта. Древний Сократ был неизмеримо более мудрым, чем современное человечество с гордо выпяченной потребительской грудью обывателя. Люди не понимают, что они только куклы, управляемые кукловодами параллельных миров. Да и сами кукловоды не ведают, что они так же являются куклами, которыми управляют более высокие силы.

В любом управлении всегда есть цель, которая для человека, в нашем случае, заключается в осознании своей зависимости от влияний сил параллельных планов реальности и освобождении от неё. Это даёт человеку возможность повысить свою восприимчивость, благодаря чему ему станут доступными для восприятия влияния более высоких планов сознания.

Мы уже знаем, что человек находится на той ступени эволюции сознания, которая созвучна  силам, влияющим на него. И если он станет созвучным более высоким влияниям, то это будет означать, что он поднялся на следующую ступень эволюции сознания. И это будет означать, что ещё какая-то часть океана неведения откроет ему свои знания.