О ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ И ОСТАНОВКЕ УМА

Ещё совсем недавно мало кто слышал о том, что такое эволюция сознания, духовный прогресс, или духовная эволюция, а тем более знал об этом что-то конкретное и мог отличить его от прогресса религиозного. Сейчас ситуация сильно изменилась, и интернет полон различными статьями и высказываниями на темы, касающиеся духовного развития. Но что касается отличия религиозного и духовного путей, то отличить одно от другого иногда бывает трудно, поскольку религиозным может быть не только посещение храмов и изучение священных текстов, но и отношение духовным практикам и йоге. При этом религии часто воюют с йогой, но и  у тех, кто практикует йогу, отношение к ней может быть не менее религиозное, чем у христиан, мусульман или иудеев в отношении своих религий. Несколько особняком здесь стоят индуизм и буддизм, поскольку в них есть многое от йоги, а некоторые практики, принятые в буддизме и индуизме, предполагают не только молиться, и читать священные тексты, но требуют достаточно активной внутренней работы.

Внутренняя работа, как результат внутренней – духовной жизни (прошу не путать с жизнью эмоциональной – это совершенно разные вещи), принципиально отличается от изучения текстов Учителей и их цитирования. Первое требует глубоко осознаваемых усилий, а второе часто используется лишь для того, чтобы прослыть высоко духовной личностью. Здесь человек обманывает сам себя, вернее его обманывает его собственный ум, выдавая желаемое за действительное. Чтение же вообще, как процесс, является деятельностью ментальной, и может сопровождать внутреннюю работу, являясь её составной частью, а может при определённых условиях и отсутствовать в ней, хоть сама работа может очень активно.

Внутренняя работа – это работа сознания человека, отстранённого от внешнего по отношению к сознанию человека, ума и сопровождающих её эмоций. Это работа сознания, стремящегося к глубокому восприятию и осознанию не самих процессов и явлений в психоэмоциональной жизни человека, а того, что стоит за нами, их смысла и предназначения в индивидуальной и общественной жизни. Надо заметить, что духовная жизнь вообще почти невозможна без жизни общественной, поскольку в значительной жизни опирается на неё и служит не столько для эволюции индивидуального сознания, сколько для эволюции сознания человечества, как единого целого. Понятно, что при этом реальные изменения коснутся только небольшого количества людей, но тем не менее, прямо или косвенно в этом участвует значительная часть населения Земли.

Внутренняя работа требует постоянного наблюдения за своими эмоциями и мыслями, а впоследствии и за чувствами. Для внутренней работы нет необходимости постоянно читать священные тексты или наставления Учителей – это работа ума, а не сознания, хоть несомненно, это так же бывает необходимо. Смысл внутренней работы заключается в том, чтобы формировать своё сознание, по частям собирая его вокруг внутреннего духовного центра – Истинного Я, или духовного сердца.

В последние год-два в обиход вошли несколько понятий из духовных практик, и многим ищущим известно, что одним из важнейших этапов в их практике должно стать просветление. Но что при этом должно просветлеть, обычно представляется слабо. Так же многим известно, что для этого необходимо остановить ум, и это стало уже чуть ли не такой же расхожей фразой, как "здесь и сейчас". Но мало кому известно, что останавливать ум допустимо только при определённой внутренней зрелости, когда духовный центр может взять на себя часть функций ума, чтобы человек не оказался без того инструмента, который необходим в нашем мире для коммуникаций. Коммуникативная функция человеку необходима, как воздух, и без участия ума процесс общения для современного человека невозможен. Но если при незрелом сознании человек останавливает незрелый ум, в его распоряжении для отображения окружающего мира и реакции на происходящее остаётся только витальная часть с её многочисленными эмоциями, стремящимися  захватить сознание и сделать человека фанатиком. В этом случае человек перестаёт понимать многое из того, что было ему вполне доступно с работающим умом, т.е. он попросту сильно глупеет. Так вместо движения вперёд духовный искатель оказывается отброшенным назад, и ему весь путь придётся начинать снова, если это вообще будет возможно. Поэтому говорить об уместности остановки ума в процессе духовного поиска можно только в том случае, когда человек в целом уже имеет достаточнsй уровень духовной зрелости, а его сознание в ряде случаев способно обходиться без действий ума, непосредственно воспринимая смысл происходящего, и действуя без участия ментальных процессов. Но прежде чем отказаться от услуг ума там, где он действительно может оказаться лишним, поскольку блокирует работу высших частей сознания, необходима определённая зрелость других частей человеческого существа, участвующих в общем эволюционном процессе. Так на рассматриваемом этапе необходимо иметь зрелую эмоциональную часть, в которой низкие разрушительные эмоции не могут овладеть человеком, и желание властвовать не является главной движущей силой эволюционных процессов. Так же весьма желательно иметь достаточно зрелый и несколько отстранённый ум, который способен понять мотивы, движущие человеком и его окружением. И конечно же, нужна готовность духовного сердца непосредственно руководить дальнейшей эволюцией человека, а воля постоянно направляла его внимание в сторону его духовного сердца. Только когда эти внутренние процессы и состояния духовного искателя оказываются достижимы хотя бы время от времени, существует реальная возможность и внутренняя готовность к работе с умом. Сам же процесс остановки ума может занимать длительное время в зависимости от общей готовности духовного искателя.