Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОПОРЫ

--

Опора – это не только фундамент личности человека, но и карта его пути и компас, определяющий направление пути. Человеческая личность – многогранна и у человека может быть одновременно много интересов, и каждая грань человеческой личности и каждый его интерес так же должны иметь опоры, без которых в человеческой личности нет определенности и нет направления. Рассмотрим некоторые характерные особенности человеческих опор. Любая опора имеет материальную части и идейную, которая в некоторых случаях для человека является более важной, чем часть материальная. В этом основное отличие от опоры животного, которая имеет только материальную составляющую. Например, основной опорой животного является стремление жить. Человеку эта опора так же присуща, но с человеческой надстройкой – для чего жить? Жизнь животного, устремленная в будущее, имеет своей целью благополучие и возможность продления рода. И на это неосознаваемое стремление животного не влияет прошлая история его рода. У человека всё выглядит иначе – его личная история и история его народа формируют не только его личность в настоящем, но и определяют качество его будущего, к которому он стремится или хотя бы ожидает. В связи с тем, что для человека важна оценка его личной истории и истории народа, к которому он принадлежит, то это делает уязвимой его опору жизни, так как от этого зависит его самооценка и оценка народа, к которому он принадлежит, и, следовательно, формирования его будущего и стремления к нему.

Если исказить историю народа, к которому принадлежит конкретный человек, то этим самым будет изменена самооценка этого человека и его отношение к своему народу. У каждого человека есть стремление видеть в своём народе великое прошлое, потому что это неосознанно переносится и на каждого человека, принадлежащего к этому народу. «Я значим, потому что мы значимы». Легенды, мифы и былины любого народа подтверждают это. Значимость человека и народа подчёркивается не только героическим прошлым конкретного народа, но и его глубиной. Когда Ветхий завет убеждает читателя, что первым человеком на Земле был еврей и Бог, сотворивший этот мир, говорил на еврейском языке, то для самоутверждения еврея и его значимости в современном мире среди других народов, это имеет очень большое значение. Человек не нуждается в том, чтобы его долго убеждали в величии его предков и в великом предназначении его народа в современном мире. Он согласиться с этим ещё до того, как вы выскажете ему эту мысль, потому что все люди хотят быть значимыми. И тогда  в мире все народы должны занимать в лучшем случае вторые места, а в худшем – те, что остались.

Чем глубже корни какого-либо народа и каждого человека, принадлежащего этому народу, тем прочнее национальная опора таких людей и тем увереннее они смотрят в своё будущее, несмотря на любые невзгоды. И когда какой-либо народ убеждают в том, что он совсем недавно бегал с дубиной в руках, прикрываясь звериной шкурой или лопухом, и среди героев его народа одни лентяи, воры и пьяницы, то люди этого народа не захотят себя идентифицировать с ним, и даже будут стыдиться своей принадлежности к нему. И тогда единство такого народа постепенно распадётся, культура исчезнет, высокий дух измельчает, и на Земле на одну нацию станет меньше. Таким образом, наше прошлое – это опора нашего духа, чувства собственного достоинства, культуры, нашего единства, и нашей самоидентичности. Когда у нас есть достойное прошлое, то мы стремится к достойному будущему. Человек, потерявший свою национальную историческую опору – подобен растению – перекати-полю, потому что его будущее определяют ветры других народов.

Человеческая судьба подобна дереву, и если корни этого дерева, соединяют человека с землёй, воплощающей в себе народ с его духом, культурой, его историей и его устремлением в будущее, делая человека социальным существом, то ветви этого дерева – это различные грани человеческого бытия, каждая из которых так же  должна иметь свою опору. Другими словами, будущее народа определяется его прошлым. Народ, не имеющий корней в прошлом, не имеет будущего. И так же, как дерево засохнет, если лишить его корней, служащих для него опорой, так и ветви этого дерева должны иметь свои опоры, без которых они засохнут.

Для человека очень важна определенность в социальном мире, потому что он социальное существо. И в зависимости от стадии своего развития он последовательно может иметь различные опоры. В детстве для него опорой являются родители, которые не только обеспечивают его существование, но и формирование его мировоззрения. В юношеском возрасте опорой для него является дом, родители и его будущее. В зрелом – опорами человека становится дом, семья, работа и будущее. Для многих взрослых людей опорой становятся их дети, так как в них они видят смысл своей жизни. Для некоторых людей опорой является творчество, которое может заполнить всю их жизнь. Примером может служить японский живописец Хокусай Кацусика, который был настолько захвачен рисованием, что о смерти своей жены, жившей с ним в одном доме, он узнал от своей дочери. Постоянно стремясь к совершенству рисунка, он думал не о своей жизни, а о том совершенстве, которого он ещё не достиг, но был очень близок к нему.

Позиция человека в мире может опираться на его ум, а в некоторых случаях на его сердце. В первом случае значимость опоры человека чаще определяет внешний мир с его ценностями и его ментальными идеями. Во втором – значимость опоры почти всегда принадлежит самому человеку. Так, опорой человеческой жизни может быть способ бытия, и если человек, часто не осознавая этого, опирается в выборе способа бытия на свой незрелый ум, то в этом случае он предпочитает быть таким как все. Если же опирается на своё сердце, то ищет смысл во всём, что происходит вокруг него и в своей жизни.

Опоры у человека могут быть и более мелкими, но это не делает их менее важными: у каждого человека должен быть дома свой угол, в котором находятся нужные для него вещи, и где он чувствует себя более уютно, чем в других местах квартиры или дома. У человека могут быть его любимые вещи, например, книги, любимые песни, фильмы и т. п. Практически, любая сфера жизни человека, в которой он взаимодействует с реальностью, содержит в себе ту часть, которая является опорой для человека в этой сфере жизни. Отсюда мы можем говорить об опорах временных, которые появляются и исчезают при изменении обстоятельств и опорах постоянных, определяющих человеческую судьбу.

Но опоры могут измениться и даже исчезнуть, если изменится их оценка и их значимость. Если изменить историю народа, то это постепенно приведёт к изменению духа народа и идеалов в его будущем. Моисею понадобилось сорок лет, чтобы вывести новый вид человека. И для закрепления полученных генетических особенностей были узаконены внутрисемейные близкородственные браки. Этот приём хорошо известен современным селекционерам, выводящим новые породы животных. Никто не знает, что говорил народу, выведенному из Египта, Моисей, когда создавал новый вид человека. Нигде не описана система, которую он смог реализовать всего за сорок лет, блуждания по пустыне. Но первое, что он сделал – он изменил историю этого народа, его значимость в его собственных глазах и значимость всех остальных народов, среди которых в будущем должен был жить выведенный им новый вид человека. Этим примером, я хотел подчеркнуть важность изменения значимости исторической опоры человека, которая может привести его даже к соответствующей генетической трансформации. Можно привести ещё один пример из книги немецкого философа Вальтера Шубарта – «Европа и душа востока», в которой он говорит, что Европа – это форма без души, а Россия – это душа без формы. Презрительное отношение европейцев с позиций их пустых форм, ко всему российскому, воспитано в них и закреплено генетически в течение многих поколений. И даже сегодня, когда всему миру известны многие достижения русских учёных. К примеру, на МКС смена экипажа происходит при помощи Российских носителей, русское вооружение на международных рынках по своей эффективности превосходит вооружения европейцев и США. Десятки тысяч русских учёных были куплены Европой и Америкой после краха Советского Союза. И не смотря ни на что, презрительное отношение к России и к русским людям остаётся. Из всего сказанного легко понять, что европейская мания величия, не имеющая под собой никакой реальной основы, была воспитана ещё в те времена, когда весь мир являлся своеобразной её колонией, и все народы, в том числе и американские индейцы, были недочеловеками, недоросшими до уровня Европейского величия. И никаких доказательств для поддержания состояния величия, европейцам не требуется. Оно вполне самодостаточно и, в связи с этим, наименее уязвимо. Вспоминается смешной эпизод, подчёркивающий американское величие. В Петербургской медицинской академии обучаются не только русскоговорящие студенты из России и прежних республик СССР, но и англоговорящие иностранцы, например, из Индии и даже из США. Это связано с тем, что уровень обучения в вузе у нас высок, а стоимость обучения небольшая. Преподаватель предложил студентам иностранцам, которые в период летних каникул не поедут к себе домой, сходить в лес за грибами. Набралась группа из пяти человек. Преподаватель купил на всю группу хлеба, картошки, пару десятков яиц, захватил с собой котелок, одноразовую посуду и через какое-то время они уже были в лесу. Руководитель этой группы много раз бывал в лесу прежде и знал грибные места. Пока они добирались до места и собирали грибы, подошло время обеда. Недалеко от родника разожгли костёр, повесили над огнём котелок с картошкой, и расселись вокруг огня в ожидании, когда сварится обед. Некоторое время спустя руководитель группы веточкой потыкал картофелину, чтобы узнать сварилась она или нет. Для иностранцев всё было в новинку, и они то и дело задавали вопросы – как вы отличаете ядовитые грибы от съедобных, или зачем вы пытались проткнуть картошку веточкой? Он объяснил им, что бывал в лесу много раз прежде и знает не только как собирать грибы, но и как готовить их. А картошку веточкой он проверял на готовность. Если она сварилась, то веточка войдёт в неё, а если сырая – то из этого ничего не получится. Потом в этом же котелке варили яйца и Американец, помня объяснения преподавателя, стал проверять яйца на готовность, тыкая в них веточкой. До него с трудом дошло, что таким способом проверить готовность яйца невозможно, просто нужно знать время, в течение которого оно сварится. Мне это напомнило сказку о глупом Гансе. Отношение Американца, остальные были Индийцы, по отношению к другим студентам было, как к людям низшей расы. И небыло ни каких внешних фактов, которые бы подтверждали эту его уверенность. Но, оказывается, для этого не нужны никакие доказательства – я более велик и значим, чем вы все вместе взятые, потому что я – Американец.

Интересно то, что не только величие не требует для своего утверждения никаких доказательств, но и состояние уничижения, присущее человеку с рабской психологией, так же не требует никаких аргументов. И самое интересное то, что величие и самоуничижение, чувство, что ты господин и чувство, присущее рабу – это две стороны одной медали, в которой величие господина является только маской раба. Полностью компенсировать своё внутреннее рабство, человеку никогда не удастся. Даже достигнув вершин власти, человек будет не удовлетворён тем, что он имеет. Он захочет сесть на трон Бога. Вспомните произведение А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке». Дух рабства и дух величия – это космические силы, возникшие после разделения духа свободы. Когда Люцифер попытался овладеть духом свободы, то ему удалось овладеть только малой его частью, которая в результате его усилий распалась на дух величия и дух рабства. И жажда раба утолить своё стремление к бесконечному величию – это стремление этих состояний к своему изначальному единству.

Наверняка здесь у многих может возникнуть вопрос о психологии свободного человека, который не является рабом, но и господином быть не хочет. Здесь я скажу только об основном признаке, характерном для свободного человека – он, занимая любое социальное положение, служит тем людям, которые зависят от него, а, будучи в положении зависимого, служит той работе, которую по своему социальному статусу призван выполнять. Но он не прислуживает господину и не поддерживает рабов, в их стремлении угодить своему господину. Поэтому, такой человек в современном мире не угоден как для господствующих, так и для раболепствующих.

Но вернёмся к идее опоры. Более подвижной и, поэтому, более подверженной изменениям, является опора не материальная, а идейная, дух которой пребывает над материей и управляет ею. Сама по себе материальная опора, например, материальное благополучие, власть, так же не являются чем-то неизменным, и зависит от многих внешних обстоятельств. И если люди, опорой для которых являются материальные ценности и власть, тяжелее переносят ухудшение своего материального и социального статуса, то для людей, воспринимающих мир с позиций сердца, трагедией является изменение его духовных и культурных опор.

Одной из важных опор народов является их история. Обычно человек не осознаёт, насколько он связан с историей своего народа. Эту связь человек воспринимает, как принадлежность к своему народу и состояние внутреннего благополучия и согласия с тем, что он является частью своего народа. В этом случае народ воспринимается как большая семья, для которой человек живёт, и с которой он создаёт общесемейное единство и строит общее для всей семьи будущее.

Мы таковы, какова наша история. Наше настоящее – это проявленное в сегодняшнем дне, наше прошлое. Мы можем гордиться или стыдиться нашим прошлым, в зависимости от того, каким мы его знаем. И чтобы завоевать нас, совсем не обязательны ракеты, бомбы и снаряды. Для этого надо только изменить наше мировоззрение, изменив наше прошлое. Нет, не реальное прошлое, которое изменить невозможно, но информацию о прошлом. Необходимо представить его таким, чтобы он вызывало у нас неприятие и даже стыд. И тогда мы повернём лицо своё не в наше будущее, а в том направлении, куда сегодня смотрят наши враги. Другими словами, мы станем не просто друзьями наших врагов, но их почитателями и достойными их подражателями. Изменив на информационном уровне значимость ценностей какого-либо народа, можно изменить направление его развития, причем, как в сторону восхождения, так и деградации. Противостоять этому возможно с помощью государственной цензуры и цензуры каждого отдельного человека, который должен быть достаточно грамотным, чтобы знать не только реальную историю своего народа, но и его культуру. Каждый человек должен знать, что общение между народами не бывают похожими на бескорыстную дружбу между двумя людьми. Межгосударственные связи всегда имеют в виду выгоду за счёт другого, даже если эта выгода двухсторонняя.