Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ИССЛЕДОВАТЬ СЕБЯ

--

Шри Ауробиндо рекомендовал искателям исследовать себя беспощадно. И большинство людей это понимают так, что они должны исследовать самих себя для того, чтобы знать себя, а узнав себя, получить возможность управлять собой и, в конечном счёте, стать совершенным. Такого рода утилитарный подход к цели исследования самого себя предполагает много неясностей. Во-первых, стать совершенным в чём? В совершенстве управлять своей эмоциональной сферой? Или сделать совершенной свою волю? а может быть сделать совершенным своё физическое тело? В человеке много граней, каждая из которых может быть совершенной, и окружающий мир имеет множество направлений, в которых человек может проявлять свою активность с большим или с меньшим совершенством.

В человеке в первую очередь должно быть совершенным его сознание, что приведёт, соответственно, к переоценке всех элементов его мировоззрения. Совершенство сознания – это не совершенство ума, который в пределах его возможностей, может более или менее успешно взаимодействовать в социальном мире, манипулируя обстоятельствами и людьми. «Сознание, – говорит Шри Ауробиндо, – это не только сила самовосприятия своего «я» и окружающего мира, оно обладает динамической созидательной энергией и может реагировать на окружающие действия, или вовсе воздерживаться от всякой реакции. Сознание способно не только противостоять разнообразным силам, но и само в состоянии вызывать к действию определённые силы». Другими словами, сознание выше ума и во многом определяет направление активности ума и витала. И, кроме того, сознание имеет бесконечные потенциальные возможности роста. Таким образом, когда мы говорим о совершенстве, то имеем в виду в первую очередь совершенство и рост сознания, и это становится возможным при исследовании различных внутренних состояний. При этом очень важным является именно исследование, а не только осознание различных эмоциональных состояний и реакций эго.

На путях к совершенствованию многое зависит от цели, которую поставил перед собой человек. Если, исследуя самого себя, он стремится овладеть своей эмоциональной сферой, то в конечном итоге он получит то, к чему он стремится. Но это не может быть целью человека, избравшего для себя внутренний путь, потому что контроль над своими эмоциональными состояниями, является необходимым качеством любого, нормального человека. Но если человек ставит перед собой цель создать в сознании центр, который бы отслеживал, возникающие внутренние состояния, все их особенности, и чтобы осознание осуществлялось не задним числом, а «здесь и сейчас», то это становится возможным только тогда, когда у человека будет сформирован «Свидетель». Сформированный «Свидетель» имеет качества, характерные для самостоятельной специализированной индивидуальности. У него есть своя цель и средства для реализации цели – бдительность, направленное внимание и воля, удерживающая внимание на эмоциональных состояниях или же реакциях эго. И, кроме того, «Свидетель» способен осознавать качества объекта, на который направлено его внимание. Когда «Свидетель» сформирован, человеку уже не требуется специально выделять время для осознавания различных внутренних состояний, потому что всё это будет делать за него «Свидетель».

Но на этом исследование себя не заканчивается, потому что у «Свидетеля» есть более важные задачи, чем наблюдать «здесь и сейчас» различные эмоциональные состояния или реакции эго. «Свидетель» является каналом, связывающем более высокие планы сознания с планом человеческой обыденности.

Человеческое сознание является своеобразным центром, принимающим всевозможные влияния, окружающей его реальности. И личность каждого человека и его стремления и интересы напрямую связаны с уровнем сознания человека. Когда же у человека формируется «Свидетель», который в любом случае находится на более высокой позиции по сравнению с той, которую он свидетельствует, то в соответствии с этим сознание человека становится доступным для более высоких влияний. Человек как бы поднимается над той позицией, которую он занимал прежде. Это можно сравнить с восхождением на гору, при котором, окружающая человека реальность предстаёт в новом значении.