Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПЛОСКАТИКИ

Петр Зорин

2013-07-07

Идея двумерного мира, о которой мы читаем у Александра Дьюдни в его книге: «Планиверсум» и у Эдвина Эббота во «Флатландии», скорее не математическая головоломка, а глубоко психологические произведения. И они психологические не для плоскатиков, обитающих в этом двумерном мире, а для трехмерных читателей.  Действительно, плоскатики не могут вырваться из своего двумерного мира. Они даже не могут представить особенности и законы трёхмерного мира и ни при каких обстоятельствах не могут воспринимать трёхмерный мир или оказаться в нём, потому что толщина двумерного мира равна нулю, а их тела и вообще реальность их мира можно сравнить с тенью, отбрасываемой трёхмерными объектами, так как тень не имеет толщины.  И если бы в этом мире были учёные, которые однажды что-то узнали о трёхмерной реальности и попытались бы поделиться с умудрёнными философами, такими же плоскатиками, как и они,  своими знаниями, то те объявили бы их тихо помешанными.

– Нет никакого третьего измерения, сказали бы они. И они были бы по-своему правы, потому что нет в их мире ничего, что свидетельствовало бы о третьем измерении. В действительности, ничего бы они не сказали, потому что толщина их тел равна нулю, а для мозгов в этом нулевом пространстве просто не нашлось бы места.

Но суть идеи двумерного мира и его отношение к миру трёхмерному, в другом. Чтобы плоскатики могли познать трёхмерный мир – они должны измениться, и они должны хотеть измениться. Но чтобы это могло произойти, они должны сначала стать людьми, потому что только у человека есть психическое существо, которое одно может определять желание изменений и их направление. И если человека сравнить с плоскатиком, то принцип изменений останется прежним – если человек хочет выйти за пределы притяжения этого материального мира значимостей, то это становится для него возможным только в том случае, если его психическое существо изменит в достаточной степени его сознание и проявит в нём интерес к внутренней работе.