Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО И ВТОРОЕ ВНИМАНИЕ

--

Каждая чакра имеет свои внутренние пространства, но это не означает, что в нашем существе внутренние пространства располагаются  в определенной последовательности снизу вверх или сверху вниз, в соответствии порядку расположения чакр. Все эти пространства занимают одно и то же место, и отличаются одно от другого только частотой вибраций.

В индийских традициях каждая чакра имеет определенное число лепестков или лок, или вселенных. Другими словами, каждая чакра объединяет человека с определённым количеством вселенных. Всего их пятьдесят. Таким образом, человек является универсальным приёмником всех планов реальности вселенной. При этом не следует забывать ещё и о промежуточных мирах, о которых однажды упоминал Шри Ауробиндо. Поэтому, трудно сказать какое количество миров доступно человеку, или же для какого количества миров и сил человек доступен. Современный человек воспринимает только этот проявленный мир, в котором проходит вся его жизнь, и практически, только единицы осознают существование других планов реальности.

Внутренние пространства соответствуют пространствам внешним, но человек не способен воспринимать внешние планы реальности, ограждённый от них неведением. И только люди, достигшие определенной степени восприимчивости, способны воспринимать пространства внутренние. Это связано с тем, что различные эмоциональные состояния, которые точно бури проносятся в соответствующих внутренних пространствах, могут быть осознанны человеком «здесь и сейчас».

Человек, сознание которого фиксировано на внешнем мире, способен осознавать различные внутренние состояния спустя некоторое время от начала их возникновения. Это время, между началом возникновения какой-либо эмоции или эмоционального состояния, необходимая временная дистанция перехода от внешнего внимания к вниманию внутреннему, которое иногда называют вторым вниманием.

Первой особенностью второго внимания, в отличие от внимания внешнего, является его расфокусированность. Второй особенностью является его многоплановость. Здесь имеется в виду, что каждый план реальности имеет свой диапазон вибраций. И так же как переход от внешнего внимания к внутреннему требует определённого времени, так и переход от восприятия одного плана реальности внутри себя к другому, так же требует определенного времени. Рассмотрим это подробнее: переход от внешнего внимания к внутреннему, для неискушённого духовного искателя, становится возможным в период, когда во внутреннем пространстве появляется какая-либо эмоция. Человек привык, что его внешнее внимание фиксируется на каких-либо объектах, и в начале внутренней работы эта привычка является его временной опорой, – ему нужно внутри себя осознавать какой-либо объект, которым и является эмоция. Но он осознаёт её не в момент её появления, а некоторое время спустя, когда эмоция достигает определённой интенсивности. В том случае, если человек настойчиво пытается фиксировать своё внимание на внутренних состояниях, то динамичность и восприимчивость его внимания возрастает, и он становится способным осознавать возникающие состояния, в начале их возникновения, когда они ещё слабо выражены. Основным препятствием для развития второго внимания является привычка человека во всём полагаться только на первое внимание, направленное во внешний мир. Эта привычка настолько устойчива, что при любых попытках человека концентрироваться на внутренних состояниях, она будет постоянно стремиться отвлечь его на что-то внешнее. При этом внимание человека, как бы соскальзывает с позиции однажды избранной, в позицию для него привычную.

Следовательно, человеку, избравшему для себя духовный путь, необходима настойчивая тренировка второго внимания, при которой он постоянно обращает внимание вовнутрь себя при каждом эмоциональном состоянии, неважно, будет ли это положительная или отрицательная эмоция, и удерживает его длительное время. При этом происходит расщепление внимания на внутреннее и внешнее. Это важный период формирования внутреннего внимания, так как в это время человек может одновременно с внешней деятельностью осознавать внутренние ответные реакции на эту деятельность или какие-либо внешние влияния.

Духовный искатель должен помнить, что вся разновидность эмоций, возникающая в ответ на внешние влияния в его внутреннем пространстве, радость это будет или удовольствие, горечь утраты или состояние гнева – все эти состояния вызываются силами других планов реальности, которые пересекаются в каждом человеке. Эти силы заинтересованы в управлении человеком, так как он является для них не только энергетическим донором, но и инструментом, влияния на других людей. Человек не осознаёт другие планы реальности в своём внутреннем пространстве, но только их вибрации, которые воспринимаются им как эмоции и различные другие состояния. Но, если он будет достаточно восприимчив и внимателен, то в позиции «здесь и сейчас» он может, точно сквозь игольное ушко, проникнуть своим сознанием в параллельные планы реальности, которые и являются источниками исследуемых эмоциональных состояний. Но для того, чтобы это произошло нужно стать созвучным этим планам.

Все пути и в бесчисленные параллельные планы реальности, и пути восхождения человеческого сознания начинаются во внутренних пространствах человека. Многочисленные планы реальности, пересекающиеся в человеке, имеют свой спектр от тёмных низших миров, которые могут восприниматься человеком как миры ада, и до высочайших и светлых миров, которые для человека предстают мирами рая. Таким образом, человек предстаёт как универсальное существо с бесконечными потенциальными возможностями, позволяющими ему не только овладеть всеми многочисленными мирами низшей сферы, но и выйти за пределы этих миров – в супраментальные миры бессмертия.

Созвучие является универсальным средством, благодаря которому человек может воспринимать реальность того мира, в котором он обитает и испытывать различные состояния, влечения и побуждения, потому что в это время он созвучен силам, вызывающим эти состояния. И благодаря созвучию возможна его сознательная эволюция. Отсутствие созвучия, порождает вместо гармоничного взаимодействия – насилия и страдания, и очень часто при взаимодействии людей друг с другом, прикрывается иллюзорными масками созвучия.

Созвучие человека различным влияниям становится возможным в двух случаях: когда различные влияния настраивают человека на вибрации своей частоты и когда человек сам, осознанно настраивается на созвучие с теми силами, которые соответствуют его намерениям. Но в любом случае для формирования созвучия требуется время или интенсивность влияния.

Каждый человек входит в резонанс с каким-либо внешним влиянием, когда это влияние переходит через индивидуальную черту возможного. Реализация этого становится вероятной, если влияние продолжается достаточно длительное время, или достаточно часто, даже если эти влияния непродолжительны и, наконец, когда внешние влияния интенсивны и вызывают в человеке напряженное эмоциональное состояние. поэтому, компьютерные игры быстро приводят человека в состояние зависимости, они как бы привязывают человека к этому процессу и возникшая в человеке доминанта начинает требовать от него постоянной соответствующей пищи. Мало того, со временем такая доминанта разрастается, захватывая соседние интересы и способности, и становится основной в человеческой жизни. Позади такого рода зависимостей стоят определённые силы, которые реально подвластны человеку, но только тогда, когда воля человека ещё в какой-то мере не утрачена и не совсем угасли прежние его интересы. Очень хорошо, если в человеке есть «Свидетель», даже если он ещё не полностью сформирован, потому что в этом случае, на уровне «Свидетеля», человек будет свободен от всевозможных влияний, и имея в нём опору, сможет преодолеть возникающие или уже имеющиеся зависимости.

Это всё хорошо и правильно, но недостаточно для успешной внутренней работы. Настоятельной необходимостью является повышение восприимчивости духовного искателя. Это в значительной мере не только увеличит его защищённость от всевозможных внешних влияний, но и откроет канал восприятия для более высоких запредельных влияний. Для повышения восприимчивости необходимо осознавать любое внутреннее состояние, и при этом определять место, где это эмоциональное состояние находится, физическую его консистенцию, цвет, форму, его распространённость и в каком направлении это эмоциональное состояние движется. Шри Ауробиндо описал четыре составные части витального существа. Первая из них – это ментальное витальное, то, что придаёт эмоциям, желаниям, страстям , ощущениям и другим проявлениям витального существа ментальное выражение с помощью мысли и речи; вторая часть – это эмоциональное витальное,  или та область, где зарождаются различные чувства, такие как любовь, радость, печаль, ненависть и тому подобное; третья – центральная часть витального существа, порождает сильные витальные страсти и реакции, такие как честолюбие, гордыня, жажда славы, привязанности и антипатии, различные желания и страсти, многие витальные энергии происходят именно из этой части витального существа; И, наконец, низшая часть витального существа, состоящая из мелочных и мелких желаний и чувств, составляющих большую часть повседневной жизни, например, чревоугодие, сексуальное желание, мелкие пристрастия и антипатии, тщеславие, ссоры, жажда похвалы, гневные реакции на всякого рода нападки и обвинения, всевозможные мелкие влечения и бесчисленное множество подобных вещей. Этим четырём составляющим витального существа соответствуют следующие центры и области: для первой из них – это область от горла до сердца. Для второй – сердце, причём передняя часть принадлежит эмоциональному и витальному существу, а задняя часть – психическому существу. Третья часть – центральная часть витального существа – область от сердца до пупка и, наконец, четвёртая область – низшая часть витального существа – расположена ниже пупка. Шри Ауробиндо здесь показал те области, в которых преимущественно проявляются те или иные витальные реакции и состояния. Отсюда мы можем сделать вывод, что внутреннее пространство не однородно, но в своих различных частях имеет свой спектр вибраций – от низких внизу и до высоких в верхней части этого пространства.

Позади всех витальных проявлений находится истинное витальное, которое в отличие от поверхностного витального, содержит в себе широту, спокойствие и непоколебимую устойчивость, и способность к восприятию всего диапазона сил и энергий. И истинное витальное не содержит в себе эго, так как является проекцией в человеке Божественной истины.

 Здесь нам необходимо описать методику повышения восприимчивости, без чего невозможно овладеть своей эмоциональной сферой и создать полноценного «Свидетеля», и к тому же невозможно познать своё истинное витальное.  Работа по повышению восприимчивости начинается с осознавания любых витальных состояний, возникающих в первую очередь под воздействием внешних влияний. При этом духовный искатель направляет своё внимание во внутреннее пространство, не фокусируя его на каких-либо его частях. Это можно сравнить с восприятием звучания оркестра или шума леса, когда человек не сфокусирован на каком-либо одном звуке. Но вскоре, возникает образ и даже форма эмоционального состояния, а в некоторых случаях цвет и его консистенция. Необходимо при этом удерживать своё внимание на осознанном эмоциональном состоянии неподвижным. При этом, через какое-то время приходит осознание всего пространства, в котором находится это эмоциональное состояние, которое занимает в нём ограниченное место. И, кроме того, осознаётся неоднородность этого состояния, напряжённость которого преобладает в центре, ослабевающая к его периферии. Это связано с тем, что на периферии эмоциональное состояние имеет несколько отличающуюся частоту вибраций. Другими словами, человек более ярко воспринимает ту часть эмоционально аккорда вибраций, которая в момент наблюдения более созвучна вибрациям его внимания. Как мы уже говорили, различные эмоциональные состояния вызываются сущностями или силами других планов реальности. Проникая во внутреннее пространство, эти влияния заставляют звучать те его части, которые не только созвучны их влияниям, но и те, которые соответствуют возможностям человеческого восприятия.  Предположим, человек может ясно воспринимать вибрации частотой от ста до тысячи герц, а более высокие частоты он воспринимает менее отчётливо. В таком случае область максимального восприятия осознаётся человеком как центр эмоционального состояния, а остальные вибрации, несколько отличающиеся по своей частоте, воспринимаются, как более или менее удалённая периферия. Но на этой периферии есть и те частоты, которые точно соответствуют влияниям на человека сущностями других планов реальности. И если духовный  искатель сдвигает своё внимание в сторону периферии, то некоторое время спустя он начинает воспринимать эту частоту вибраций так же ясно, как и изначально воспринималось какое-либо эмоциональное состояние. Другими словами, человек, сдвигая своё внимание от центра к периферии, адаптируется к другим частотам, и однажды его внимание станет созвучным влияниям сил других планов реальности и тогда он осознает тот план, силы которого в этот момент влияют на него. Эта работа кроме повышения восприимчивости, одновременно формирует некоторые грани «Свидетеля». И, кроме того, в этот период у человека тренируется его воля, так как она участвует в удержании устойчивого направленного внимания.