Майя – это не только иллюзия, и это не только неведение, ограничивающее человека в пределах его готовности к познанию, но она придаёт бесчисленные формы существам, сущностям, идеям, принципам, и определяет направление раскрытия реальности в его проявлении. И майя скрывает от человека реальность его будущего и его предназначение на Земле до тех пор, пока человек не будет готовым к их познанию.
Во всём этом есть глубочайший смысл, основной сутью которого является не познание того, что скрывает позади себя Майя, но сам процесс познания или, если это выразить метафорой – не так важна цель, как путь, ведущий к ней. Можно сказать и так – процесс познания подготавливает познающего к встрече со знанием. Есть такая мудрость: «Когда ученик готов – учитель приходит». Обратите внимание – учитель приходит только тогда, когда ученик готов к его встрече, и он приходит сам. Основной работой ученика является подготовка его к встрече с учителем. Учитель – это знания, и это начало нового пути, который подготовит ученика к следующей встрече с более высоким учителем, или с более высоким знанием.
Нет двух людей, которые были бы одинаковы в своей внутренней психологической структуре. Поэтому путь каждого ученика свой, соответствующий его индивидуальным особенностям. И поэтому же, не может учитель или знания, встретиться с учеником, который ещё не готов к встрече с ними. Ученик просто не заметит учителя, а учитель пройдёт мимо, потому что восприимчивость ученика и направление его стремлений ещё не сформировались в должной степени. И, конечно же, учитель не может на своих плечах нести ученика в нужном для того направлении, а ученик не может следовать по пятам своего учителя, потому что при этом ученик будет идти не своим путём, на котором он мог быть подготовлен к встрече с учителем. И при этом он даже не осознает, что учитель всё время был рядом с ним. Мало того, возможно, учитель даже нёс его на своих руках. Ученик должен знать, что с учителем он встретиться, когда будет созвучен ему, а для этого он должен сам прокладывать свой путь. Именно направленные усилия, которые ученик затратит на предназначенном ему пути, изменят его настолько, что он узнает своего учителя, так как станет созвучен ему, и откроет в себе знания. Встреча с учителем – это может быть и встречей со знанием, и встречей с информацией, которая откроет в ученике знания и это может быть встречей со своим истинным «Я». Хочу здесь открыть одно очень важное знание – встреча с истинным «Я», которое люди иногда называют просветлением, а иногда – реализацией, становится возможной только тогда, когда духовный искатель абсолютно искренен. Человек может многие годы идти путём, который указал ему его учитель и не встретиться со своим истинным «Я», только потому, что на этом пути он не был искренен. Искренность, которая приводит к просветлению – это созвучие со своим истинным «Я». Искренность людей при их взаимоотношениях – это их созвучие, не только между собой, когда у них не может быть двух мнений по какому-то вопросу, не может быть каких бы то ни было разногласий, так как искренность объединяет двух людей в одно, но и с их истинным «Я». Причём, каждый из них отдаёт в отношениях предпочтение другому человеку, как бы делая полшага назад. И если отношения между людьми действительно искренни, то это всегда порождает у них внутреннюю радость, которая всегда безобъектна и не имеет никакого отношения к эго.
Человек, исследующий своё прошлое, может, возможно, неожиданно для самого себя, обнаружить, что к сегодняшнему дню он пришёл совершенно не случайно, и что в его судьбе, в поворотных её моментах, был выбор именно тот, который привёл его, в конечном счёте, к той ситуации, в которой он находится сегодня. У него появлялись определённые предпочтения, которые он осознавал. А иногда эти предпочтения были для него неожиданными, как будто кто-то осторожно подправлял его и обращал его внимание в нужном для его будущей судьбы направлении. Это майя, определяла узкий коридор судьбы этого человека, чтобы привести его к его предназначению в этом мире.
Всё человечество имеет своё предназначение и в его потоке каждый человек занимает своё адекватное своим качествам место, которое и является его индивидуальным предназначением в этом мире. В этом потоке общечеловеческого предназначения есть места и для преступников, и для их жертв, и для тех, которые должны делать духовную работу. Майя каждому из них определяет узкий коридор, в пределах которого они идут к исполнению своего предназначения. Но тогда Майя не только ограничивает, но и подготавливает человека к познанию истины, готовит его к встрече со знанием, так как она формирует направление его усилий, так как она знает цели любых направлений. Иногда термин Майя переводится как иллюзия, позади которой можно легко рассмотреть неведение. Но так как нет ничего в реальности мира случайного, то и неведение проявляет себя, как необходимый элемент на пути к совершенству.
Действительно, человек познаёт реальность мира через отождествление с ней, а отождествление возможно только по созвучию, поэтому всё, с чем человек не созвучен, закрыто для него пеленой неведения. чтобы пройти через эту пелену и стать созвучным более высоким знаниям, человек должен приложить определенные направленные усилия. Но он должен знать направление этих усилий, без чего его движения будут хаотичны или же будут ориентироваться только на какие-то внешние привлекательные для него объекты. Но и в этом случае его жизнь не менее хаотична, так как влияния внешнего мира имеют только одну цель – не отпускать его за пределы своих ловушек. И если человек не знает единственного направления, которое может указать ему его сердце, то внешний мир станет для него одной большой ловушкой, выйти за пределы которой он никогда не сможет. Ум человека претендует на место лидера в человеческой жизни, и уверен, что знает реальное предназначение человека в этом мире и пути, ведущие к этому предназначению. Но в действительности, ум не инструмент знаний, но только средство, при помощи которого знания, идущие из сердца, могут быть определены словами или формулами, которые в свою очередь могут быть переданы другим людям. И человек может пройти через пелену неведения, если он достаточно подготовлен к этому своим сердцем, и познать истину. И то, что прежде было непознанным и даже непознаваемым осознаётся человеком как нечто естественное и простое. Любые истинные знания, познавшему кажутся очень простыми, но в то же время выразить их при помощи ума иногда бывает очень трудно, и это как уже здесь говорилось, происходит потому, что ум не является инструментом знаний. Путь к знаниям всегда указывает человеку его сердце, а плотность пелены неведения, которую должен преодолеть духовный искатель, зависит от степени усилий, необходимых для внутренней трансформации сознания человека, без чего невозможно достижение истины. И в этом случае Майя создаёт человеку все необходимые условия, чтобы эта работа была сделана. Но и это ещё не всё – Майя скрывает от человека единство всего сущего во вселенной, и это является необходимым для полноты взаимодействия различных форм жизни между собой и формирования человеческой индивидуальности. Но на определённом этапе роста сознания человек выйдет за пределы этих ограничений, чтобы стать гностическим существом, домом которого будет вся Вселенная. Изолированность форм – это очередная иллюзия, так как всё сущее – это только волны или вихри исходной субстанции мироздания. Не может быть волна отделённой от вод океана и её индивидуальные качества - относительны. То же самое мы можем сказать и о ментальных волнах, являющихся частью ментального океана, который так же порождён первоначальной или исходной разумной субстанцией, являющейся основой мироздания. Всевозможные философские ментальные системы, идеи, принципы – это только ограниченные Майей структуры, которые человеком воспринимаются как изолированные системы, объясняющие законы мироздания. Но только некоторые из подобного рода систем отражают в себе реальную истину, оставляя весь бесконечный океан реальности во мгле неведения.
Эволюция Божественного мироздания – это постоянное направленное развёртывание реальности, будущее которой скрыто неведением от эволюционирующего сознания человека. В действительности, та реальность, которая осталась в бесконечном прошлом и та, что ожидает человечество в будущем, и промежуток реальности, который осознаётся человеком как настоящее, существуют одновременно. А поток эволюции Вселенной, раскрывающий её возможности, который воспринимается человеком, как направленный процесс, существует только на проявленном плане мироздания.
Божественная вселенная непостижима для человеческого ума, и сколько бы не устремлялись люди в познании её реальности – она всегда будет оставаться одинаково удалённой от человеческих возможностей познания. Приведу всего один пример, характеризующий одну из беспредельного множества бесконечностей Вселенной. Если человек концентрирует своё внимание на предельно малой по своему размеру точке, то при этом осознаёт, что способен удерживать своё внимание в ней, если сделает своё внимание предельно неподвижным. Удерживая, таким образом, своё внимание человек, некоторое время спустя, начинает осознавать расширяющееся пространство, которое содержится в этой точке. При этом, сохраняющаяся неподвижность внимания становится автоматической и человеку уже не требуется никаких усилий, чтобы осознавать открывшееся пространство точки. В этот период к человеку приходит знание, что впереди есть ещё одна точка, которая может быть достигнута, если сосредоточиться на ней ещё более неподвижным вниманием. Вы делаете это и какое-то время спустя, оказываетесь в новом сферическом пространстве, при этом, предыдущее пространство стало бесконечностью. Вы пребываете в расширяющейся до бесконечности точке, в которой есть череда последовательных точек со своими бесконечными пространствами. И вы осознаёте, что все эти бесконечные пространства в бесконечно малых точках являются реальностью, а не вашей фантазией на тему бесконечностей Вселенной. И ещё вы осознаёте, что быть познающим, стать процессом познания, но не его результатом, неизмеримо более ценно. В действительности, вся человеческая жизнь – это процесс познания, и это не зависит ни от социального статуса человека, ни от того, осознаёт этот процесс человек или не осознаёт. Осознание человеком процесса познания, в котором он осознаёт себя познающим существом – это более высокая ступень проявления жизни, так как с этого времени для человека внешний мир становится средством не только его самопознания, но и его самосовершенствования.