Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ДЕГРАДАЦИЯ

Петр Зорин

2013-05-28

Деградация человека – это увядание и даже разрушение его возможностей. Главной причиной деградации является неиспользование в должной степени возможностей, данных человеку от рождения. И чем меньше изначально у человека было открыто возможностей, тем большая вероятность ранней деградации личности человека. И не только личности, но и физической деградации, которая обычно наступает в более позднем возрасте в связи со снижением социальной и двигательной активности человека. У человека должно быть постоянное чувство долга, ради которого он живёт. И это не только долг перед своим народом или страной, но и долг общечеловеческий. Что здесь имеется в виду? Следует стремиться делать то, что хоть в какой-то степени уменьшит проявление всего деструктивного в этом мире, и будет способствовать утверждению света истины. При этом вы не должны превратиться в ходячий эталон правильности и непогрешимости, от которого простой человек будет шарахаться и избегать встреч. Впереди должно быть множество дел, имеющих одно определенное направление, в котором будет проявлено ваше стремление к истине.

Очень часто с возрастом деградация человека прогрессирует потому, что им овладевает апатия, когда ему предстоят какие-то нужные и нередко важные дела, и человек идёт на поводу у своего нежелания что-либо делать и предпочитает оставаться пассивным. В таких случаях важно проявлять настойчивость и преодолевать свою внутреннюю пассивность, что не только увеличивает количество энергии у человека, но и увеличивает его силу воли. Безвольный человек, идущий на поводу своих желаний или нежеланий, и всевозможных внешних влияний не может не деградировать не только морально, но и интеллектуально. Но при этом человек в своих взаимоотношениях с реальностью мира не должен походить на Глупого Ганса из сказок братьев Гримм или волевого Гуго Карловича из «Железная воля» Лескова. День человека не должен быть хаотичным, но иметь цель, в которой человек определяет, что он должен в течение дня сделать. В этой цели не должно быть развлечений, которые отнимают время и энергию и одновременно расслабляют человека.

Когда человек выходит на пенсию и ему говорят, что он уходит на заслуженный отдых, то это в значительной мере созвучно с похоронами этого человека. так как предполагается, что теперь у него не будет ни каких обязанностей, и он может теперь не делать никаких усилий и позволить внутренней разрушительной пассивности постепенно подчинить его себе. Можно сказать, что подобное состояние – это подготовка к переходу в мир иной.

Есть два вида смерти – смерть физическая и смерть социальная. При втором типе смерти человек, оставаясь в живом теле уже не нужен для человеческого общества, бесполезен для него, иногда даже вреден, так как является не только обузой, но и не совсем лучшим примером. Чтобы небыло его социальной смерти, человек должен постоянно делать над собой усилия, чтобы не только сохранять достаточно активное физическое состояние, но и сохранять интерес ко всему, что происходит в мире и прилагать необходимые усилия, чтобы продолжать быть полезным для тех, среди которых он находится. Чтобы сохранить достаточно высокий потенциал жизни, очень важно, жить не для себя и не потакать своему нежеланию активности и не потворствовать мелкой обывательской активности ума. Мы должны помнить, что пищей для ума является не только то, что мы слышим или читаем, но и то, что мы говорим и чем мы интересуемся.

Есть притча о свежем огурце, который хотел сохранить свою свежесть во что бы то ни стало. Но, однажды он попал в банку с солёными огурцами. Вначале ему там было неприятно, потому что рассол нарушал его прежнюю свежесть, да и для остальных огурцов он служил укором, и их понять можно – не смогли они сохранить своей былой свежести. Но прошло некоторое время и перестал бывший свежий огурец чувствовать крепость рассола, да и соседи по банке перестали его шокировать своей солёностью. Неправда-ли, хорошо быть таким, как все.  Или ещё притча: завелись в отаре две паршивые овцы. Вообще-то лечить их надо было, но вместо этого им почёт и уважение – всё-таки их меньшинство. Если прежде впереди отары шли козлы, то теперь это особое право получили они – не леченные. Стал даже думать пастух о том, не заменить ли сторожевых овчарок такими же паршивыми овцами – всё-таки оригинально – вместо собак – овцы, но какие! Паршивые! Но есть такая пословица: «паршивая овца всё стадо портит». Другие овцы тоже захотели стать особенным меньшинством, и стали расковыривать в себе всякую паршивость, чтобы походить на тех – уважаемых. И со временем исчез в отаре овечий дух, да и сторожевые собаки паршивостью заразились, вместе с которой исчез у них бойцовский дух. И однажды на отару напали волки… Эти две притчи об условиях, в которых может оказаться человек, и чем это может для него закончиться. Не правда-ли «Дурные примеры заразительны». Но чтобы устоять, и не стать «солёным» или не заразиться «паршивостью», нужна воля и нужно сформированное правильное направление жизни.