Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СВОБОДА ВОЛИ

Петр Зорин

2013-05-16

Каждый из людей воспринимает реальность мира по-своему, потому что у каждого человека существуют свои акценты на значимостях этого мира. И что для одного значимо, может для другого человека быть совсем не значимым. Следовательно, каждый человек избирает своё отношение к реальностям этого мира и свои действия в нём в соответствии со своими предпочтениями. Я сказал, «предпочтениями», которые, очевидно, и определяют направление волевых усилий человека. Предпочтения людей чаще всего формируются под влиянием внешних обстоятельств, и тогда ни о какой свободе воли речи быть не может. Человек в этом случае уподобляется флюгеру, которого ветер поворачивает в ту сторону, откуда он дует. Но предпочтения могут формироваться и в результате определенных убеждений человека, которые могут и не зависеть от внешних влияний, и тогда воля человека имеет определенную степень свободы, потому что основное направление её усилий определяется самим человеком, с некоторыми внешними поправками на обстоятельства. Особое место в свободе воли занимает чувство долга, которое может быть воспитанным в человеке и врождённым, например, человек не может не помочь тому, кто находится в бедственном состоянии.

Особую ценность приобретает воля, которая направлена не на своё эгоистическое благо, а на благо других людей. При этом, действия человека, направляемые волей, должны способствовать совершенству человека или людей, которым оказывается помощь. И, наконец, воля человека, направленная на его духовное совершенство, на путях его Божественного предназначения на Земле – это проявление в человеке воли Божественной,

Однажды мы говорили о том, что человеческое эго – это представитель в человеке сатанинского принципа, который не только управляет человеком, но и привязывает его к низшей природе, проявлением которой является и внешний мир значимостей. Тогда мы можем говорить, что  человеческой волей управляют две силы. Одна из которых Божественная, основным стремлением которой является человеческое совершенство. Другая же сила, привязывающая человека к низшей природе, – сатанинская. Её задача – не позволить человеку встать на путь совершенства. Но когда эти две силы действуют сообща, с преобладанием влияния Божественного, то у человека появляется возможность осознания и освобождения от всего, что является препятствием на пути к совершенству. При этом Божественный не только определяет направление волевых усилий человека, но и  устанавливает очерёдность и приоритеты влияний низшей природы, которые адекватны возможностям человека на каждый период его внутренней работы.