О НАПРАВЛЕННОСТИ ИСКУССТВА

Писатель, поэт, композитор, художник и любой другой деятель искусства творит из того материала, который несёт в себе. Мне могут возразить, говоря, что творцы отражают реальность того мира, который окружает их или же описывают исторические события такими, какими показывают их первоисточники. И только фантасты творят несуществующие миры и не происходившие события.

Творцов в искусстве можно сравнить с трудолюбивыми пчёлами, которые собирают нектар цветов, затем переваривают его внутри себя и только после этого получается мёд, который забирают себе люди, оставляя пчёлам только самое необходимое его количество. Люди, воспринимая реальность мира, так же вначале «переваривают» всё, что восприняли внутри себя, и получается нечто, не похожее на воспринятую прежде реальность, потому что к ней добавляется значительная доля субъективности и направленного намерения. Все люди искусства пишут для чего-то и для кого-то. Им хочется, чтобы их читали, слушали или смотрели. Другими словами, у каждого из них есть своя цель. Например, Репин создал картину, в которой Иван Грозный убивает своего сына. Не убивал Иван Васильевич своего сына, но у Репина была своя цель, когда он рисовал эту картину. И он достиг своей цели – сегодня все, за незначительным исключением, считают, что в истории России был такой жестокий царь. В действительности же, При Иване Грозном в России погибло неизмеримо меньше людей, чем при Петре Первом, но мы стыдимся Ивана Грозного и гордимся великим Петром. Мы увлекаемся  благородной фигурой Эдмонда Дантеса, не замечая того, что он мстительный, безжалостный, с садистскими наклонностями, так как упивается страданиями своих поверженных врагов, пусть даже бесчестных.

Нам нравятся произведения одних авторов и не нравятся других. При этом мы не думаем о том, что мы предпочитаем читать, смотреть и слушать то, что созвучно нам. Дело в том, что некоторые особенности личности другого человека мы не замечаем только потому, что эти его особенности созвучны нашим. И мы не задумываемся о том, что всё прочитанное и просмотренное формирует наше мировоззрение и определяет наши взаимоотношения с реальностью этого мира. Возможно, было бы правильно, если бы мы, взрослые, относились к произведениям искусства не как к развлекательному материалу, а как к учебному материалу. Но если нам нравится то, что созвучно нам, то каким образом какое-либо внешнее влияние может воспитывать нас? Если всё это уже есть в нас, то внешний мир своими влияниями уже ничего не меняет?!

Иногда это действительно так, но только иногда. Наше мировоззрение похоже на толпу людей (или даже целое государство), которая может не иметь никакой направленной активности, и тогда она очень скоро рассеется. Но во главе толпы может стать какая-либо значимая личность и тогда толпа превращается в поток, имеющий определённую цель. При этом происходит переориентация значимостей – в каждом человеке начинает звучать преимущественно та его особенность, которая созвучна лидеру толпы. Правда, этот лидер должен предварительно «раскачать» толпу, чтобы прежде второстепенные значимости приобрели большую ценность и стали первостепенными.

Следовательно, любые обстоятельства, в которых оказывается человек, «раскачивают» в нём определённые его личностные качества или возможности, делая их более значимыми, чем они были прежде. Этими обстоятельствами могут быть – содержание книги, компьютерной игры, телевизионные передачи, какая-то общность людей, деньги, или какие-то другие ценности и т. п.

Каждый автор в своих произведениях отражает центральную часть своего мировоззрения, определяющую его основные интересы в жизни. Отсюда, каждый автор, невольно или намеренно, «раскачивает» определенные личностные качества человека, усиливая их. Однажды Максим Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Значит, хорошие книги читал. Не напрасно существует такая народная мудрость: «С кем поведёшься, того и наберёшься», или как говорил Хуан Матус Карлосу Кастанеде об одном из героев книг Кастанеды: «Он слишком долго находился в тени…» авторитетного для него человека. Но можно находиться слишком долго в тени телевизора, компьютерных игр, дешёвой бульварной литературы, условиях, которые государство навязывает потребителям, или в тени каких-либо идей.

Можно сказать, что люди, творящие искусство, выкладывают своими творениями весь спектр человеческих значимостей, и каждое произведение, неважно, будет ли это картина или музыкальное произведение или какой-то философский трактат – это не просто абстрактная значимость, но соблазн, заманивающей человека в ловушку. Подавляющее большинство творцов не знают, что они предлагают человеку, потребляющему их творчество, быть похожим на них. Они как пчёлы, собирают в той реальности, в которой они живут, нектар событий и человеческих отношений к этим событиям, и, переварив всё это по образу и подобию своему, предлагают нам свой индивидуальный «мёд», который может быть кислым, сладким, горьким и ещё каким угодно. Не напрасно сестрица Алёнушка предупреждала братца Иванушку, чтобы он не пил воду из следа, оставленного на земле козой: «козлёночком станешь». Современный мир полон всевозможных следов, среди которых есть и те, которые оставили ангелы, но значительно больше тех, которые оставлены не только дьяволом, но и бесчисленными его последователями, например, позолоченными козлами. И мы пьём, то, что они нам оставили, и не понимаем, что инфицируемся их идеями и, не замечая этого, постепенно трансформируемся, теряем свои высокие стремления и уподобляемся теням, отбрасываемым служителями золотого тельца или козла, что одно и то же. Для нас с вами, в современном мире, очень важно осознание тех, которые отбрасывают разрушительные тени, и не важно, откуда эти тени идут из литературы, с экранов телевизора, или с мониторов компьютера.

Обратите внимание, формирование правильного мировоззрения детей и подростков, и даже взрослых, происходит на примерах героического прошлого своего народа, литературных  и киногероев, движимых не местью, не корыстью и не стремлением к славе, но встающих на защиту своего отечества или жертвующих своей жизнью ради жизни других людей. Разумеется, в каждом народе есть немало и тех, которых можно было бы назвать антигероями, отвергаемыми не только своим народом, но даже близкими и родными по крови людьми. Но если автор произведения является патриотом своей страны, он никогда не поместит подобного антигероя в центре своего произведения. Формирование мировоззрения человека – это расстановка значимостей того мира, в котором человек живёт, в определенной, правильной последовательности, когда всё положительное подчёркивается и помещается на первое место. И читатель или зритель чувствует, как в нём поднимается высокое состояние не только гордости за героев своего народа, не только восхищение их поступками, но в нём поднимается его собственный героический дух, поднимаются и растут лучшие стороны его личности, и тогда он чувствует, что поступил бы так же в подобных обстоятельствах. Внутреннее сопереживание с положительными или отрицательными героями произведений – это не только сопереживание – это раскрытие в человеке и утверждение определенных качеств, созвучных с теми, которые проявлялись у героев этих произведений. Это не только ментальное согласие или несогласие с происходящим в этом произведении, но звучание внутренней психологической структуры, растущей в читателе, слушателе или зрителе. Всё, что мы смотрим или читаем – не просто оставляет в нас след, но формирует нашу личность. Пустые, поверхностные произведения формируют у нас соответствующие качества, а те, которые содержат в себе агрессию и несправедливость – формируют в нас чувство опасности и неуверенность в будущем. Было бы правильным, чтобы каждому возрасту были бы доступны только те произведения, которые формируют в нём высокие человеческие качества. И только для тех людей, психологическая структура личности которых уже вполне сформирована, должны быть доступны произведения всех авторов, так как для них любые произведения будут только средствами познания и совершенствование себя.