Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ФОРМИРОВАНИЕ РУСЛА ПУТИ

Петр Зорин

Только немногие из людей следуют теми путями, которые они наметили для себя сами. Большинство же подобны меченой молекуле, хаотично движущейся в стакане жидкости под ударами других молекул. В состоянии броуновского движения находится большинство человечества и причин этому много. Но главной из них является воспитание человека, начиная с пелёнок, обществом, в котором он живёт. Любое общество, начиная с родителей, воспитывает себе подобных и оно не может это делать по-другому. И, кроме того, имеющие в своих руках власть, будут делать всё, чтобы подвластные им люди были удобны для управления и выполнения ими своих обязанностей. Это подтверждает и американский учитель из школ Манхэттена Джон Тэйлор Гатто – в своей книге: «Фабрика марионеток» – он пишет: «концепция школы была разработана учёными мужами как программа, осуществление которой позволяет государству иметь инструмент для управления населением. Выполняя предписанные правила, школы должны производить стереотипных людей, поведение которых предсказуемо и подконтрольно». И далее он добавляет: «…Если мы хотим изменить ситуацию стремительно нарастающей невежественности населения, необходимо осознать, что институт школьного образования хорошо «дрессирует», но не «обучает»; причём, это присуще его сути». И в доказательстве этого он далее говорит: «по способности мыслить дети, обучающиеся дома, на пять или даже на десять лет опережают своих сверстников, получивших государственное образование». Но стандартизация людей по определенным социальным лекалам, форма которых определяется властителями мира сего, не заканчивается в школе – она продолжается в течение всей их последующей жизни. И тогда говорить о формирования направленного мировоззрения человека, по-видимому, не имеет смысла. Так как в учебных заведениях его всё равно переформатируют.

Стандартизация мировоззрения людей – это не только ограничение набора информации, которой его кормят, но и формирование психологической структуры его личности, и направленности его интересов. Современная система воспитания, использует все эти факторы для формирования толерантного, примитивного человека с психологией раба. Остановимся, хотя бы кратко, на этих факторах. 

Вначале о психологии раба. Для того, чтобы иметь психологию раба, совсем не обязательно быть порабощённым физически. Психология раба – это внутренняя структура человеческой личности. Каждый раб боготворит своего господина – не важно, будет его господином человек, ценности этого мира или власть. Другими словами психология раба привязывает его к этому проявленному миру значимостей, высшая из которых – это власть. Существует целый спектр психологического рабства от низшего его уровня на самом дне полуживотного человечества, до его вершины, на которой человек наслаждается властью и удовольствиями доступными только ему одному. Люди оценку своего социального положения принимают за оценку их самих, но реально, основная психологическая структура человека, независимо от того, сидит ли он на асфальте с протянутой рукой, или же на троне из слоновой кости, остаётся одной и той же. Меняются только его маски и поверхностная его часть, основанная на мнениях окружающих его людей, и его собственном самомнении. Но раб, по своей психологической природе, даже в том случае, если он не осознаёт, что он внутренне раб, всегда стремится компенсировать своё рабство. Для людей, привязанных к ценностям этого мира, и являющихся его рабами, единственным средством, создающим иллюзию свободы, является увеличение своей значимости. Но это они могут делать только за счёт своего социального положения, начиная с библейского: «Жена да боится своего мужа» (Послание к ефесянам гл. 5 ст. 33); и «Рабы, повинуйтесь господам своим…» (Там же гл.6. ст. 5.). А социальное положение – это только внешняя маска, которая бессильна сделать человека свободным, потому что свобода – это внутреннее состояние, а не внешнее положение.  Тогда, положение господина, ещё не делает человека свободным, но только создаёт иллюзию свободы. Но любой господин может даже после незначительных усилий своего ума, осознать, что он не свободен в своих взаимоотношениях с миром.

Таким образом, все люди, находящиеся в зависимости от внешних значимостей, в той или иной степени являются по внутренней своей сути рабами, и только человек идущий внутренним путём и освободившийся от внешних зависимостей, является свободным человеком. Я сказал, «в той или иной степени», потому что есть люди, которые в значительной степени свободны от внешних зависимостей.

Формирование психологической структуры личности осуществляется многими способами. Вот некоторые из них: Во-первых, ограничением информации, которую человек получает при своём образовании в школе и в специальных учебных заведениях. Во-вторых, – идея тестирования (ЕГЭ), когда человек среди многих, предложенных ему ответов на какой-то один вопрос, должен найти правильный ответ. При этом слабо участвует активная память, так как для узнавания достаточно памяти пассивной. У каждого человека бывали случаи, когда он, находясь в компании, познакомился с кем-либо, и тут же забыл имя своего нового знакомого. Но он может вспомнить его, если кто-либо начнёт перечислять имена тех, которые присутствовали в этой компании. Таким образом: тестирование изначально, ещё при изучении какого-либо предмета, не стимулирует у учащегося его активную память. И, кроме того, удерживание информации или знаний в активной памяти, требует у человека определенного усилия воли, что совсем не нужно при пользованию пассивной памятью. Следовательно, при такого рода обучении и тестировании, у человека не тренируется воля, в результате чего он, теряет способность к волевым усилиям, которые часто бывают необходимыми для преодоления своей внутренней инертности и эмоциональной захваченности. В-третьих, очень большое влияние на формирование психологической структуры личности человека оказывает телевидение, навязывающее телезрителю идеи, что материальные ценности и физическое благополучие являются главной целью, к которой он должен стремиться, но и создаёт в нём состояние неуверенности и опасности этого агрессивного мира. И, кроме того, телевидение деструктивно влияет на внимание человека, делая его неспособным достаточно длительно фиксироваться на какой-то одной идее или же на одном деле. Это происходит потому, что любой фильм, постоянно прерывается рекламами, что приводит к привычной разорванности внимания. Это одна из причин не только высокой отвлекаемости человека, но и неспособности читать произведения большого формата, а только поверхностные творения, поверхностных авторов.

Мировоззрение любого человека имеет определённую направленность, которая формируется наиболее значимыми для него ценностями. Эти ценности могут принадлежать, как этому миру, так и миру духовному. Для раба-обывателя-потребителя все направленности его мировоззрения имеют свои цели в этом мире значимостей. Для человека, идущего духовным путём, значимости этого мира являются только средствами, используя которые он идёт по пути совершенства.

Обратите внимание: одни и те же объекты внешнего мира, его идеи и любые другие его проявления могут иметь значимости различной направленности. Сами же по себе эти объекты без оценки их человеком, не имеют ни каких значимостей. Направленность значимостей и их степень выраженности – изобретены человеком, и к реальному предназначению этого мира никакого отношения не имеют. Отсюда становится понятным равное отношение Бога как к тому, что человек считает добром и к тому, что для него является злом, как к малому, так и к великому. И когда духовный искатель использует реальность этого мира для своей внутренней работы, то все значимости окружающих его обстоятельств он использует как уроки, которые даёт ему божественный для реализации его внутреннего пути. При этом человек в оценке окружающего его мира, переходит на позиции Божественного.

Человек, при идущий духовным путём не сразу становится на позиции Божественного при определении значимостей этого мира. Первым его шагом на пути к полному изменению значимостей проявленного мира, является переход от значимостей объектов к значимостям их предназначения. Другими словами, значимым становится не сам объект, а его предназначение. Сам же объект рассматривается как бутафория. Но, в какой-то мере сходная точка зрения на ценности проявленного мира, существует и у обывателей, с той разницей, что для них большое значение имеет и сам объект, а не только его предназначение. И только в результате второго шага духовного искателя становится возможной полная переоценка ценностей этого мира, в который все объекты рассматриваются им, как внешние средства, оказывающие на него определенное влияние, и на которые в нём возникает ответный отклик. Для духовного искателя во взаимодействии с внешним миром, основной ценностью является его внутренний отклик на него.

Но мы уже говорили прежде, что если Бог не позовёт человека, то сам он никогда не выйдет за пределы интересов этого мира значимостей. Но тогда, всё, о чем говорилось здесь, не имеет никакого значения для тех, кого «Бог не позвал»? Но Бог может позвать человека не только изнутри, но и используя для этого и внешние влияния. И, к тому же, внешние влияния в значительной степени меняют людей, так как в каждого человека вложен инстинкт: «Делай, как я», потому что человек – социальное существо. И тогда воспитательное значение имеют не только привлекательные внешние значимости, но и идеи, имеющие отношение к духовной работе. И если человек с ранних лет находится в духовной атмосфере, то это в значительной степени ускорит рост его Психического существа. И тогда в определенное время он «услышит» зов изнутри и последует ему вполне осознанно.

Опубликовано