ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ

Каждый раз, когда у человека возникает побуждение действовать в каком-либо направлении, у него возникает состояние внутренней полноты. Это состояние можно осознать при исследовании самого себя. Оно воспринимается в области груди, как нечто имеющее материальную упругую субстанцию, которая и является источником побуждения к определённому направленному действию. Причиной возникновения внутренней полноты у человека является сформированная в нём модель или план определённой направленной активности, которая осознаётся человеком, как готовность действовать. Если же модель или план формируется на уровне ума, то к человеку приходит понимание целостного образа того, что он изучал, или же проявляется целостная картина, которая прежде представлялась собранием разрозненных фрагментов или фактов. Но это будет только статика, смысловая завершённость, которую можно сравнить с неподвижной фотографией или картиной. Человек живое существо и, поэтому, постоянно взаимодействует со всем, что окружает его. И, кроме того, взаимодействие человека с реальностью мира происходит в определенной последовательности, что можно сравнить с процессом рисования картины художником. Следовательно, ментального статичного образа недостаточно, чтобы модель действия, сформированная в уме, реализовалась в непосредственную направленную активность, соответствующую внутреннему плану. Это становится возможным только в тех случаях, когда в формировании внутреннего образа или плана участвует не только человеческий ум, но и его витальная система. Без её энергии никакая активность невозможна.

Но у человека может быть и другая, всеобъемлющая полнота, которая определяет направление всей его жизни, полнота, которая подчиняет себе все его интересы, когда всё остальное становится для него неважным и мелким. Такого рода полнота формируется в результате многократных направленных усилий, целью которых является реализация созвучных друг другу интересов. Но чаще всего полнота сформированного внутреннего образа, определяющего активную направленность человеческих интересов, человек формирует не сам, а внешние повторяющиеся обстоятельства, особенно легко это происходит, когда повторяющиеся обстоятельства имеют яркую эмоциональную поддержку.

Но между первым и вторым вариантами полноты есть большая разница. Если внутренняя полнота, сформирована с приложением собственных усилий и её целью является духовный рост человека, то в этом случае она раскрывает перед человеком безграничные горизонты познания. И, напротив, полнота, сформированная внешними захваченностями, суживает сознание человека вокруг какой-то одной захваченности, поглощает и даже разрушает все его интересы, не созвучные его основному интересу, создавшему его внутреннюю полноту. Внутренняя полнота, порождённая духовной устремлённостью, не суживает внешние интересы человека и не разрушает их, но придаёт им другую значимость. Переоценивая материальные ценности, она придаёт им духовный смысл.

Люди чаще всего не осознают своей направленности, определяемой внутренней полнотой – они просто действуют в соответствии с внутренними побуждениями.

Таким образом, при определённых условиях, в человеке может быть сформировано состояние, имеющее какую-либо конкретную направленность, которой человек может следовать в течение всей своей жизни. Но в современном мире преобладают люди, не имеющие какой-то определённой направленности. Они подобно траве перекати-полю, перемещаются по жизни в тех направлениях, в которых дует ветер социальных перемен. Эта категория людей очень удобна для власть имущих, так как она легко управляема и послушна.

Формирование личностей, не имеющих своего собственного направления и готовых проявлять свою активность в направлениях, в котором движется большинство людей, происходит тогда, когда в них уже с раннего возраста закладывается мелкая потребительская философия. В этой философии значимость человека определяют материальные вещи, но не его внутреннее духовное богатство. И ещё, важной частью потребительской философии является идея человека-винтика, который при необходимости, может быть заменён другим более подходящим «винтиком». И в то же время в человеке воспитывается состояние отделённости от всех других людей, что это делается для того, чтобы он не находил для себя опоры в других людях, и не объединялся с ними. Людьми, не имеющими опоры в других людях и отделёнными от них, легко управлять. Можно для примера представить большой многомиллионный город, состоящий из отделённых друг от друга людей-винтиков. Этим городом управляет и грабит его, банда насильников, состоящая из нескольких человек. Эти грабители успешны, потому что им не противостоят никакие социальные объединения, все послушны и толерантны, и живут по принципу: «тише едешь, дольше будешь».

Человек – социальное существо и жизнь его становится полноценной, когда он имеет две опоры – одну внутри себя, которая определяет цель его жизни, а другую во внешнем мире, определяющую его защищённость социальную, физическую и психологическую. Реальная свобода человека во внешнем мире с его ценностями, может быть только в социальном единстве со своими единомышленниками. Человек, изолированный собственной самоценностью от других людей, может сколь угодно долго повторять, что «человек – это звучит гордо…». Это ни в малейшей степени не помешает ему быть послушным, хотя и гордым, рабом, толерантным к своим господам и к своим насильникам.

Внутренняя опора у человека формируется вместе с формированием его цели. При этом мы должны помнить, что всё, имеющее отношение к цели, для человека имеет особую ценность среди бесконечного разнообразия второстепенных ценностей. И в то же время мы хорошо осознаём, что для человека, избравшего для себя внешний путь, материальные ценности имеют первостепенную значимость. Но тогда у человека должны быть причины, которые побуждают его сделать выбор или в пользу внешнего мира значимостей или же внутреннего духовного пути.

Если формирование цели начинается в раннем детском возрасте, то воспитатели этого человека должны приложить всё своё умение, чтобы переоценить те ценности, с которыми малыш взаимодействует. На первом месте для него должны быть знания и умение и только потом, на втором месте ценность материальных вещей. Такого рода приоритеты должны воспитываться отношением воспитателя к этим ценностям. Возможно, это будет подчёркиваться им несколько преувеличено, но всё-таки очень важно, чтобы материальные вещи, как бы привлекательно они ни выглядели, были менее ценными, чем знания и умение. Любая вещь может сломаться, а знание и умение могут сохраниться на всю жизнь. Вещи для человека должны быть ценными не сами по себе, а для того, чтобы через них можно было получить знания или же облегчить взаимодействие с внешней реальностью. Примером этому может быть мобильный телефон. Основная ценность телевизора информационная. Но люди его используют для просмотра развлекательных программ. Можно малышу разрешать смотреть фильмы только с тем условием, что он перескажет их содержание. Это даст возможность воспитателю потом спросить – что полезного узнал он из просмотренного фильма? Детям, вообще, нужно задавать как можно чаще вопросы, что воспитает в нём привычку к пониманию всего, с чем он приходит в соприкосновение. Конечно, воспитатель должен дополнить ответ своего воспитанника, но не отвергать его, чтобы у малыша не  сформировалось чувство своей неполноценности, неспособности правильно понимать то, что он видит вокруг себя. поэтому воспитатели должны быть достаточно чуткими, чтобы задавать те вопросы, на которые их воспитанник может ответить. Если же вопросы более сложные, то можно сказать – давай подумаем вместе и постепенно при помощи наводящих вопросов и ответов привести воспитанника к тому, чтобы он догадался, каким должен быть правильным ответ. И всё это должно происходить в доброжелательной форме, а в некоторых случаях воспитание должно восприниматься малышом как игра.

Взрослые люди, избравшие для себя внутренний путь, должны оценивать всё, с чем они приходят в соприкосновение, с позиций важности для внутреннего пути и понимания цели всего происходящего в мире. При этом, человек должен знать, что телевидение для своих передач использует огромные средства. Следовательно, всё, что они демонстрируют на экранах телевизоров, имеет для них,  для заказчиков телепередач, большое значение. И любому при этом должно быть понятно, что те, которые стоят позади СМИ, используют телевидение совсем не для того, чтобы люди у экранов телевизоров получали удовольствия – они воспитывают телезрителей. А любое воспитание имеет определённую направленность. Но если человек у экрана телевизора пытается найти полезность во всём, что ему предлагают средства массовой информации, то очень скоро для него будет интересным только «прогноз погоды» и «последние новости». И, кроме того, духовный искатель получит возможность осознать как в нём проявляет себя любопытство, которому хочется знать, «а что будет дальше…».