Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПОЛНОТА ЗАХВАЧЕННОСТИ

Петр Зорин

Часть 2-я

 Не следует думать, что захваченность – это всегда плохо. Сама по себе захваченность не имеет качества, она только выражает степень зависимости от того, что привязывает к себе человека. Захваченность может быть чем угодно, и тем, что привязывает человека к ценностям этого материального мира, и тем, что определяет его духовные устремления.

Формирование захваченности во многом зависит от эмоционального сопровождения. Чем ярче выражена положительная эмоция в каких-либо отношениях человека с реальностью мира, тем быстрее формируется захваченность. Но захваченность может формироваться и в тех случаях, когда человек длительное время находится во взаимоотношениях с обстоятельствами, которые не являются основными в его деятельности, но только фоном, в пределах которого происходит его взаимодействие с определёнными гранями реальности. И тогда мы говорим, что человек привык к своему производству, где он работает, месту, где он живёт, к человеку, который находится рядом с ним и т. п. Но такого рода фоновые привычки хоть и похожи на захваченности, в действительности ими не являются. Они – только привычные обстоятельства, или условия, в которых может быть сформирована и проявляться та или иная захваченность. Например, человек после работы, вернувшись домой, привычно усаживается на диван перед телевизором и смотрит всё подряд, что ему предлагают средства массовой информации. В данном примере одновременно присутствует и привычка – после работы садиться перед телевизором, и захваченность тем, что ему предлагает телевидение. Привычка создаёт у человека чувство комфорта или же приемлемое для него состояние, в котором он может отдаться своей захваченности.

Обычно, когда человека лишают возможности реализовать свою захваченность, он становится агрессивным. В тех же случаях, когда агрессия невозможна или не даст желаемого результата, человек прибегает ко лжи, или же пытается найти аргументы оправдывающие его захваченность. Но всё это касается проявленного мира с его ценностями, или же захваченностей влечениями, порождаемыми низшей природой.

Захваченность может быть и религиозной и духовной. В первом случае человек воспринимает реальность мира и действует в нём, в соответствии с религиозными догмами и своим индивидуальным пониманием их. В этом случае, религия очерчивает человеку границы поля его мировоззрения, и препятствует расширению его. Во втором случае, перед человеком открываются бесконечные дали знаний, которые становятся для него потенциально доступными при его полной захваченности внутренней работой.

При исследовании состояния захваченности, имея достаточно высокую восприимчивость, можно обнаружить её, как состояние большей или меньшей полноты внутри своего тела. Эту полноту можно осознать как сосуд, основание которого опирается на низ живота, на уровне Свадхистаны чакры. Верхний край этого сосуда поднимается несколько выше, чем Анахата чакра. Сам сосуд заполнен состоянием захваченности, которое осознаётся как некая субстанция, тяготеющая к объекту захваченности. Я сказал «тяготеющая», потому что при осознании этой субстанции ясно осознаётся её стремление, побуждающее человека проявлять свою активность в поле захваченности. При этом, в зависимости от наполненности этого сосуда субстанцией захваченности, у человека остаётся какое-то количество свободы быть заинтересованным чем-то ещё. И тогда человек начинает отвлекаться на всевозможные соблазны, не имеющие отношение к его основной захваченности. В тех случаях, когда полнота захваченности достаточно велика, у человека появляется возможность осознания соблазнов, которые пытаются отвлечь его от основной идеи захваченности. Эта возможность связана с тем, что любая захваченность создаёт своеобразную атмосферу, которая не только влечёт человека к реализации захваченности, но и создаёт контраст между второстепенными интересами и основным влечением человека. Благодаря этому контрасту, человек может осознать даже те интересы, влечения к которым едва выражены.

Опубликовано