Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА ТЫ ЗАХВАЧЕН ЦЕЛЬЮ

Петр Зорин

У каждого человека есть цель, которая ведёт его по жизни. Но у одних людей эта цель формируется внешними обстоятельствами, у других внутренними. Поэтому первые похожи на флюгер или перекати-поле, направление которых определяет ветер, а вторые на корабль, следующий определённому курсу и имеющему внутреннюю силовую установку, благодаря которой он независим от внешних ветров и течений.

Когда человек захвачен какой-то целью, то она становится центром его жизни, вокруг которого вращаются все его возможные интересы, и любые идеи могут приобрести для него хоть какую-то ценность только тогда, когда они какой-то своей частью соприкасаются с основной его целью и созвучны ей. В таком случае цель человека становится остриём его жизни, её смыслом и всё остальное является либо средствами движения в направлении цели, или же досадными помехами на пути к ней.

Когда же человеческая жизнь и её цели подчинены внешним обстоятельствам и следуют общему направлению, в котором движется внешний мир, то продолжительность жизни такого человека не зависит от того, насколько полно этот человек реализовал цель, навязанную внешними обстоятельствами. Но если человек имеет цель, выходящую за пределы ценностей и интересов этого материального мира, и эта цель направлена на реализацию Божественного совершенства, и если человек захвачен ею, то всё его существо и его жизнь становятся средствами реализации этой цели. Даже продолжительность жизни человека, в этом случае, зависит от реализации этой цели.

Захваченность целью никогда не происходит одномоментно, но формируется постепенно, по мере того, как человек реализует идею, которая в дальнейшем станет целью его жизни. Динамика рождения и роста захваченности имеет свои симптомы. В начале захваченность проявляется как интерес или необходимость, если какие-то действия человека вынуждаются определенными обстоятельствами. В дальнейшем при повторениях всё это становится привычным для человека, и по этой причине, не отторгается им. Человеческие привычки имеют особенности напоминать о себе в виде образов, воспоминаний фрагментов ситуаций, в которых они проявлялись прежде. Это свидетельствует о том, что привычки начинают объединяться с комплексами других элементов нашей памяти, как бы прорастая корнями нашу личность, укрепляясь в ней. В дальнейшем человек начинает осознавать, что эти привычки вовлекают в свою орбиту другие интересы, которые прежде были независимы от них. При этом происходит уменьшения потенциала этих других интересов и, отсюда, снижение их значимости. Подобные признаки свидетельствуют о том, что доминирующие привычки расширяют диапазон своих влияний за счёт энергии других интересов. При этом человек может осознать, что доминирующий интерес, который со временем перерос в привычку, сформировал для себя в области его сердца обитель, из которой всё более настойчиво побуждает его к определенной направленной активности, через которую он реализует себя. Это период, когда в человеке сформировалась доминирующая цель, и если он будет под давлением требований этой цели реализовывать её потребности, то она, в конечном счете, подчинит себе всю его жизнь. И это верно во всех случаях – когда эта цель разрушительна или когда она играет позитивную роль в его жизни. Особенностью доминирующих целей является то, что они деформируют личность человека, делая её однонаправленной. Но трансформации личности человека могут быть самыми разнообразными, и это связано с той целью, которая окажется в человеке доминирующей. Цели, связанные со стремлением к удовольствиям, приобретением материальных ценностей или преобладанием в чём-то над другими людьми, или обстоятельствами – обычно делают человека примитивным и плоским. И это происходит независимо от того, насколько многогранны были его интересы прежде. И это понять можно, так как доминирующий интерес, который стал его основной целью, поглотил все другие его интересы. Но доминирующим интересом у человека может быть и стремление к знаниям в какой-либо области, которая требует знаний во многих других смежных областях, и у человека может быть цель духовная, которая, с одной стороны, подчиняет себе всю его жизнь, а с другой – дарит ему всю Вселенную. Но могут быть и такие цели, когда человек отдаёт всю свою жизнь семье, своему народу и даже человечеству. И во всех этих случаях сознание человека и его мировоззрение поднимается на ту высоту, которая доступна только немногим из людей.

Во всём этом есть одна интересная особенность – жизнь человека не только становится средством реализации цели, но и продолжительность её становится такой, какая нужна для реализации цели. Это связано с тем, что главным для человека становится не жизнь, а цель. Правда, есть цели, которые, кажется, не имеют предела, например, стремление к обогащению, но в этом случае человек стремиться к удовлетворению самого себя, а ценность цели возрастает по мере того, как она расширяется за пределы жизни индивидуального человека. Например, Бомбар сумел пересечь Атлантический океан, не имея с собой ни пищи, ни воды. И этим самым доказал, что при кораблекрушениях люди, оказавшиеся в шлюпках или на спасательных плотах умирают от страха, а не от голода или жажды. Своим подвигом он показал, что вполне возможно выжить в подобного рода экстремальных условиях, и этим дал надежду людям на спасение. Его цель была достигнута и свою жизнь он прожил не зря. Поль Брэгг прожил более девяноста лет, оставаясь физически молодым человеком, благодаря определенной диете. И это тоже далеко выходит за пределы индивидуальных потребностей одного человека – он показал путь и способ к здоровью и долголетию другим людям. Он выполнил свою цель, и на этом его жизнь прервалась. Когда Елена Петровна Блаватская начала писать свою «Тайную доктрину», к ней в сновидении пришла смерть, так как срок её жизни на Земле пришёл к концу. Елена Петровна упросила смерть дать ей дописать эту нужную для человечества книгу, и смерть отсрочила её кончину, позволив закончить начатую ею большую работу. Здесь, опять-таки на первое место выходит значение цели, а не жизни, и срок жизни подчиняется цели. И таких примеров существует множество. Но, обратите внимание, цели, которые подчиняют себе жизнь и заставляют её служить себе, всегда неэгоистичны, и направлены на благо других людей и даже всего человечества. Правда, любую цель можно сделать эгоистичной, тем более, что эго – всеядно. Но тогда человек попадает под влияние низшей природы, которая и будет определять его судьбу.

Опубликовано