Мировоззрение состоит из трёх основных частей: из поля, «почва» которого имеет свои врождённые особенности, и всевозможная информация, которой засеяно это поле. Причём, различные «почвы» этого поля, восприимчивы к неодинакового рода информации. Следующей частью мировоззрения является сознание, которое со всех сторон окружает это поле и укутывает его своей атмосферой, благодаря чему все элементы мировоззрения становятся доступными для осознания. Все три элемента мировоззрения находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и зависят один от другого. Рассмотрим такой пример: средства массовой информации постоянно кормят своих телезрителей драматическими событиями. Телезритель не может оставаться в позиции безразличного наблюдателя – он всегда соучастник происходящего на экране телевизора. И у него постепенно формируется состояние постоянной опасности, которая ожидает его за пределами его квартиры. Но даже и внутри своей квартиры он не может оставаться защищённым, так как в мире происходят всевозможные стихийные бедствия, от которых невозможно укрыться нигде. Тем более, что все эти события непредсказуемы ни во времени, ни в месте. В человеке постепенно растёт стрессовое состояние, которое не только разрушает целостность сознания, но и приводит к уменьшению количества энергии воли. Это происходит потому, что человек, даже не осознавая этого, автоматически стремится к целостности своего существа, но это возможно только в том случае, если он находится в равновесии с внешними обстоятельствами, или же стремится изменить обстоятельства так, чтобы они соответствовали ему. Но в современном мире, по крайней мере, на данном этапе, это невозможно и это приводит к дроблению воли и примитивизации мировоззрения. В результате, люди не могут длительное время удерживать своё внимание на текстах или идеях, требующих устойчивого и длительного внимания. Всё происходящее во внешнем мире предстаёт перед ними как набор фрагментов, не связанных друг с другом. Отсюда – незрелость их суждения и понимания смысла и цели событий, происходящих в этом мире. В головах людей от прежней целостной мозаичной картины мира остались разрозненные её элементы. Всё было бы иначе, если бы люди, живущие на территории Великой России, были воспитаны в духе единства, в котором нет ничего, чтобы выходило за пределы этого единства. Вспомним притчу, в которой Чингиз хан поучал Хана Батыя тактике и стратегии ведения войн. Он предложил ему сломать пучок стрел, и когда Батый не сумел это сделать, он взял и по одной переломил каждую стрелу. В единстве не только сила, но и поддержка друг друга. И это не только единство между людьми, но и единство между всем сущим на Земле, которое даёт чувство опоры, когда положение у человека кажется безвыходным. Не напрасно же существует такая народная мудрость, что дома и стены помогают. Одним из очень эффективных способов разделения людей, разрушения единства между ними, является ликвидация высокого морального духа народа. При этом народ любого государства опускается до животного уровня, на котором он приобретает свойства или хищников или же их жертв. Это одна из причин роста преступлений во всём мире.
Зная всё это, мы понимаем, что невозможно изменить то, что уже уходит в прошлое. Мир уже стал таким. Если мы хотим что-то изменить в нём в лучшую сторону, то отчёт времени к этому лучшему будущему начинается с сегодняшнего дня. Наше настоящее, каким бы оно ни было, это начало будущего. Моисей сорок лет водил рабов по пустыне, чтобы создать из них единый народ, устремленный в будущее. Здесь мы не будем говорить о том, каким он видел это будущее. В этом эпизоде важно другое – в пустыню вошли рабы, а из пустыни вышли совершенно другие люди с другим генофондом и другими целями. Мы сегодня живём в мире, который можно сравнить с агрессивной пустыней, от которой, кажется, невозможно отделить человека, чтобы воспитать его в духе свободы и духовного единства со всем сущим на Земле. Конечно, духовное единство не может иметь опору ни в разделённости, ни в индивидуальном превосходстве одно человека над другими людьми, ни в господстве человека над окружающей его природой. Я вспоминаю эпизод, который произошёл в 1938 году, когда ночью приехали люди и увезли моего отчима, который был осуждён за поломку токарного станка (в то время он работал токарем на Вагонно-ремонтном заводе). Станки, хоть они и железные, но, так же как и люди, стареют и ломаются. Но ему это вменили как вредительство, и отправили на шахты в город Караганду на десять лет. Нас было четверо детей, и мать была в панике, так как боялась, что не сможет нас прокормить. Когда люди, забравшие отчима, уехали, она, чтобы не травмировать нас, потихоньку ушла в сарай, в котором была наша корова – Катька, и там проплакала остаток ночи. А потом случилось чудо – корова почти вдвое прибавила молока. Правда, мы это молоко не видели, потому что мать его носила на базар и продавала там, и на вырученные деньги содержала всех нас. Конечно же, мы все помогали ей как могли и траву резали серпом и носили в мешках домой, чтобы из неё насушить сена на зиму, и за дровами в лес ходили, и в огороде копались – у нас было две сотки земли. Ну а я уже с шести лет пас нашу Катьку в поле, там были армейские лагеря и стрельбище, на котором росла густая и сочная трава. Но не в этом дело. Всё происходившее тогда воспринималось, как нечто вполне естественное. Удивительным было только одно – реакция животного на страдания матери. Конечно же, всё это можно понять, только осознавая значимость единства. Без единства нет народа, нет его культуры и нет его духа, которые не только объединяет свой народ, но и поднимает его против сил, которые хотят поработить и даже уничтожить его. Без единства невозможно слаженное сопротивление и невозможна, даже ничтожная по своей значимости, победа. Поэтому, воспитывая своих детей и внуков, самым главным в этом воспитании нужно считать единство. Первое, что должны делать взрослые это воспитать в своём ребёнке осознание, что он очень нужен им, что они не справятся со всеми проблемами без его помощи. И в этом воспитании более успешны большие семьи, потому что в них воспитывается взаимопомощь и необходимость делиться какими-то благами со своими братьями и сёстрами. Один ребёнок в семье очень часто вырастает эгоистом, который не успевает в течение своего детства научиться трудиться для других, делиться с другими благами и принимать во внимание мнения других людей. Воспитывая детей необходимо мягко и ненастойчиво фиксировать их внимание на внутренних состояниях, и переживаниях, которые возникают у каждого человека когда он находится среди природы, среди людей, например, в садике. Когда он посмотрел или даже смотрит какой-то фильм. И всё это делать мягко, ненастойчиво. Например, вначале сказать о собственных переживаниях и только потом спросить о тех переживаниях, которые возникли у вашего малыша. При этом как можно обращаться к воспитаннику с вопросами о его мнениях, а как бы он поступил в том или ином случае. Это важно, так как эти вопросы делают вашего воспитанника более активным, а не пассивно воспринимающим реальность мира.