Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПОСЛУШАНИЕ, СМИРЕНИЕ, ПОКОРНОСТЬ

Петр Зорин

2013-03-18

Послушание, смирение, покорность – как и любые состояния, переживаемые человеком, имеют неоднозначный смысл. Например: послушание может быть рабским, но оно может быть и результатом преданности, и может быть в результате понимания, и, наконец, оно может быть в результате определенного воспитания. Но послушание может быть и внешним, ради выгоды. Смирение так же может быть основным состоянием раба, смирение может быть внушённым и смирением перед Богом. То же самое можно сказать и о покорности, которую можно рассматривать как высшую степень послушания, и она может быть осознанной, когда человек оказывается захваченным непреодолимой силой, и у него нет ни одного шанса выйти из-под её влияния. Но покорность можно рассматривать, в зависимости от условий, как послушание или смирение. Рассмотрим эти состояния более подробно.

Послушание раба соответствует состоянию, при котором у человека отсутствует своя воля. Это не значит, что у человека отсутствует энергия, которая может проявлять себя через упрямство, и стремления к потреблению, отвержение неприятного и убегание от всего, что разрушительно. Послушание – это когда у человека нет осознанной и организованной, направленной, энергии, которую мы называем волей, и которую человек использует для преодоления самого себя, при направленных, намеренных усилиях. При этом, у человека не возникает даже какого-либо намерения противостоять воле другого человека, или хотя бы несогласия с ним. При этом, у человека может быть витальная воля, поддерживающая желания и дающая энергию витальным побуждениям. Но этот уровень воли обычно не бывает осознанным и, поэтому, такие люди обычно не принадлежат себе – они либо подчиняются другим людям, или же находятся во власти своих эмоций и влечений. Но послушание может быть и частью духовной практики, когда искатель осознаёт своё единство с Божественным. Это происходит только тогда, когда человек все события, происходящие в этом мире и хотя бы как-то касающиеся его, воспринимает как Божественные указания, определяющие направления его работы. При этом человек может воспринимать события этого мира одновременно с двух сторон – со стороны обывателя и со стороны духовного искателя. Рассматривая реальность мира со стороны обывателя, он может осуждать, соглашаться или не соглашаться с тем, что происходит в окружающем его мире, и в то же время позиция духовного искателя подсказывает ему духовный смысл и цель, всего происходящего в окружающем его мире. И, кроме того, внешние события указывают направление работы духовного искателя. Но это происходит только тогда, когда человек начинает осознавать, что всё, происходящее во внешнем мире, является божественными указаниями направления его внутренней работы. При этом создаётся впечатление, что события, к которым становится причастным духовный искатель, происходят конкретно для него, чтобы он осознал, каким в его внутренней работе должен быть его следующий шаг. В действительности, события во внешнем мире никому и ничего не указывают, но человек, захваченный путём, которым он идёт, невольно выделяет в окружающей его реальности те эпизоды, те её качества, которые соответствуют его устремлениям. И это верно не только для идущих духовным путём, но и для тех, которые идут любыми другими путями. Таким образом, Божественный не через события внешнего мира, но через трансформацию сознания человека, подсказывает ему направление, каким он должен идти в своей внутренней работе. Человек при этом, словно не замечает знаки внешнего мира, которые не предназначены для него. Точнее, – они для него становятся второстепенными. То же самое можно сказать и любых иных путях, которыми идут другие люди.

Смирение так же имеет несколько значений. Оно может быть смирением раба, и тогда внутреннее состояние такого человека соответствует русским пословицам: «всяк сверчок – знай свой шесток», «плетью обуха не перешибёшь», «тише воды, ниже травы», «тише едешь дольше будешь» и др. Такие люди не только стремятся занять как можно меньше места в жизни, но предпочитают уступать,  угождать всем и каждому. Они никогда не стремятся к познанию нового, и крепко держатся за известное старое. Их эго направлено не на завоевание новых рубежей, а на удержании того, что имеют. Для них предпочтительнее быть «такими как все», потому что похожесть – это своеобразная защитная окраска, общепринятая роль, которая не отторгается другими людьми, благодаря чему таким людям легче приспосабливаться к обстоятельствам. Эти люди никогда не стремятся быть лидерами, потому что сами нуждаются в опоре. Но это только один вариант проявления смирения у людей на бытовом уровне. Бывают и другие более глубокие уровни смирения типа «Беликовщины» (Вспомним «человека в футляре» Антона Павловича Чехова). Возможно и религиозное смирение, при котором кажется, что человек смиряет свою гордыню перед Богом, но в действительности – это сдача перед обстоятельствами: «Бог терпел и нам велел», «ощущение хронической греховности, начиная с первородного греха». Религиозное смирение – это смирение человека перед проблемами жизни. Религиозный человек не использует эти проблемы для роста внутреннего совершенства, но как осёл тянет гружёную арбу, и хотя это и не легко, но раз хозяин нагрузил её, то, значит, так и надо « На всё воля Бога». Смирение духовного искателя имеет две стороны – личностную и аспект пути. Личностный аспект выражается в том, что человек смиренно принимает себя таким каков он есть со всеми своими достоинствами и недостатками. Причём, и достоинства, и недостатки человека, идущего духовным путём, могут не соответствовать качествам, которые должен иметь духовный искатель. Аспект пути выражается в том, что человек смиренно принимает свою жизнь и все её проблемы такими, какие они есть, не пытаясь избегать их, но, стремясь использовать всё, что даёт ему жизнь для внутренней духовной работы. При этом, ему и в голову не приходит мысль, что какие-то трудности его жизни являются наказанием за прошлые грехи или же неправильные реакции на обстоятельства жизни. Абсолютно всё, с чем встречается человек в своей жизни, даётся Богом духовному искателю как уроки на пути его совершенствования. При этом человек должен помнить слова Шри Ауробиндо, что «Лучше быть камнем преткновения на пути у Бога, чем слякотью под его ногами». Духовный искатель – это воин, а не раб. Человек не может быть рабом Бога. Рабский дух человека нужен Сатане, который стремится к абсолютной власти над человеком, даже над его душой.

Покорность – это полная сдача человеческой воли перед волей тёмных сил. На духовном пути от человека не требуется покорность, от него требуется стремление к единству с Божественным, созвучие с ним, что становится возможным только при полном внутреннем очищении.

К сожалению, родители предпочитают иметь послушных и покорных детей, которые были бы удобны для них и не создавали проблем. И для этого они или наказывают его, когда он проявляет свою индивидуальность, или же возлагают ответственность за его воспитание на ясли, садик, школу. А в последние десятилетия белая раса перешагнула черту естественного закона жизни – рождения себе подобных – женщины перестали рожать детей, чтобы они не мешали жить взрослым, так как они хотят. А они хотят оставаться психологически незрелыми, безответственными, чтобы у них небыло ни перед кем чувства долга, и была бы возможность из всего извлекать удовольствие. Гомосексуализм именно по этой причине получил в настоящее время такое распространение, какого никогда прежде небыло, кроме разве что Римской империи. И, обратите внимание, что всё это проявляется преимущественно среди людей белой расы. Китайцы, семиты и чёрная раса размножаются безудержно, как только у них появляются для этого подходящие условия.

После психологической подростковой незрелости, когда человек живёт в большей мере для себя, наступает этап зрелости, в котором люди, являясь социальными существами, начинают жить не для себя, а для других. Для себя то же, но в пределах необходимости. Во втором периоде своей жизни человек живёт для своей семьи – друг для друга, для детей и для своего народа. Инфантильные же продолжают стремиться жить для себя. И вполне возможен вариант, что такие люди так и останутся личинками, никогда не превратившись во взрослых особей.

Такая незрелость связана в первую очередь с внедрением в человеческое сознание идей разделенности, индивидуализации, идей перекати-поля. Люди как биллиардные шары, все имеют стандартный вид, и сталкиваются друг с другом только в краткие периоды времени, а затем – каждый сам по себе.

В связи с этим, необходимо уже с раннего возраста воспитывать в человеке чувство единства со всей семьёй. Такого рода воспитание будет эффективным только тогда, когда все члены семьи живут для всей семьи, и никто не живёт только для себя. Семья – это община и все в этой общине подчиняются идее – каждый человек, участвует в семейных делах и все проблемы, которые надо решить, обсуждают друг с другом. Даже малыш участвует во всём этом. Правда, это надо обставлять так, чтобы он считал, что его решение так же важно, как и решение других членов семьи. При этом, мнение  малыша обязательно обсуждается вместе с ним, и это важно, так как приучает его к обоснованности тех решений, которые он избирает. Например: родители собираются покупать автомашину. Конечно, этот главный вопрос с малышом не обсуждается, потому что он всегда буде «за», но можно спросить – какого цвета должна быть машина, которую они собираются купить? Предположим, он ответил, что «синяя». Тогда обязательно спросите его, почему он считает, что синяя машина лучше, чем, например, жёлтая или ещё какая-то? Это в дальнейшем приучит его взвешивать свои мнения и свои решения.

Родившийся ребёнок – это индивидуальность, которая во многом не похожа на своих родителей. Он не клон и обязательно имеет в себе те особенности, которые не созвучны родительским. Обычно, это создаёт родителям проблемы, и они пытаются эти нестандартные особенности как-то убрать и для этого прилагают определенные старания, которые малыш воспринимает как насилие над ним. Это похоже на бинтование ног китаянок, которое сравнительно в недалёком прошлом применялось в Китае, или бинтование голов у детей, в некоторых древних племенах, живших на американском континенте. детям должны быть понятны и ваши запрещения и ваши поощрения. Им должно быть понятно и то, почему он должен участвовать в семейных делах и поддерживать порядок среди своих собственных вещей. Воспитание детей не должно носить запретительный механический характер, и если ваш наследник будет понимать, что всё что вы говорите или делаете, обосновано определенными причинами, которые соответствуют, например, принципу гармонии, то в будущей своей жизни, он так же будет руководствоваться этими же самыми принципами. Родители всегда должны помнить, что они ответственны за то, каким будет их ребёнок, когда он станет взрослым. Например, если они любят своих детей «за что-то», то и дети их потом будут любить так же «за что-то». Если вся жизнь в семье вращается вокруг их единственного ребёнка, то ему не захочется терять свою центральную позиция, когда он станет взрослым. Он будет требовать от них больше, чем они будут способны ему дать.