ЕЩЁ О ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение – это не поле, на котором произрастают посаженные в него  различные факты, идеи, теории, мнения. И это не мозаичная картина реальности мира, которую по своему образу и подобию вмещает в себя человек. Мировоззрение – это в первую очередь поток, имеющий определённое направление, который из окружающего мира извлекает для себя то, что способствует его питанию, утверждению и усилению, и который определяет взаимоотношение человека с внешним миром. В действительности, можно даже утверждать, что смысл жизни и мировоззрение – это одно целое, так как мировоззрение является опорой смысла жизни, а смысл жизни – это направленность мировоззрения.

Поэтому, когда мы говорим о воспитании мировоззрения, то при этом обязательно должны иметь в виду, что, воспитывая мировоззрение, мы определяем и будущие цели человека и способы, при помощи которых эти цели будут реализовываться. Формирование мировоззрения человека можно сравнить со строительством здания, проект которого уже существует и каждый элемент строительного материала помещается на своё, заранее отведённое проектом место. Но так только должно быть.

В современном мире всё происходит иначе. Проекта конкретного здания не существует, но вокруг того места, на котором должно возводиться здание уже много других построек, которые и постройками-то назвать трудно. В некоторых случаях – это кучи строительного материала, в других – груды мусора, а, в-третьих, – отдельные строительные блоки, со всех сторон обсыпанные мусором. Потом, со временем, из блоков, которые могли бы быть дворцами или замечательными коттеджами, формируется нечто, вроде шалаша или сарая, и таких «шалашей» и «сараев» сколько угодно. И весь этот строительный материал, и мусор поставляют всевозможные внешние условия, среди которых главным поставщиком являются средства массовой информации, но и родители привносят своим воспитанием то, чем заполнены их собственные персоны.

В подавляющем большинстве случаев формирование мировоззрения людей происходит спонтанно, независимо от врождённых способностей человека и даже возможностей их реализации. Спонтанно – это значит, бессистемно, не принимая во внимание их изначальную внутреннюю структуру. Современный человек всё стремится унифицировать, приспособить для своих нужд; даже своих детей, и самого себя он приспосабливает под требования власть имущих. Можно сказать, что такого рода унификация – это тоже система, но она не принимает во внимание изначальные задатки человека, и стремится всему придать однообразие. И власть имущих понять можно, так как управлять однообразием проще. И, кроме того, человеческое однообразие возможно только на низком, примитивном, полуживотном уровне, поэтому унифицированный человек – это упрощённый вариант потребителя, довольствующегося примитивными удовольствиями и материальной достаточностью. В основе такого унифицированного человека разумного – психология раба. Кстати, именно этот психологический тип наиболее востребован современными властителями мира.

Здесь будет уместным назвать основные факторы формирующие психологию раба. Первым фактором, как мы уже говорили, это унификация человека – приведение его к единообразному удобному для использования эталону. Вторым фактором является чувство страха, например, перед грядущей опасностью, перед неизвестным будущим. Третьим фактором является чувство вины. Не важно перед кем и за что. Возможно, ни перед кем и ни за что, а просто потому, что ты оказался не вовремя в ненужном для себя месте, и вина может быть надуманной, не имеющей под собой реального основания. Четвёртый фактор – это неопределённость будущего, изменить которое человек не волен, и подготовить себя к будущему так же не может, так как он не знает, что его ждёт. Пятый фактор – постоянный жёсткий контроль, не позволяющий человеку проявить самостоятельность даже в незначимых вещах. Шестой фактор – насильственное ограничение возможностей, или помещение человека в условия, когда его возможности не находят себе применения и никем не востребованы. Хорошо известно, что депривация приводит к деградации тех возможностей, которые не могут себя реализовать. Человек не использующий возможность двигаться в конечном счёте придет к состоянию атрофии тех мышц, которые не использовались длительное время. А если не использует в достаточной степени возможности своего ума, то это так же приведёт его к деградации умственных способностей. Седьмой фактор – постоянное отношение к человеку сверху вниз, уничижительное, брезгливое. Восьмой фактор – лишение человека его истории. Не только истории его народа, но и его личной истории, что возможно, если обесценить её. Девятый фактор – создать условия для человека, в которых он всё своё время будет посвящать выживанию, и при этом будет находиться в состоянии безысходности, так как все его усилия не будут приводить к каким-либо ожидаемым результатам, что можно сравнить с трудом Сизифа. Десятый фактор – одиночество, отделённость. В современном мире всё большее распространение получают идеи разделенности, и превозносится значимость отдельной личности. Отсюда, дети могут жаловаться на родителей в полицию, если родители в чём-либо им не угодили. Распадается традиционный союз мужчины и женщины и для детей отец и мать становятся первым и вторым родителем. (Правда, это пока ещё вводят в современной Европе, в связи с узакониванием однополых браков, в которых мужская или женская семья усыновляют ребёнка). Отделённость и исключительность отдельной личности создают для неё условия, когда становится ненужной тонкая составляющая часть восприятия друг друга в единстве людей. И это превращает людей в стадо, подобное травоядным животным, в котором каждый сам за себя. Но при этом происходят ещё одни печальные изменения – начинает снижаться интеллект. Дело в том, что для эволюции человека, – росту его сознания и совершенствованию его ума, необходимо определенное количество людей, живущих вместе и имеющих общие интересы. В тех случаях, когда количество людей недостаточно, или люди разобщены друг с другом, то начинается их деградация. Этому есть подтверждающие примеры. В Тибете нашли затерянное племя людей, которые называют себя – Дропа. По их утверждению они прилетели в солнечную систему, много сотен лет тому назад, из системы другой звезды. Но их корабль потерпел аварию, и они навсегда остались пленниками Земли… За время их изолированного пребывания на Земле они деградировали и ведут примитивный образ жизни. незначительные по количеству племена бушменов так и остановились в своём развитии на уровне собирательства, того, что даёт им природа в пищу. Ещё острее проявляет себя нижняя граница численности среди коллективных насекомых, которые не могут выжить даже при обилии пищи и, будучи изолированными, от себе подобных, вскоре погибают. Здесь речь идёт о муравьях, термитах, пчёлах и т.п. Коллективные существа – это в действительности, отдельные клетки многоклеточного организма, находящиеся под влиянием коллективного разума, способствующего их выживанию и эволюции.

Возвращаясь к формированию мировоззрения человека в раннем возрасте, мы должны остановиться на важности единства подрастающего человека со своими родителями. Конечно же, для единства совершенно недостаточно совместного проживания и материального благополучия. Как и в любой общности в семье должна быть иерархия ценностей и иерархия отношений. Самое высшее в семье является сама семья – не отец или мать, или их ребёнок, но всё то, что создаёт благополучие проживания и отношения в семье. И главным в этом благополучии является не материальная, а психологическая атмосфера, в которой все живут друг для друга и для общего благополучия, и каждый из членов семьи, в пределах его возможностей, трудится для семьи. Даже малыш, который недавно научился ходить, должен трудиться для блага всей семьи. Например, полить цветы, если горшки стоят на полу, подмести пол, если может удержать в руках веник. Прибрать игрушки, когда закончил играть и возникла необходимость заняться, чем-то другим. Разумеется, ребёнок должен знать, что он участвует в наведении общего порядка для всей семьи, а не для порядка только в своём углу, где находятся его игрушки. Он должен знать, что когда всё приведено в порядок, то это – хорошо. И он будет чувствовать себя комфортно, потому что он всё это делал со всеми и для всей семьи, он был вместе со всеми: – теперь у нас стало хорошо, не правда-ли? Вместе со всеми – это подсоединение к духу общесемейного единства. Ребёнок развивается быстрее и многограннее, когда он не изолирован, когда он чувствует, что он не лишний, что он нужен и что он принят старшими сёстрами и братьями, и взрослыми. Поэтому, когда взрослые «отфутболивают своего наследника друг к другу, то это им воспринимается, как неприятие его родителями, а он очень нуждается в единстве со всеми, кто окружает его. И ещё, он хочет быть значимым, поэтому, отношение к нему не должно быть уничижительным. И в то же время, он должен знать, что приоритеты остаются за теми, кто больше знает и больше может.

После единства следующим очень важным качеством, которое необходимо иметь каждому человеку – это справедливость. Другими словами, человек должен понимать, что правильно, а что не правильно. Для человека справедливость не должна восприниматься, как справедливость только по отношению к нему со стороны других людей. Он должен знать, что справедливость   это основной принцип жизни и мерой в этом должно быть сердце, но не ум. Хотя при воспитании этого качества, человеку многое объясняется с позиции ума, который в этом случае является своеобразным ключом, открывающем сердце. И очень важно, чтобы, воспитывая чувство справедливости в человеке, важно самим быть предельно справедливыми, а не декларировать это только на словах. Справедливость, прежде всего, должна быть по отношению к другим людям, а не к самому себе.

Здесь уместно будет вспомнить притчу о рае и аде: умер человек и пошла его душа на тот свет. Там он был встречен ангелом, который повёл его в место, которое называлось адом. Это был огромный зал, уставленный столами, которые ломились от всякой вкусной пищи. Вокруг этих столов сидели голодные люди, к рукам которых были привязаны ложки и вилки с очень длинными черенками. Люди могли использовать эти столовые приборы, чтобы взять пищу, но не могли эту пищу поднести ко рту, так как черенки были очень длинными и люди страдали от голода. Здесь можно вспомнить муки Тантала. Затем ангел привел этого человека в рай, который, как две капли воды был похож на ад, но здесь царило веселье и радость, потому что люди кормили друг друга.

– Почему же те, которые находились в аду, не догадались кормить друг друга?

– Потому что при жизни на Земле они руководствовались принципом выгоды, который определяет способ взаимодействия человека с миром только в одном направлении – человек должен жить только для себя. Это крайне разрушительный принцип и поэтому, отношения в семье должны опираться не на «я», но на «мы». Следуя принципу справедливости, человек лучшее отделит для другого, а себе оставит то, что менее ценно. Подарит не то, от чего можно избавиться, а то, что будет приятно и ценно для другого человека. Он не будет обвинять другого человека в его ошибках, и не будет унижать его за его неловкость в словах или делах, но может сказать, что и у меня были такие эпизоды, и с каждым может случиться такое. Но ещё лучше, если он сделает вид, что не заметил этого события. При справедливости не может быть чрезмерной реакции на какие-то действия или слова человека, потому что справедливость всегда содержит в себе меру. В конечном счете, справедливость ведёт к гармонии отношений, и не только с людьми, но и со всем живым и неживым на Земле. Мера в отношениях человека с реальностью этого мира – это одна из граней мудрости. Семена справедливости, когда падают в сердце, то прорастают и приносят плоды мудрости, а если они прорастают в уме, то из них всходят ростки ханжества. Приведём пример из недавно произошедших событий: в космосе летел рой метеоритов, который встретился с орбитой Земли. Мелкие его составляющие выпали над Тюменью, северным Казахстаном, Курганом и даже какие-то метеориты выпали над Екатеринбургом. наиболее крупный из них взорвался над Челябинском и множество зданий остались без стёкол и окон. Принцип капитализма – выгода, и те компании, которые занимались остеклением окон почувствовали в этой трагедии для себя выгоду. Зима, люди будут спешить вставить стёкла и тут же подняли за эту работу цену на 30%. Не люди и не их благосостояние, а мерзкая идея выгоды, даже на человеческих страданиях. Но в то же время, с позиции ума – выгода – это двигатель прогресса. Но это всего лишь пример двуличности современного мира, истинные цели которого скрываются под масками предоставления людям всевозможных товаров и услуг. Истинные же цели, к которым ведут современное человечество не человеческие силы, никакого отношения к человечности не имеют, но чтобы определиться с выбором направления в этом мире, нужно понять, в каком направлении должен быть сделан выбор человека, ищущего истину и должен ли он способствовать проявлению зла, даже с целью нейтрализации или даже разрушения его. Но чтобы осознать это в полной мере, нам следует ещё раз рассмотреть идеи добра и зла, прекрасного и безобразного, любви и ненависти, сострадания и злопамятности и ещё кое-что другое. И это мы будем рассматривать не только как элементы духовной практики, но и как направление, в котором следует вести своего воспитанника.

 

Идеи добра и зла всегда были относительны и всегда были субъективны. Для того, чтобы объективно относиться к этим идеям необходимо иметь мировоззрение, горизонты которого выходят за пределы событий, происходящих в современном мире. Объективное отношение к реальности невозможно, если человек видит только то, что происходит «здесь и сейчас», эти события необходимо видеть во времени, включая прошлое и будущее. И тогда, то, что многими осознаётся как зло, в будущем будет оцениваться как добро и наоборот. На самом низшем уровне отношений, эталоном добра и зла является сам человек, потому что он оценивает происходящее, как добро или зло относительно самого себя. На более высоком уровне, когда человек в какой-то мере причастен к социальным событиям, он рассматривает эти события опять таки с позиций своего собственного блага или опасности. И только незначительное количество людей – истинных патриотов или людей идущих духовным путём, оценивают добро и зло с позиции своего народа или государства, а духовные искатели стремятся осознать – способствуют или препятствуют эти идеи эволюции сознания.

Даже в тех случаях, когда мы рассматриваем идею добра и зла с социальных позиций, то и в этом случае она относительна, потому что в любом государстве есть группы людей, действующих вопреки законам этого государства и в этих группах добро и зло будут иметь совершенно другое значение. Можно сказать, что идея добра и зла всегда субъективна, независимо от того, будет ли этим субъектом отдельный человек, группа людей, например, какая-либо секта, или же целое государство.

В космическом масштабе не существует идеи добра и зла, но есть взаимодействие сознательных сил, одни из которых проявляют несовершенства и разрушают их, а другие трансформируют реальность, делая её более совершенной.

– Хорошо, а что можно сказать о воспитании у детей способности осознания добра и зла?

– В первую очередь нужно воспитать в подрастающем человеке стремление к правде и отвержение лжи. Всячески поощрять в нем правильное отношение к этим проявлениям. Затем, стремление к единству в своей семье, и жить не для себя, а для семьи. И, наконец, чувство прекрасного и безобразного. Ребёнок должен знать, что прекрасным и безобразным может быть не только то, что он видит, но и слышит, и то, что происходит вокруг него. И каждый раз, когда он становится свидетелем чего-то прекрасного или безобразного, даже если степень их явно не выражена проводить очень краткую беседу, давая тому, что было воспринято адекватную характеристику. В дальнейшем, можно и не высказывать по этому поводу собственного мнения, но спросить у малыша, как он оценивает то или иное событие или то, что он слышал (например, музыка), или то, что было им прочитано и т.п.

Уже в раннем возрасте можно развивать у детей способность осознавать свои желания и влечения и даже внутреннее отношение к какой-либо реальности нашего мира, и это будет путём не только к самопознанию самого себя, но и познанию других людей, потому что мы во многом сходны не только внешне, но и внутренне.