ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОБРА И ЗЛА

Во Вселенной нет противостоящих друг другу сил. Можем ли мы называть садовника злым, когда он обрезает ненужные ветви кустарника, или хищника, который преследует наименее приспособленную для выживания жертву. Если подойти к проблеме добра и зла с моральных позиций, то действительно, уничтожать слабого – это аморально и не является добром. Китайцы в своё время посчитали воробья – ненужной и вредной птицей и уничтожили его у себя в стране. В результате насекомые стали уничтожать их сады. Пришлось завозить воробьёв из других стран. Когда преступник по суду отбывает наказание, то, по его мнению, над ним совершено зло. Таким образом, идею добра и зла человек всегда определяет в приложении к самому себе – то, от чего мне плохо или может быть плохо, то это зло, а то, от чего мне приятно, хорошо – это добро. Но такого рода оценки слишком субъективны и не могут быть правильными. Например, человек принял наркотик, и ему стало хорошо. Грабитель ограбил прохожего и ему так же хорошо, так как он имеет награбленное. В России после грабительской приватизации все ее богатства получила небольшая банда инородцев, а весь народ обнищал и стал вымирать. В этом случае мы также видим субъективность идеи добра и зла. Но это все субъективная статика добра и зла. А теперь об отношениях к добру и злу. Можно отвечать на зло злом, и на добро добром, или же на зло отвечать добром, и, наконец, принимать добро и зло. Все эти положения могут быть ложными, так как добро и зло человек определяет по отношению к себе самому.

В действительности, если мы будем объективны, то увидим, что добро и зло – это проявление различных частей спектра сознания. То, что принадлежит более низкой части этого спектра, мы называем злом, а принадлежащее к высоким частям спектра сознания, называем добром. Но это только в том случае, если мы объективны. В действительности, люди почти всегда субъективны, особенно в современном мире, в котором правит идея выгоды. Поэтому, докопаться до истины в современном мире чрезвычайно трудно.

Фашизм был объективным злом, поэтому на его преодоление потребовался не один десяток миллионов человеческих жизней, – зло всегда требует, чтобы ему приносились жертвы добром. В свою очередь, добро требует, чтобы ему приносили жертвы злом. Поэтому, люди, идущие духовным путем, приносят в жертву свои привязанности к материальным ценностям этого мира, которые является для них злом, так как препятствуют их внутренней работе. Те же, которые идут по пути безграничного удовлетворения материальных потребностей, жертвуют высокими духовными ценностями, которые, безусловно, являются добром. Таким образом, на материальном внешнем уровне зло и добро соотносятся с субъективным восприятием человека. На духовном уровне зло и добро – это божественные принципы несовершенного и совершенного, инволюции и эволюции.

Любое совершенство относительно, так как каким бы совершенным не был, предположим, человек, или какое-либо устройство, они обязательно содержат в себе какие-то несовершенства, что является необходимым для их существования и их эволюции. Если бы мир вдруг стал бы совершенным, то это привело бы его к гибели, так как то, что достигло своего полного совершенства уже мертво, так как ему никакая динамика уже не нужна. Ему некуда и незачем двигаться, ему даже незачем с кем-то или чем-то взаимодействовать, потому что у совершенства не может быть цели. Уже всё достигнуто и за пределами совершенства уже ничего нет. Таким образом, для жизни, для эволюции сознания и вообще для движения к абсолютной, но никогда не достижимой истине, крайне необходимо несовершенство, или как сказал бы человек, – крайне необходимо зло. Тогда что из них более важно и что для человека должно быть ориентиром в его жизни? важны оба состояния и человек должен занимать между ними промежуточное положение. На первый взгляд эта позиция кажется неправильной, или, по крайней мере, непонятной. Но давайте посмотрим на любое колесо, которое катится в каком-то направлении. Пусть это колесо будет автомобильным или же от велосипеда – неважно, верхняя часть обода колеса всегда движется вперед, а нижняя – назад, если колесо вращается против часовой стрелки. Тогда можно подумать, что верхняя часть обода этого колеса является воплощением добра, а нижняя – зла. Но только средняя часть колеса, – невращающаяся ось, занимает нейтральное положение. Она неподвижна только потому, что не принимает участи в движении как верхней, так и нижней частей колеса. Среднее положение – это позиция «Свидетеля». В этой аналогии колесо может катиться вперёд только тогда, когда нижняя его часть будет катиться назад. Следовательно, эволюция – это не уничтожение зла, а использование его для будущего совершенства. Когда человек, идущий духовным путём, наблюдает проявление какого-то зла в себе, то это наблюдение не уничтожает зло в мире. Идея зла остаётся, но искатель, использует его, чтобы сделать более совершенным «Свидетеля» в своём сознании. Зло при этом обязательно в какой-то мере трансформируется и когда духовный искатель в очередной раз, будет наблюдать проявления зла в своем существе, то это будет уже другое зло и его наблюдение принесёт для «свидетеля» другие качества.

Следовательно, эволюция – это не уничтожение зла, а использование его для будущего совершенства. Когда человек, идущий духовным путём, наблюдает проявление какого-то зла в себе, то это наблюдение не уничтожает зло в мире. Идея зла остаётся, но искатель, использует его, чтобы сделать более совершенным «Свидетеля» в своём сознании. Зло при этом обязательно в какой-то мере трансформируется и когда духовный искатель в очередной раз, будет наблюдать проявления этого же зла в своем существе, то это будет уже другое зло и его наблюдение принесёт для «свидетеля» другие качества. Зло станет другим, потому что внимание искателя взаимодействовало с ним.

– Но со злом что-то надо делать, потому что его стало слишком много в нашем мире. Может быть, стать прозрачным для зла?

– Это самый лучший вариант, так как в нём нет никакой необходимости взаимодействовать со злом, да и зло не может взаимодействовать с нами, так как при этом мы становимся недоступными для него. Но стать прозрачным – это, значит, освободиться от всех зависимостей, которыми человек привязан к этому миру. И до прозрачности у духовного искателя путь может быть очень далёким.

Реальность внешнего мира имеет две стороны – одна из них – это традиционная сторона обывателя, а другая – это сторона, на которой должен находиться духовный искатель. В зависимости от того, на какой стороне находится человек, такой будет и его позиция. С позиции обывателя, внешний мир и различные реакции человека на его влияния – это естественный процесс жизни. Добро и зло в нём – это только ориентиры, которые нужно иметь в виду, чтобы выжить. Эта позиция утверждает, что добро и зло – это в первую очередь понятия субъективные, чисто человеческие, так как за пределами человека ни добра, ни зла не существует, другими словами, – если мне плохо, то это – зло, а если мне хорошо, – то, разумеется, – это добро. В то же время, позиция духовного искателя, живущего в этом же самом мире, совсем иная. Духовный искатель – это не борец за добро во всём мире, – это человек, ищущий смысл своей жизни, на пути к которому у него происходит переоценка всех ценностей этого мира и идей, управляющих этим миром. Он с духовных позиций воспринимает мир как школу, в которой любое событие, которое как то касается его или же стало известным ему, является средством, через которое он познаёт себя и благодаря которому становится более совершенным, чем был прежде.

Позиция духовного искателя утверждается не сразу. Иногда проходит значительное время – месяцы и годы, когда наконец-то это произойдёт. Человек появление новой позиции осознаёт вначале, как напоминания направления и смысла своей жизни, а в дальнейшем как постоянное внутреннее устремление в направлении избранного пути.

Особенностью позиции духовного искателя, да и любой другой позиции, является то, что она «поворачивает» мир к человеку той стороной, которая адекватна его стремлениям. Тогда для бизнесмена мир – это поле, на котором он в основном видит реальность, соответствующую его бизнесу, для духовного искателя – реальность этого мира – это школа, необходимая для его внутренней работы, в которой все события и любая информация являются средствами, ведущими к его внутреннему совершенству. Бизнесмен на своём поле не видит того, что видит искатель и наоборот - духовный искатель на своём поле видит только то, что соответствует его внутреннему состоянию и его стремлениям.

Реальность внешнего мира можно представить в виде листа бумаги, на который нанесено множество точек различного цвета. Каждый человек, занимающий свою позицию, видит только тот цвет точек, которые соответствуют ему самому, а все остальные точки для него окрашены в нейтральные тона, которые совсем не привлекают его внимание. И тогда для каждого человека на этом листе бумаги будет свой узор или своя картина. Таким образом, каждый из людей ясно осознаёт только одну грань многогранного мира, и свои знания об этой грани переносит на знания обо всём мире, что, конечно же, не является истиной, а только его мнением. В то же время все остальные грани реальности имеют для него, в основном, нейтральное значение. Тогда, мы можем сказать, что каждый человек воспринимает мир таким, каков он сам, и не только воспринимает, но и относится к этому миру соответственно. И это касается не только отдельных людей, но и народов.

Конечно, полного соответствия никогда не бывает, но все шероховатости отношений по мере взаимодействия стираются, и созвучие человека и окружающей его реальности приближается к полному, но никогда его не достигает, так как у каждого человека, какую бы он позицию ни занимал, есть его личная сфера жизни, и какие-то его индивидуальные увлечения.

Следовательно, воспитывая человека, взрослые, не осознавая этого, формируют в своём наследнике какую-то одну грань личности, которая во многом соответствует их собственной грани. В дальнейшем, к тому, что удаётся сформировать родителям, присоединяется телевизор, компьютер, улица, школа и другие учебные заведения и, наконец, окончательным формированием позиции человека занимается его взрослая жизнь. В действительности, человек уже рождается с преобладанием какой-то одной грани над другими, потому что каждый человек имеет определённые генетические предрасположенности. Хотя жизнь может многое изменить, но это уже будет зависеть от внешних влияний.

Итак, гармония или дисгармония человека во взаимоотношениях с внешним миром, в первую очередь зависит от психологической структуры человека, и во вторую очередь от меняющихся внешних обстоятельств. Всё, что не созвучно внутренней структуре человеческой психики он воспринимает как зло, а то, что созвучно – воспринимает, как добро. Таким образом, то, что человек считает добром или злом, существует независимо от человека и без его оценки не является ни тем, ни другим. Более того, человек осознаёт реальность мира только тогда, когда внутри него возникнет копия этой реальности. И, конечно же, копия однобокая, так как каждый человек воспринимает преимущественно только какую-то одну грань реальности.

Из того, что было здесь сказано, можно сделать вывод, что оценка реальности мира происходит внутри самого человека, там, где он с этой реальностью встречается. Вспомните, что человек только тогда осознаёт реальность внешнего мира, когда внутри него сформирована копия этой реальности.

– Но кто осознаёт и оценивает в человеке эту копию реальности?

– Внутренняя копия личности человека, которая сформировалась к какому-то периоду его жизни. Человек – живое существо, и его внутренняя копия самого себя формируется и изменяется в течение всей его жизни. Очень важной частью этой копии является её способность оценивать как внешнюю реальность по её отражению внутри человека, так и самого физического человека. благодаря этому человек, воспринимая реальность обстоятельств может оценить её, и в основе этой оценки будет осознание добра и зла, в первую очередь, по отношению к самому себе. Вспомните стихотворение В. В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «что такое хорошо и что такое плохо?» Уже новорожденных младенцев есть врождённая способность воспринимать состояние опасности и дискомфорта. Неожиданные сильные раздражители и негативные эмоциональные состояния взрослых малышом воспринимаются как опасность (зло). Приведу два примера. Ещё в советские времена, когда составы за собой тянули паровозы, на перроне у вокзала столпилась толпа пассажиров в ожидании посадки в вагоны. Среди них стояла женщина с ребёнком на руках, которому в то время было чуть больше месяца. Женщина стояла недалеко от паровоза, который внезапно дал очень громкий гудок. От неожиданности женщина испугалась и вздрогнула, а её испугавшийся малыш забился в эпилептическом припадке. С тех пор у малыша эти припадки стали возникать почти ежедневно. Можно предполагать, что ребёнок испугался паровозного гудка, но можно предполагать и другое – он испугался, потому что испугалась его мать. Дети, особенно в раннем возрасте, очень ярко воспринимают эмоции своих родителей. И находясь в эмоциональном поле матери, всплеск которого был для малыша сверхсильным, он отреагировал эпилептическим припадкам. Приведу ещё один пример, в котором мать, страдавшая повышенной возбудимостью, негодовала на то, что её ребёнок, каждый раз, когда она брала его на руки, заливался плачем, но сразу же успокаивался, когда его забирал у неё отец. Состояние раздражения – это не только наше внутреннее состояние, но и состояние нашей ауры, которая может быть невыносимой для ребёнка. Взрослые часто не думают о том, что их внутреннее состояние, их внутреннее отношение к детям, иногда скрываемое за внешней, часто формальной, доброжелательностью и даже улыбкой, не могут обмануть ребёнка. Он всегда чувствует действительное эмоциональное состояние и отношение к нему и, разумеется, соответственно реагирует на это. В психиатрии существует мнение, что одной из причин шизофрении у подростков и даже у взрослых является недостаток любви к этому человеку в его детстве. Мне вспомнился случай, в котором успешный бизнесмен стал замечать за своим сыном-школьником старшеклассником странности. Вечером, когда ему нужно было идти спать, он, проходя мимо кабинета отца, говорил: «Спокойной ночи, папа». И за вечер он это делал много раз, снова и снова проходя мимо открытой двери кабинета своего отца.

– Вы недостаточно любили его, когда он был ещё маленьким и ему, любящему вас, всегда нехватало вашего внимания, – сказал я ему.

– Это верно, но я с головой ушёл в бизнес и не имел времени, чтобы уделять ему достаточно внимания. Но у него всё есть, даже то, чего нет у других его сверстников.

– Но любовь невозможно заменить никакими материальными вещами.

Это тоже примеры добра и зла, неосознанного, но от этого не менее действенного. Через каждого человека проходит грань, по одну сторону которой зло, а по другую – добро. Правда, в каждом человеке и зло, и добро – не в одинаковой степени выражены. И не только в отдельных людях, но и в целых народах, потому что каждый народ, так же как и отдельный человек, имеет свои индивидуальные особенности. И вообще в современном мире все запутано в клубок, в котором не возможно найти где начинается зло и что является добром. У добра есть только один путь – это стремление к истине, потому что добро – это не истина, а только намерение. В то же время у зла тысяча путей, и поэтому зло кажется более эффективным. Приведу такой пример: всех эффективных служителей России обливали ушатами лжи и при возможности убивали. Ивана Грозного отравили, Петра первого тоже, неугодны были и Александр второй и Александр третий, Павла задушили, Столыпина убили, семью Николая второго расстреляли. Историю России писали немцы, но писали так, чтобы она стала медленно действующим ядом для будущей России. По их мнению, народ России не должен гордиться своим великим прошлым, потому что он тогда захочет великого будущего. В сегодняшнем мире ничто не изменилось, но даже приобрело более острые черты, потому что однополярный мир – это слишком большой кусок, который с одной стороны очень лакомый, а с другой – ни прожевать, ни проглотить. У хищных насекомых есть одна особенность – они переваривают добычу не внутри себя, а впрыскивают пищеварительный сок в жертву, чтобы потом выпить получившийся бульон. То же самое происходит в современном мире – паук, сидящий на вершине пирамиды, сложенной из всех государств мира, периодически впрыскивает пищеварительные соки в тех субъектов, которые после предыдущих впрыскиваний, почему-то начинают оживать и возмущённо жужжать. Пищеварительные соки – это конституции, написанные для этих стран пауком и элита, которую он прикармливает. И ещё один маленький пример, показывающий как действуют пищеварительные соки паука в современном мире. Берут какого-либо патриота из элиты или даже самого президента, и создают вокруг него очень неприглядную рамку, так что на портрет и смотреть не хочется. Наглядным примером может быть депутат Госдумы Евгений Фёдоров, который хотел бы видеть Россию действительно независимой. И не только видеть, но и предлагает пути к этой независимости. Тут же появляются статьи, что это засланный казачёк от Чубайса. Почему от Чубайса? Потому что он был в думе в те времена, когда в правительстве был Чубайс. Подстегнули Фёдорова к Чубайсу, которого в России не любит ни один честный или достаточно умный человек и тень от него изменила цвет Фёдорова. Главное – посеять сомнения в умах патриотически-настроенных людей, а если эти два человека рядом, то, как можно верить словам этого депутата? Или ещё: Немцов, Каспаров и Хакамада в интернете кричат о том, что Путин не должен менять российскую конституцию, потому что это гибель России и её народа! А почему они не кричали, когда это делал Ельцин? И ещё: почему они считают, что конституция, которую для России написали Американцы – это благо для Российского народа? Вероятно, Американцы хотят благо для самих себя. И таких примеров, в одном из которых подстегнули к Фёдорову Чубайса и испортили всю его физиономию, можно приводить множество. Для того чтобы испортить бочку мёда, достаточно в неё положить всего одну ложку дёгтя. Здесь мы встречаемся с завуалированным злом, под маской добра. И тогда что делать человеку, избравшему для себя внутренний путь? Он должен спокойно взирать, как вокруг всё пропитывается ложью и насилием, как постепенно впрыскивания паука переваривают изнутри его страну, и при этом думать, что всё это делает Бог, так как он вездесущ и присутствует во всех делах этого мира?

Представим себе войну с фашистской Германией народа, который отравлен такой пассивной философией. Он не будет воевать с противником, напротив, он будет подставлять ему другую щеку и смиренно думать, что пути господни неисповедимы. Или может быть, духовный искатель наберётся смелости и подумает, что он так же инструмент Божественной воли, и та ситуация, в которой он находится, не просто обстоятельства, но обстоятельства, в которых он должен что-то осознать и стать на какую-то сторону. И нужно видеть не только палку, которую держит в руках враг твоей страны, но и того, чья рука держит эту палку. И нужно помнить, что враг твоей страны – это твой враг, и ты должен сделать выбор, по какую сторону баррикад ты предпочитаешь находиться. Здесь уместно будет вспомнить слова Шри Ауробиндо, когда он сказал, что лучше быть камнем преткновения на пути Бога, чем слякотью под его ногами. Уместно потому, что склонённая голова и робкий голос, что на всё воля Бога – это позиция раба. В современном мире, захваченном ложью, человек не имеет право быть пассивным бревном в руках Бога. Раб Божий – это работник Божий, это воин, и его взаимоотношения с этим миром, не должны быть взаимоотношением раба с господином, потому что позади работника Бога всегда есть бесконечная божественная сила. И нужно помнить, что патриотизм – это одна из ступеней духовного восхождения, который поднимает человеческий дух не только над мелочами этого мира, но даже над самой жизнью. Поэтому, вопрос об отношении духовного искателя к реальности современного мира не в выборе способа взаимодействия с ним, – вести ли себя пассивно, покорно склоняя голову, или быть воином духа, а в своей искренности.

С духовных позиций отношение к добру и злу выглядит не так, как это думает обыватель. Все что является добром и злом – это только средства, которые порождают у человека внутренний отклик. И не только отклик, но и оценку происходящим событиям, которую дает истинное «Я» человека, или его Психическое существо. Для человека очень важно осознавать реакции на внешние влияния, и на проявления собственного эго, Психического существа. То, что мы называем голосом совести, внутреннее приятие или неприятие какого-либо поступка – это всегда позиция нашего истинного «Я» и чем чаще мы осознаем его реакции и следуем им, тем ближе становимся к Божественной истине. Наше Истинное «Я» никогда не бывает безучастным к тому, что происходит внутри нас и вокруг нас, и к нашему взаимодействию с реальностью этого мира. И мы должны быть благодарны Божественному за то, что он создал для нас те обстоятельства, которые позволили нам быть более сознательными, чем мы были прежде. А как мы должны принимать зло и добро во внешнем мире? Адекватно нашим возможностям и внешним условиям, но в то же время не быть захваченным ни внешними событиями, ни чьими-то оценками этих событий, ни своими собственными реакциями. Они не должны быть слякотью под ногами не только у Бога, но и у кого угодно. Человек, идущий духовным, путем – не раб, а воин. В первую очередь воин с теми силами внутри самого себя, которые стремятся поработить его, сделав зависимым не только от всевозможных ценностей материального мира, но и от его идей, а уж потом, воин и во внешнем мире. И если он останется незахваченным, какими угодно событиями, то в пределах его возможностей, он будет совершенным воином Божественного.