Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕМНОГО О ЛЮБВИ

Петр Зорин

Любовь человеческая имеет много граней, начиная от примитивной, которая проявляется у насекомых и других живых существ, до любви к Богу. Начнём с любви к самому себе. Себя можно любить по-всякому, например, ублажать себя, исполнять все свои желания, стремиться к удовольствиям и ко всему, куда нас манят наши влечения. И, конечно же, питать свою гордыню, удовлетворять свои честолюбивые стремления, в которых на первом месте находятся жажда власти и богатства. И всё это во имя самого себя любимого. При этом, чтобы чувство собственной значимости возросло в ещё большей степени, необходимо презирать всех, которые располагаются ниже в социальной иерархии. И не только тех, которые находятся внизу, но и других, непохожих на «возлюбившего себя». Дело в том, что возвыситься можно не только поднявшись по социальной лестнице, но и принизив тех, кого такой «возлюбивший себя» пожелает, тем более, что презирать других людей можно втайне от них.

Но любовь к самому себе, в отличие от любви эгоистичной может быть реальной, когда человек стремится сделать себя более совершенным, чем он есть. И к этому совершенству он стремится не ради значимости перед другими людьми, а повинуясь внутреннему стремлению к совершенству. Кстати, жажда знаний – это так же стремление к совершенству.

Любовь к своим близким, например, к детям, внукам – может быть эгоистичной, когда мы потакаем их капризам и желаниям. Я назвал такую любовь эгоистичной, потому что мы потакаем другим, чтобы самим выглядеть для них хорошими. И она может быть истинной, если мы стремимся сделать их совершенными. В истинной любви всегда есть элемент жертвы, так как вы жертвуете своим эго, иногда жалостью по отношению к близким, так как истинная любовь может выглядеть в какой-то мере жестокой, в связи с тем, что вы не потакаете слабостям близкого для вас человека.

Любовь к другим людям и даже любовь к своему народу – это служение, в котором человек отдаёт всего себя той работе, которая доверена ему. Такой человек своей энергией, знанием и волей не только способствует единству между собой людей, которым он служит, но и единству между ними и той работой, которую они должны выполнять. В этом случае человек выступает в роли отца, заботящегося о своём семействе. В случае же служения народу – человек выступает в роли сына (или дочери), участвующего в делах семьи и жертвующего собой ради её благополучия.

Любовь к Богу, которая может быть у человека, идущего духовным путём, проявляется в его искренности и жертвенности. Истинная жертвенность никогда не бывает корыстной, и проявляется в отречении от зависимостей, привязывающей человека к низшей природе. Искренность в духовной работе – это устремлённость к Богу, в которой нет ни на йоту сожаления об оставленных привязанностях и зависимостях от материальных ценностей этого человеческого мира, его удовольствиях и значимостях. У искреннего духовного искателя ни на мгновение не возникает сомнение в правильности выбора своей судьбы, или сожаление о том, что он сменил жизнь обывателя на судьбу духовного искателя.

Опубликовано