О ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА

У человека только тогда появляется необходимость выбора того или иного пути или мнения, или чего угодно ещё, если он находится на перекрёстке предпочтений. В действительности, всё происходящее в человеческой судьбе имеет отношение либо к жизни, либо к смерти – к созиданию, благу или же к разрушению и деградации. Почти всегда, человек не осознаёт, куда ведёт предпочитаемый им путь. Обращает на себя внимание то, что чем разрушительнее направление, тем более красочной и привлекательной будет его маска или реклама. Но это внешняя сторона реальности, которая создаётся людьми, находящимися под влиянием заинтересованных в этом сил. Есть и внутренняя сторона предпочтений, которая так же определяется влиянием на человека сил, которых он, за редким исключением, не осознаёт, но которые формируют направленность его сознания. К этим силам следует относить и те, которые, используя человеческое эго, привязывают его к материальным ценностям и реакциям низшей природы, и те, которые, трансформируя его сознание, меняют его взгляд на всё, что имеет отношение к низшей природе. Примером может быть библейский миф о первородном грехе, когда перед Евой и Адамом стоял выбор - последовать ли соблазну и съесть запретный плод, или же не сделать этого. Но то, что ближе, всегда для человека более соблазнительно, чем то, что отстоит дальше как во времени, так и в пространстве. Любой соблазн – это результат выбора, который возникает в результате внутреннего предпочтения. То, что Адам и Ева предпочли плоды древа добра и зла – это только символ, указывающий, что они предпочли материальное духовному.

Древо познания добра и зла и древо жизни – это два полюса, или два направления, одно из которых должен выбрать человек. Древо познания добра и зла – это пути материального мира с его ценностями и его тупиками, которые никуда не ведут, но только создают иллюзию эволюционного движения. Древо жизни – это путь, ведущий к бесконечному восхождению сознания, и единству с Божественной истиной. Но путь, избранный человеком, более ценен, чем возможный, при котором Адам и Ева остались бы в раю. Ценен тем, что люди пройдут весь земной путь познания, – от древа познания добра и зла до древа жизни, на котором каждая его ступень будет осознанна, как необходимость на пути внутреннего духовного роста.

Можно сказать, что человек уже давно выбрал направление, в каком он предпочи­тает идти, хотя такого рода утверждения правильны только для всего человечество в целом, но не отдельных лю­дей или общин, живущих среди этого человечества. Некоторые люди, осознав, что кроме древа познания добра и зла существует еще и древо жизни, могут за­хотеть избрать для себя другой путь. Но всему свое время, и одна из причин, почему в древние времена человек (за редким исключением), еще не го­тов был идти путем жизни, была связана с тем, что его сознание еще не было достаточно зрелым. Потребовались тысячи лет, чтобы человек подошел к той грани развития сознания, за пределом которой он мог бы принять сознательное участие в своей собственной эволюции.

Во Вселенной ничего не происходит случайно, – появление человека также имеет свой смысл и предназначение.

Особенностью непроявленной стороны реальности является то, что она многопланова, и каждый из планов независим и прозрачен для других планов бытия, можно сказать, что каждый план бытия звучит в своем аккорде, поэтому силы этих планов не могут взаимодействовать друг с другом. В связи с этим, силы непроявленной реальности стремятся взаимодействовать с проявленной реальностью материального мира, который сам по себе универсален, так как материя содержит в себе всю бесконечную гамму вибраций, всех планов реальности Вселенной. Человеческое тело материально, в связи с этим оно способно воспринимать влияния всех планов бытия, поэтому, человек является идеальным местом встречи обитателей других миров, прилежащих Земле. Наиболее активной и многогранной частью земной жизни является человек, и поэтому, кто будет владеть человеком, тот будет владеть всеми планами бытия, по крайней мере, теми, которые прилежат Земле. Конечно, здесь можно спросить о побудительных причинах, определяющих направленную активность всего сущего на этих планах. Для чего им необходима такого рода экспансия, в которой они стремятся расширить свое влияние, не только внутри своего плана, но и за пределы его, в частности на земной план? Это хороший вопрос, так как он касается сути движущей силы эволюции не только жизни на Земле, но и всего сущего во Вселенной. Эта суть заключена. Всё во Вселенной взаимосвязано, и реальность такова, что в нашем углу Вселенной силы многих планов реальности существуют только ради какого-то эволюционирующего центра. В нашем случае этим центральным местом является Земля людей.

Все планы реальности существуют только для того, чтобы выполнить ту часть работы, которая необходима для эволюции сознания человека. На Земле влияние этих сил проявляется в том, что они раскрывают в человеке те возможности, которые должны быть трансформированы или разрушены и те, которые открывают перед человеком путь к его восхождению в направлении своего предназначения.  На витальном уровне работа этих сил проявляется в стремлении человека к богатству, власти, удовольствиям, на ментальном – стремлениии к открытию источников информации и накопления ее, на духовном – стремления к истинным знаниям, что может быть осознанно как стремление к источнику знаний – к Божественной истине.

Непроявленная сторона реальности содержит в себе две грани, одна из которых имеет низкие вибрации и, поэтому, тяготеет к витальным реализациям, другая – более высокая, проявляется как стремление к знаниям и духовным реализациям на пути к Божественной истине. Поэтому, все события, для духовного искателя, происходящие на проявленном плане, являются реализацией его духовных стремлений. Можно сказать, что на непроявленном уровне находится законодательная власть, а на уровне проявленных миров – исполнительная. Это утверждение кажется голословным, но нельзя не согласиться с тем, что жизнь возможна только в том случае, когда в ней существуют процессы, имеющие определенное направление.

В отличие от неживой природы, которая замкнута на самую себя, живая природа в своей основе содержит принцип экспансии. Ее существование возможно только тогда, когда она имеет способность постоянно поглощать все, что необходимо для ее жизни, и роста. Если рост в какой-либо ее части прекращается, то это начало отмирания этой части, если останавливается рост какого-либо организма, то это начало умирания всего организма. Но, в конечном счете, жизнь и смерть любого организма зависит от выполнения его предназначения. И сама жизнь определяет насколько то или иное её проявление необходимо. Живая природа, так же как и непроявленная реальность, обнаруживает себя в двух ипостасях. В одной из них она развивается и эволюционирует, а в другой – деградирует и разрушается. Все, что имеет в себе  высокие вибрации жизни – эволюционирует, а то, что содержит в себе низкие вибрации смерти – следует путями деградации и разрушения. И совсем не обязательно, собственной деградации и разрушения, но деградации и разрушения того, что им подвластно. Позади этих частей живой природы стоят конкретные силы низшей природы, каждая из которых стремится к реализации своих целей.

Раскрывающиеся возможности человека требуют для себя адекватной «пищи», и поэтому они, раскрываясь, начинают искать адекватное для себя удовлетворение, и внутреннее побуждение каждой из возможностей активно способствуют этому движению. Из всего сказанного становится понятным, почему Шри Ауробиндо придавал такое большое значение введению вибраций Высшего разума в физическое тело. Во-первых, только физическое тело человека содержит в себе весь мыслимый диапазон вибраций реального мира. Во-вторых, только в живом материальном теле могут раскрываться возможности, соответствующие супраментальным вибрациям.

Таким образом, человек является посредником между непроявленной и проявленной реальностями, и тот, кто владеет человеком, получает ключ ко всем мирам низшей сферы. И, поэтому, силы каждого из планов бытия стремятся овладеть человеком, а, овладев им, не только кардинально меняют его мировоззрение, но и его способ взаимодействия с внешним миром. И, кроме того, человек является переходным звеном между высшей и низшей сферой миров, между супраментальными мирами Божественной истины и мирами, основой которых является эго. Именно эго с его значимостями привязывает человека к материальному миру, и это оно делает через те части человеческого существа, которые принадлежат этому миру – через его ум, витал и физическое тело.

И, кажется, что может сделать человек при выборе своих путей, если он является только инструментом непроявленных сил, которые недоступны его восприятию. Правда, при этом человек почти всегда забывает, что ему дана воля соглашаться или не соглашаться с теми влияниями, которые пытаются определить направление его жизни. Но для того, чтобы его воля могла проявиться, необходимы условия, которые бы позволили этот выбор сделать.

Рассмотрим проблему выбора на таком примере: человек, родившийся в условиях рабства и не знающий ничего кроме рабства, не может предпочесть этому рабству что-либо другое, так как этого другого он просто не знает. То же самое происходит с человеком, который находится под влиянием каких-то одних сил, он не может не соглашаться с их влиянием, так как не знает какого-либо другого влияния. Поэтому, говоря о свободе выбора, мы не можем осуждать кого-то за то, что он не сделал правильного выбора. Возможно, у него этого выбора просто небыло. Человек может осознать необходимость выбора и сделать его, если однажды он воспримет кроме низких привычных для него вибраций, вибрации высокие. И если его согласие после этого окажется на стороне высоких вибраций, то это изменит всю его жизнь, так как со временем ценности материального мира для него померкнут, и он изберет для себя более высокий путь. Но, чтобы это произошло, необходимо чтобы он пережил и осознал влияния высоких вибраций. Таким образом, чтобы человек сделал какой-либо выбор, он должен иметь знания о направлениях, одно из которых он предпочтёт другому. Отсюда становится понятной необходимость сорок лет водить Хабиру по пустыне – должно уйти из жизни то поколение, которое знало свою истинную историю, а новому поколению, родившемуся в пустыне, была дана новая история с новым предназначением. Таким образом, в пустыню ушли Хабиру, а из пустыни вышли евреи, имеющие определённое предназначение на Земле, отличное от того, которое имели Хабиру. Аналогичные события происходят и в совремённом мире, в котором идёт перевоспитание целых народов, у которых отнимается их прошлое, или точнее, их реальная история, вместо которой предлагается история вымышленная. При этом, очень большое значение придаётся переоценке прежних ценностей – все позитивное окрашивается в отрицательные тона, а негативному придаётся положительное значение.

На основании всего сказанного можно предположить и другое объяснение процессу выбора. Определённые внешние условия влияют на формирование мировоззрения. Идут влияния и от истинного «Я» человека, о которых он может и не догадываться, но, тем не менее эти влияния могут значительно изменить направленность и предпочтения сознания, которое в свою очередь является управляющим мировоззрения. И тогда человек будет предпочитать те из внешних путей, которые созвучны его мировоззрению. Это даже трудно назвать выбором, так как отношение человека к реальности мира в этом случае можно сравнить с железнодорожным транспортом, который предпочитает рельсы асфальтовому покрытию.

Материальный мир, и каждый человек имеют две основных грани реальности, одна из них непосредственно связана с материальным миром, другая же, принадлежит непроявленной стороне реальности, которая и управляет материальным миром. Объединяющим принципом этих двух частей в одно целое являются идеи, на которые опираются люди в своей практической жизни. Например, идея золотого тельца, которому в современном мире поклоняется большинство людей. Если отделить идею стоимости от денежной купюры, то она тут же превратиться в бумажку, ни на что не пригодную. Или идея либеральной демократии с ее вседозволенностью, ведущей к моральному разложению человеческого общества. Хотя, в действительности, демократию нельзя отделить от золотого тельца, так как это две грани одного и того же явления.

Носителями идей являются и всевозможные религии, претендующие на статус посредников между непроявленной и проявленной сторонами реальности нашего мира.  Каждая религия содержит в себе идеи взаимоотношений человека с миром и взаимоотношения с Богом. В действительности, даже взаимоотношения с миром подразумевают – взаимоотношения с Богом, так как они должны быть угодны Богу. В действительности, миром правят идеи, создателями которых являются отнюдь не люди, но силы непроявленных миров низшей сферы, утверждающие себя в мире людей. Основной особенностью миров низшей сферы является идея власти, значимости, которая пропитывает всё сущее в этих мирах. Земля является средоточием миров низшей сферы, поэтому идеи власти и значимости на ней проявлены в превосходной степени. Даже выбор, который осознанно или неосознанно делает человек, в полной мере соответствует идее значимости.