Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СМЫСЛ ЖИЗНИ СВОБОДНОГО И РАБА

Петр Зорин

2013-02-07

Смысл жизни человека зависит от той ступени сознания, на которой он находится. Но, следует заметить, что смысл жизни имеет свой центр и свою периферию. Причём, периферия может быть на других ступенях сознания по отношению к центру. Если сознание человека растёт, то это почти всегда, за редким исключением происходит постепенно, человек как бы переползает с одной ступени на другую. Хотя не исключены случаи, когда переход с одного уровня сознания на другой может происходить и внезапно.

Смысл жизни человека всегда связан с его будущим, которое у различных людей в различной степени отстоит от настоящего. У одних это будущее в пределах завтрашнего дня, у других – в пределах нескольких или даже многих лет, а у некоторых оно находится за пределами земной жизни, например, в раю, и они ориентируются на него, строя мост из своих поступков и отношений из земной жизни в загробную. Это чаще всего касается религиозных фанатиков.

Смысл жизни может быть привязан к конкретным предметам, идеям, социальному положению в этом мире значимостей, и в связи с этим, он привязывает человека к этому материальному миру. Что даёт нам право предполагать, что жизнь такого цивилизованного человека, принципиально не отличается от жизни животных. Правда, человек – животное цивилизованное. Проведём параллели между жизнью животных и человека.

Смысл жизни животных в основе своей имеет выживание, то же самое мы можем сказать и о человеке. Смысл жизни животных направлен в будущее, которое может быть завтрашним днём или же отстоять от сегодняшнего дня на целый год. Например, животные запасают себе пищу на зиму. То же самое делает и человека. Животные и насекомые заботятся о своём потомстве. То же самое происходит и с человеком. Животные стремятся к наибольшему комфорту своего существования. Это же самое делают и люди. У стадных животных выражено стремление к власти, и в каждом стаде, табуне, прайде, стае есть вожак, даже отара баранов имеет своего козла. И эти качества присутствуют в человеке с избытком.

Конечно, в человеке есть и те качества, которые не присущи в такой степени животным. Эти качества делают человека одновременно и выше животных и ниже, чем животные. Например, животное не может наслаждаться страданиями своей жертвы, и не будет насиловать самку, если у неё нет ответного желания. В этом, и ещё во многом другом, человек ниже животного. Можно рассматривать человеческие качества, которые, как можно предполагать, выше, чем те, что имеют животные, но разница будет только количественная. Например,  человек исследует мир, проникая не только в глубины Вселенной, но и в субатомные пространства. Но, у животных так же есть потребность исследовать то пространство, в котором они обитают. Они так же передают друг другу необходимую информацию и не только устно, но и «записывают» её доступными им средствами. Тут, особенно сообразительные могут найти в человеке то, чего нет ни в одном животном – человек может быть религиозным, скажет он, а животное – нет. Но, что такое религия? С одной стороны мораль, определяющая взаимоотношения между людьми. С другой – отношение человека к Богу. На примитивном уровне всё это у животных так же есть. В каждом животном коллективе существует определенный порядок взаимоотношений, за нарушение которого животные несут наказание. И животные могут боготворить своего хозяина и ценить его больше своей жизни. Человеческая религия отличается только своей систематизацией и детализацией. Правда, в человеческих религиях много символичного, но и в животном мире символы занимают не последнее место.

Есть одно радикальное отличие человека от животного – человек может быть духовным, а животное – не может. Смысл жизни духовного искателя, в отличие от обывателя, никакого отношения к низшей животной природе не имеет, потому что всё, относящееся к животной природе и к значимостям человеческого социального мира, духовный искатель использует, как уроки Божественного учителя. Он ни к чему не привязан и ни от чего не зависим. Значимость духовного искателя, для его самого, не меняется, ни в зависимости от его социального положения, ни в связи со степенью его материального благосостояния. Всё это для него только уроки, который даёт ему Божественный, на пути к его бесконечному совершенству.

Когда мы говорим, что человек может быть рабом или свободным человеком, то имеем в виду его привязанности и зависимости. Чем в большем рабском состоянии находится человек, тем более он зависим и от материальных значимостей этого мира, и от ненасытного стремления к власти. Я говорю, ненасытного, потому что стремление к власти не имеет своих пределов, так же как и стремление к накоплению материальных ценностей. Таким образом, человек является рабом низшей природы, которая подчиняет его себе и управляет им. Низшая природа принимает участие в формировании человеческой личности, создавая в ней те качества, которые делают человека полностью зависимым от неё. При этом человек не осознаёт, что в нём сформирована психология раба, и своё внутреннее психологическое состояние, считает вполне естественным и адекватным внешним обстоятельствам. И он совершенно прав, так как внешние обстоятельства, которые соответствуют его внутреннему психологическому состоянию, действительно созвучны ему. И это понять легко, потому что внешний мир сформировал человека по образу и подобию своему. Будучи созвучным этому миру, человек ищет и находит смысл своей жизни в том, что его окружает. Таким образом, человек может найти смысл своей жизни, только в поле своего созвучия. Тогда, каким образом человеку удаётся выйти из-под влияния низшей природы и значимостей этого мира? Он может это сделать только в том случае, если перестанет быть созвучным этому миру. Для человека это становится возможным только в одном случае – он должен внутренне измениться не под воздействием внешнего мира, а под влиянием его внутренней истинной части – его Истинного «Я». Именно истинное «Я» человека, изменив его сознание, меняет и его предпочтения, и отношения к реальности мира. И постепенно, по нарастающей, человек становится всё менее созвучным внешнему миру. Таким образом, не человек избирает, чему ему быть созвучным, но тот, кому «дана власть над этим миром» и Истинное «Я» человека. Причём, влияние Истинного «Я» – непреодолимо. Такого рода утверждение порождает, по крайней мере, два вопроса: первый из них касается значимости человека на Земле. Второй – «кто в доме хозяин» – т. е. ради кого существует Земля и всё, что на ней.

Похоже, что от человека на Земле ничего не зависит, так как человечеством управляет «Князь мира сего». Для него человек – только средство, которое он использует для реализации своей ненасытной гордыни. Человек не осознаёт, что его стремления, желания, побуждения и предпочтения вызываются небожественными силами более низких планов сознания. Он уверен, что это он сам чего-то хочет или не хочет. Более того, он убежден, что различные состояния, которые он переживает, так же принадлежат ему, и его реакции адекватны внешним обстоятельствам. В связи с неведением, он не осознаёт, что он только инструмент в руках сил низшей природы, которые через его состояния и влечения управляют им. В этом случае человека можно рассматривать, как раба низшей природы, которая сформировала его для самой себя, и использует его для своего самоутверждения. Разумеется, смысл жизни такому человеку навязывается низшей природой, которая совсем не заинтересована в том, чтобы его интересы выходили за пределы её влияний. У некоторых людей здесь может возникнуть возражение, что человек идёт на поводу не только у состояний и влечений, а во многом опирается на логику ума. Всё верно, но если, исследуя ум, вы были достаточно внимательными, то вы не могли не обнаружить, что в основе направленной деятельности ума лежит определённое желание или побуждение. Сам по себе ум – это только инструмент, которым может пользоваться человеческое эго, при помощи желаний или отвержений. Если же нет ни желания, ни побуждения, то ум, продолжая оставаться активным, становится хаотичным и бесцельным.

Но во всей этой картине безысходной серости нашего мира, то здесь, то там появляются люди, освобождающиеся из-под власти сил, удерживающих человека в зависимости от этого мира. Чаще всего, это происходит не сразу, постепенно, и всегда сопровождается атаками сил низшей природы, стремящейся вернуть «заблудшегося» в своё лоно. В чём-то силы низшей природы имеют временный успех, но поражение этих сил неизбежно. И, кажется, странным, что Истинное «Я» человека может успешно противостоять бесчисленным силам низшей природы, находящимся под властью Сатаны. Всё дело в принципах влияния. Низшая природа может влиять только на те стороны человеческой личности, которые созвучны ей. В то же время те части, которые имеют более высокие вибрации – ей недоступны. Это одна из причин, почему силы низшей природы атакуют людей, идущих духовным путём. В какой-то своей части они становятся недоступными этим тёмным силам, и те пытаются вернуть их в своё полное подчинение. Истинное «Я» или Психическое существо, повышают уровень вибраций сознания человека и этим самым делают его недоступным для тёмных сил. Но в человеке есть много частей, которые ещё не претерпели трансформации, которая подняла бы их над влияниями низшей природы, и её атаки идут именно на эти нетрансформированные части. Но трансформация сознания человека, под влияниями его Истинного «Я», однажды начавшись, становится необратимой. Сознание человека постепенно приобретает вибрации, недоступные по высоте, влияниям низшей природы. И вся мощь сатанинских сил, становится беспомощной перед человеком, искренно идущим духовным путём. Из сказанного здесь, ясно, что основное противостояние происходит не между человеком и тёмными силами низшей природы, а между Психическим существом и сатанинскими силами. Правда, это противостояние выглядит очень странно – Психическое существо просто трансформирует одну за другой части сознания человека, делая их недоступными влияниям низшей природы, оставаясь при этом уже изначально, за пределами влияний низшей природы. Это можно сравнить с невидимым воином, с которым сражаться невозможно, так как он недоступен для восприятия. Психическое существо имеет ещё одну очень важную особенность – оно взрослеет и становится всё более совершенным, используя опыт, взаимодействия человека с низшей природой. И это обеспечивает низшую природу на заведомое поражение. Она старается из всех сил, чтобы привязать человека к Земле, а эти старания приводят со временем к противоположному эффекту – Психическое существо набирает силу и однажды выводит человека из-под влияния низшей природы.

Можно сказать, что низшая природа не ведает, что творит. Она считает, что ей дана власть над этим миром, и стремится использовать её в полной мере, а в действительности делает противоположную по смыслу работу – подготавливает Психическое существо для его сознательной работы по трансформации человеческого существа. Даже тогда, когда низшая природа пытается вернуть в своё лоно человека, вставшего на духовный путь, и атакует его, используя его несовершенства, то этим самым, она показывает духовному искателю направление, в котором он должен работать. Это очень похоже на сказку о черепахе, в которой объясняется, почему у неё вырос костяной панцирь. Оказывается, потому, что её очень много и долго били. Конечно, те, которые её били, ожидали от своих стараний совсем не то, что получилось. Тогда, низшая природа, не ведая и не желая этого, воспитывает психическое существо, и способствует его созреванию. А в дальнейшем, когда оно становится достаточно зрелым, оно выводит человека из-под власти низшей природы, с целью дальнейшей эволюции его сознания. Тогда целью всех этих процессов на Земле является эволюция сознания человека, а всё остальное – только средства для достижения этой цели.

Более того, эволюция сознания человека – это только первая ступень на пути к созданию человека космического – бессмертного супраментального человека – Гностического существа. И придёт время, когда Сатана в современной его ипостаси, станет не нужным, так как выполнит необходимую часть работы на пути создания человека будущего. И все его стремления задержать этот процесс, будут только ускорять его.

Здесь будет уместным упомянуть о смысле жизни человека, идущего духовным путём, для которого мир является школой в его духовной работе. У такого человека нет привязанностей ни к низшей природе, ни к ценностям этого мира, и его психологическая структура личности не содержит в себе элементов, характерных для раба. Этот человек не живёт для себя и не ублажает своё эго, для него чужды идеи выгоды, и он не стремится к власти. Он осознаёт единство всего сущего на Земле и во Вселенной, и он знает, что движущей силой эволюционного потока является Божественная любовь и сострадание, проявляющее себя в жертвенности.