Человек воспринимает только то, что созвучно его восприятию. Но как может быть созвучно то, что никогда прежде человеком не воспринималось? С чем оно может быть созвучным. Мы воспринимаем только то, что соответствует внутреннему образу, запечатлённому прежде в нашей памяти. Происходит своеобразное наложение внешнего образа на тот, который мы уже содержим в себе. И когда эти два образа совпадают, накладываясь друг на друга, то мы узнаём внешний объект, которым может быть не только предмет, но и определенная мелодия, идея и ещё что угодно. Если же это совпадение не полное, то мы говорим о том, что внешний объект похож на то, что было нам известно прежде, или же напоминает его. Как формируются первичные образы, когда у нас ещё нет никакого жизненного опыта, а есть только предрасположенности, полученные во внутриутробном периоде нашей жизни?
Первые впечатления от внешней реальности, которые получает человек в начале своей постнатальной жизни, смутны и содержат в себе много неопределенного. Для него определённым является только то, что он воспринимал во внутриутробном периоде своего существования – это сердцебиение матери и её энергетическое поле, в которое он был погружён в этот период своего существования. На него могут действовать успокаивающе те звуки, которые он мог воспринимать ещё до своего рождения. И если мать разговаривала с ним, ещё неродившимся, пребывая при этом в определённом эмоциональном состоянии, то, услышав эти же самые слова после своего рождения, малыш успокоится, так как почувствует, что он находится в безопасных для него обстоятельствах. Находясь на руках матери, он будет окутан её аурой, так же как это было в его внутриутробный период, и это так же будет вызывать в нём состояние благополучия. Дополнительным фактором, создающем у малыша состояние надежности, является сердцебиение матери, которое он слышит при его кормлении грудью. Ведь прежде он в течение многих месяцев до своего рождения слышал ритмы её сердца.
Мир, в котором оказывается родившийся человек содержит множество объектов, которые не отражены во внутриутробном периоде жизни человека. Поэтому, необходимо множество повторений восприятия одних и тех же объектов, чтобы прежде смутные впечатления, стали конкретными и осознанными. Здесь имеет большое значение длительность восприятия, его частота и взаимодействие с тем, что воспринимается. Восприятие – это всегда взаимодействие с воспринимаемым объектом на уровне осознания. Человек при этом, встраивает объект в поле своего формирующегося мировоззрения. Если же при этом человек ещё и взаимодействует физически с этим объектом, например, для малыша – это прикосновение к игрушке и манипуляция ею, а для взрослого – изучение какого-либо устройства, то при этом формируется и чувственный образ этого объекта. Но у людей, в более старшем возрасте, возможна манипуляция идеями, образами, абстрактными понятиями.
Внимание человека – это всегда проявление осознанного или неосознанного намерения, центральной частью которого является ожидание какой-то цели, или какого-то результата, который, возможно, будет подтверждать наши предположения или ожидания. Но внимание имеет и другую очень важную особенность – оно трансформирует те объекты, на которые оно направлено. Правда, трансформирующая энергия внимания и энергия трансформируемой реальности, на которую наше внимание направлено, не одинаковы, отсюда и степень выраженности трансформации так же будет не одинакова. Например, человек, при взаимодействии с реальностью окружающего его мира, настроен пораженчески, считая, что у него всё равно ничего не получится. В этом случае внешние обстоятельства будут складываться для него неблагоприятно. Там, где у других всё получается без особых проблем, у него вечно возникают какие-то препятствия. Человек подстраивает внешнюю реальность под себя. Мы однажды говорили, что взаимодействие человека с реальностью мира происходит по созвучию его с этим миром. Но не только мир настраивает человека под себя, человек так же трансформирует внешние условия так, что они становятся созвучными ему. Например, человек боится собак, так как в детстве его они не однажды кусали. Собаки, встречаясь с таким человеком, будут агрессивны к нему, потому что у страха и агрессии вибрации близки по звучанию. Масару Эмото в своих исследованиях воды показал, что её структура меняется в зависимости от того, какой смысл несёт информация, соприкасающаяся с этой водой. И это совсем не обязательно должно быть звучанием слов или мелодии, но даже слова, написанные на бумаге, и наклеенные на сосуды с водой, могут изменить её структуру. К сожалению, внимание человека, особенно современного обывателя, не устойчиво и прерывается каждые 6 – 10 секунд, что в значительной мере снижает эффективность его, когда люди хотят что-либо изменить во внешнем мире или же внутри их самих в позитивном направлении. Но это с лихвой компенсируется частотой негативных мыслей и отрицательных состояний, которые в наших ожиданиях, приобретают способность трансформировать внешнюю реальность в соответствии с нашими, часто неосознаваемыми, намерениями.
Восприятие нового – всегда происходит на периферии поля нашего внимания, где образы нечёткие, несформировавшиеся, и требуется достаточно длительное устойчивое внимание, чтобы внутренний образ внешней реальности стал соответствовать ей, или же необходимо многократная фиксация внимания на одной и той же, прежде незнакомой реальности. То же самое происходит, когда мы встречаемся с новыми для нас идеями, новой для нас культурой, языком, способом взаимодействия с реальностью нашего мира. Наша память – это отражение внутри нас внешней реальности или же информации, с которой мы встречаемся. И если наше внимание неустойчиво, то и запоминаемость будет недостаточной, да и понимание чего-то нового будет для нас проблематичным. На путях познания мира очень важно наше отношение к нему. В тех случаях, когда отношение безразлично, то даже многократное повторение одной и той же ситуации может не научить нас ничему. Но это может быть и тогда, когда наше сознание захвачено чем-то более важным и у него не остаётся возможностей для чего-то дополнительного. В любом случае, восприятие нового всегда в начале смутно и эта неопределённость не позволяет человеку осознать насколько важным или неважным является это новое. Правда, всё выглядит иначе, когда внимание человека направлено на познание нового, в этом случае, человек внимателен ко всему, что встречается на его пути познания.