Кажется, Бог создал Вселенную, которая далека от совершенства. И подтверждением такой мысли могут быть страдания живых существ. Хищники уничтожают травоядных животных, люди убивают друг друга и заставляют их страдать во имя собственного блага и даже удовольствия. В мире не существует справедливости, добра и сострадания. Возможно, и наши далёкие предки в своё время говорили то же самое, хотя в те времена не Земле небыло так тесно и атмосфера не была настолько безысходной как сейчас. Но тогда мы можем думать, что условия в древности и в современном мире, имеют какой-то внутренний определенный смысл, что у них так же есть своё предназначение.
С позиций ума всё выглядит как естественный отбор, в котором выживает сильнейший. И тогда незачем подкармливать ворон и голубей, так как из них должны выжить более совершенные. Стараясь помочь братьям нашим меньшим, мы помогаем выжить воронам, которые разоряют гнёзда воробьёв. А именно эти серенькие пташки уничтожают всяких зловредных насекомых, поедающих листву деревьев. И стайки воробъёв в городах становятся редкостью. Получается, что человек, стремясь помочь одним, приносит вред другим. То же самое происходит с беспризорными животными. Если человек будет помогать им выжить, в той мере, в какой это для них необходимо, то очень скоро они заполонят всё свободное пространство.
Как должен в таких случаях поступать духовный искатель? Он не может не сострадать голодающим животным, и в то же время он должен понимать, что, помогая одним из них, он наносит вред другим, и не только животным, но и людям. Например, такой человек может стать причиной злословия. Действительно, сердобольный человек покупает и готовит пищу для птиц и животных, а несчастные бомжи вынуждены искать себе пищу на помойке. Ну, как тут не позлословить по этому поводу. И что же должен делать человек, избравший для себя внутренний путь?
С одной стороны он прав, говоря о страданиях живых существа, а с другой стороны, его помощь порождает нечто нежелательное. Отстраниться и смотреть на реальность с позиций ума, с полным безразличием? – Разумеется, это назвать правильным невозможно. Для человека, идущего духовным путём есть только один выход – он должен осознавать ситуацию такой, какая она есть, её смысл, и в то же время использовать её для осознания различных внутренних состояний, которые она вызывает. Для искателей – этот мир, со всеми его сложностями и проблемами – только школа. Каждому живому существу даётся шанс выжить и этот шанс он должен использовать сам. Это же самое говорил и Шри Ауробиндо, что помогать страдающему следует только тогда, когда он просит об этом. Но тогда, среди людей найдётся немало таких, которые, не желая сами прилагать усилия для того, чтобы выжить, будут надеяться, что эту их проблему за них решит кто-то другой. И тогда, дающий милостыню, будет развращать получателя этой милостыни. И в то же время он будет осознавать себя сердобольным и обязанным помогать тем, которые без него выжить не смогут. И это касается не только людей, но и животных. Мне однажды пришлось наблюдать стайку голубей, которых дважды в день кормила пенсионерка, приобретая им крупу на свою нищенскую пенсию. Эти голуби никуда не летали и не искали для себя пищи. позавтракав, они рассаживались на ветвях тополей, между которыми и была площадка для их кормления, и ждали вечерней трапезы. Назавтра продолжалось то же самое. И когда через много лет я вновь оказался в тех же самых местах, то я увидел ту же самую картину. Хотя женщина, кормившая голубей, уже согнулась под бременем лет, она по-прежнему веничком подметала площадку между тополями и рассыпала зерно, которое только что принесла из магазина. И голуби очень быстро съедали всё, что она приносила в сумке, и рассаживались на обгаженных ими ветвях деревьев, в ожидании следующей трапезы.
Если вновь вернуться к страданиям травоядных животных, которое им причиняют хищники, то можно вспомнить пример, когда в Канаде на одном из зелёных островов в нескольких километрах от берега, поместили несколько пар оленей. Не было хищников и было вдоволь травы. За несколько лет олени заполнили остров и стали гибнуть, но не от недостатка пищи или воды, но от болезней. И сравнительно за короткое время от прежде большого стада осталось всего несколько больных животных. Человек со своей сердобольностью, корыстью или жестокостью вмешивается в судьбы животного и растительного мира, приводя его к деградации.
Совсем другое дело, когда эти животные одомашнены человеком, в этом случае он становится ответственным за их благополучие. Человек, избравший для себя духовный путь, не вмешивается в жизнь животных, давая им возможность эволюционировать в тех условиях, в которых они находятся.