На определённом этапе внутреннего роста приходит осознание единства себя самого со всем человечеством и вообще со всем сущим на Земле. В реальности это единство является естественным состоянием всего живого и неживого на Земле, но осознание этого приходит по мере того, как повышается восприимчивость и расширяется поле сознания человека. Одним из важнейших условий повышения восприимчивости является состояние внутреннего покоя, которое может быть достигнуто только при соответствующем внешнем покое. Возникает своеобразный замкнутый круг, в котором, кажется, трудно найти начало. Действительно, если человека поместить в благоприятные, для повышения восприимчивости внешние условия, то это автоматически не приведёт к росту восприимчивости в соответствии с этими условиями. Хотя, конечно, какой-то сдвиг в этом направлении произойдёт, но это не решит проблему роста восприимчивости. В свою очередь, восприимчивость не может расти, если активен ум, и если этому активно мешают внешние обстоятельства. Активность ума можно сравнить с интенсивным внешним шумом, мешающим вам слушать тихую музыку. Здесь активность ума определяет пределы внутреннего покоя и восприимчивости. И выходом из положения, если мы хотим повысить восприимчивость, является остановка ума. Без этого никакая духовная работа не может быть сделана. Но о методах остановки ума первым рассказал людям Шри Ауробиндо, а как же тогда многие святые, достигшие высочайших вершин духовности? Как они могли остановить свой ум, без чего невозможно было бы подняться к вершинам духовности?
Ум находится в постоянной активности за счёт энергии сознания. Он должен постоянно привлекать внимание человека к всё новым соблазнам этого мира, и когда ему это удаётся, он получает для себя порцию энергии. Ну, а если он полностью овладел сознанием человека, то нужная для него энергия течёт к нему непрерывным потоком.
Что можно сделать, чтобы успокоить ум? Может быть привязать его, например, при помощи молитвы или мантры? Действительно, когда человек непрерывно повторяет молитву или мантру, ум лишается способности привязывать внимание человека к реальности этого мира, потому что он занят работой, которую ему навязал человек. Но, какое-то время спустя, ум приспосабливается к молитве или мантре и начинает проговаривать их в автоматическом режиме, для чего использует только малую часть своих возможностей, а всю остальную свою часть вновь употребляет для привязывания человека к соблазнам этого мира значимостей. И привязывание в этом случае теряет свою эффективность. Для того, чтобы ум не приспособился к привязыванию, необходимо, чтобы внимание человека оставалось постоянно сосредоточенным на повторяемых словах молитвы. Сознание человека способно расщепляться так, что одна часть его будет контролировать ум, а другая – занята осознанным взаимодействием с реальностью этого мира. Правда. На начальном этапе привязывания ума, могут возникнуть некоторые трудности, но в дальнейшем они исчезнут. В этом случае, когда сознание не привязано умом к внешнему миру, оно постепенно переориентируется и его опорой становится истинное сердце, что приводит к остановке ума. По крайней мере, ум перестаёт прыгать, как обезьяна в клетке, и становится послушным исполнителем воли человека. Но в такого рода работе с умом, есть одна проблема, которая не позволяет решить задачу, для которой необходима повышенная восприимчивость. Высокая восприимчивость требует глубокой тишины внутри себя, которая невозможна при повторении молитвы. И, второе, сама по себе высокая восприимчивость – это только необходимое условие для восприятий слабых сигналов или влияний.
Остановить ум можно и тогда, когда мы неотступно наблюдаем за его состоянием и активностью. При этом наше внимание должно быть неподвижно фиксированным в центре головы, и нам не следует позволять каким-либо мыслям или эмоциям отвлекать себя. Особенностью внимания человека, которое удерживается им намеренно, является то, что оно в этот период содержит в себе волю человека. мы уже как-то говорили, что внимание – это не пустой канал связи с тем объектом, на который оно направлено, это всегда взаимодействие между объектом и человеком. И во всех случаях в таких взаимодействиях перевес может быть на стороне человеческой воли, так как человеческая воля – это воля Бога и противостоять ей может только человеческое неверие, перекрывающее канал внимания, в котором течёт воля человека. Поэтому, концентрация внимания внутри головы, содержащее в себе намерение воли, остановить ум, может это сделать, если воля непреклонна. При достаточной настойчивости, человек скоро осознает себя внутри сферы ума, а некоторое время спустя, если он будет продолжать оставаться сознательным, он осознает, что вся субстанция сферы ума следует за его намерением воли. И если он, как осознающий свидетель будет максимально неподвижным внутри себя, то субстанция сферы ума тут же последует за ним и так же станет неподвижной.
Каждый объект, на котором человек сосредоточивает своё внимание, имеет своё внутреннее пространство. Можно сказать и так: каждый объект, окружающей нас реальности, связан с определёнными пространствами, созвучными ему по частоте вибраций, и, поэтому, всё, что мы воспринимаем во внешнем мире, является дверями в другие пространства или миры. Идеи и эмоциональные состояния, под влиянием которых, нередко, находится человек, так же связаны с иными планами реальности. Когда человек концентрируется на чакрах, то на первом этапе своей концентрации он удерживает своё внимание в преддверие пространства чакры, и когда вибрации его сознания станут созвучными вибрациям пространства чакры, то он осознает себя внутри этого пространства.
В действительности, все вещи, которые окружают человека, и все идеи, которыми руководствуются люди, и все состояния, переживаемые человеком, связывают его с многими иными реальностями. Человек, все эти бесчисленные реальности может осознать только тогда, когда он станет полностью созвучен им. Таким образом, пропуском в иные планы реальности является созвучие с ними. Но, тем не менее, все вещи, которые окружают человека, и которые соответствуют другим планам реальности, являются средствами, через которые эти планы постоянно воздействуют на человеческое подсознание, и управляют человеком. И концентрация внимания на каком-то объекте проявленного мира – это сонастройка с каким-то другим планом реальности. И чем больше внимания уделяет человек каким-то родственным между собой объектам этого мира, тем в большей степени он соответствует по уровню вибраций тому плану реальности, который созвучен этим объектам. И однажды, человек может переступить черту невозврата, когда всё его существо окажется под полным контролем сил соответствующего плана реальности.
К окружающим объектам относятся не только ценности этого мира, но и сами люди, которые на определенных уровнях подсознания тесно связаны между собой. Человек обычно не осознаёт этого, потому что его восприимчивость слишком мала. Чем более высокой является восприимчивость человека, тем более глубокие уровни подсознания он способен воспринимать, и однажды он осознает единство всех людей и вообще всех форм жизни между собой. это произойдёт тогда, когда его восприимчивость достигнет определённого предела.
Высокая восприимчивость – это способность осознавать слабо выраженные состояния или едва заметные внешние влияния. Обычно у людей с высокой восприимчивостью поле восприятия, имеет большие размеры, чем у людей с низкой восприимчивостью. Обычно, в центре этого поля всё воспринимаемое осознаётся наиболее ярко, и по мере удаления от центра убывает и яркость восприятия.
Для каждого человека радиус поля восприятия свой. У одних он совсем небольшой и человек может воспринимать только те состояния или влияния, которые по своей амплитуде и частоте недалеко отстоят от центра поля восприятия. У других, радиус поля восприятия настолько велик, что человек способен воспринимать влияния, имеющие и очень низкую амплитуду, и очень высокую частоту вибраций, которые чаще всего не осознаются человеком. Обычно, человек легче осознаёт те влияния, на которых чаще сосредоточено его внимание, другими словами, то, что ближе его интересам.
Особенностью восприятия является его усиление, при фиксации внимания на каком-то объекте достаточно длительное время. Благодаря этой особенности, человек получает возможность осознавать прежде неосознаваемое, и находиться под влиянием тех уровней сознания, которые являются ступенями его восхождения на духовном пути.
По мере того, как человек расширяет своё поле восприятия, стремясь осознавать всё более слабые влияния, он этим самым, всё глубже опускается в своё подсознание и всё выше поднимается в области надсознательного. И это, в конечном счёте, приводит к тому, что он начинает осознавать те реальности этого мира, которые соответствуют определённым уровням его подсознания и, прежде не осознаваемым, уровням надсознания. Продолжая расширять свою восприимчивость, человек может однажды осознать через самого себя состояния других людей и даже других живых существ и растений. И в это время человеку могут придти знания, что он является космическим существом, а та форма, которую он прежде считал человеком, это только ничтожно малая часть реального космического человека.