КОГДА ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЁТ

Всю работу искателя до мельчайших её деталей, делает Божественный. И это кажется невозможным, так как человек должен что-то осознать, где-то прилагать силу воли, формировать своё намерение, которое в дальнейшем должно быть реализовано, осознавать в себе различные состояния и принимать решения. Или и это всё так же делает Божественный? Тогда, почему мы себя осознаём индивидуальностью, которая считает, что всё это делается ею?

Рассмотрим подробнее, как силы влияют на человека и управляют им. Мы уже знаем, что всё во Вселенной является проявлением Бога, который «Стал всем этим». Мы, люди, так же его части, и через нас проявляются все необходимые процессы для существования той реальности, которой он стал. Но даже эта фраза, в которой говориться о необходимых для существования Бога процессах – не верна. Для того, кто вечен никакие процессы не являются необходимыми. И для Вечного не имеют значения ни смерть, ни жизнь, потому что Он сам не является жизнью, но сознанием, изначально присущим бесконечному океану энергии Абсолюта. Изначально энергия Абсолюта нейтральна, бескачественна и бесструктурна. Поэтому, для своего существования, вечность Божественного не нуждается ни в чём. Читая слова Шри Ауробиндо, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим», человек может подумать, что Бог весь стал всем этим. Тогда Он – не вечен, не беспределен, не всемогущ и не всеведущ. И это можно понять, так как во фразе, сказанной Шри Ауробиндо, есть начало, следовательно, будет и конец. Правда, никто не знает, когда Он стал всем этим. Древние ведические знания утверждают, что мы живём в очередном дне Брамы, и что их было прежде бесчисленное множество. Наш день Брамы – это только одно из звеньев бесчисленной цепи реальности Абсолюта.

Так как мы, люди, являемся одной из проявленных частей вечного и бесконечного Божественного, то нам не может быть безразличен и этот проявленный мир и мы сами в нём. Нам хочется знать, для чего Бог «стал всем этим». Можно предполагать с большой долей вероятности, что этот проявленный мир существует для определенной цели и совсем не для того, чтобы Бесконечный и Вечный Божественный мог посмотреть на самого себя. Он «стал все этим», чтобы перевести сознательную субстанцию вечности на более высокий уровень вибраций, что, соответственно, приведёт к изменению уровня сознания Абсолюта, и вместе с этим к возрастанию его возможностей. Может показаться, что подобного рода предположения являются ересью, так как Божественный изначально всемогущ, всеведущ и вездесущ. Да, это действительно так, но тогда можно думать, что он ограничен в возможностях роста могущества и других своих проявлений. Не следует понимать под могуществом Божественного силу, с помощью которой он может противостоять кому-то. Ему никто не противостоит, потому что он беспределен, и мы не можем говорить о присутствии кого-то ещё в этой беспредельности. А то, что нам внушает религия о противостоянии Дьявола Богу, то это только человеческая иллюзия, порожденная неведением. Дьявол – это проявление низшей части спектра Божественного, которая имеет своё предназначение в эволюции сознания Вселенной.

Таким образом, Божественный – это самоосознающий беспредельный океан энергии, а наша многоплановая вселенная, в одном из проявленных миров которой мы живём, – это его творческая мастерская, в которой он трансформирует исходную сознательную энергетическую субстанцию Абсолюта, в субстанцию, имеющую более высокие вибрации. Это не означает, что субстанция Абсолюта изначально имела низкие вибрации сознания и Божественный однажды решил повысить их. Субстанция Абсолюта имеет свой спектр вибраций сознания, в котором есть и та его часть, в которой вибрации вообще отсутствуют, и те её уровни, частота вибраций которых превосходит все мыслимые частоты, и человеком могут осознаваться, как незыблемый абсолютный покой. Это опять-таки можно сравнить со спектром солнечного света, имеющего, как самую низкую часть, которую можно ассоциироваться с мраком, так и максимально высокую, выходящую за пределы его ультрафиолетовой части.

Возможности сознательной субстанции Абсолюта становятся совсем иными, при повышении его вибраций. И то мироздание, которое он создал из самого себя, является проявлением его сознательной воли, его жертвой и одной из ступеней его бесконечного восхождения. Трансформируя низкие части спектра субстанции Абсолюта, он придаёт ему новое состояние, соответствующее более высокому совершенству, этим самым, проявляя новые возможности своего могущества.

Для того, чтобы определить вектор эволюции, Божественный разделил прежде нейтральную сознательную субстанцию Абсолюта на пространство и время, а затем само пространство на множество ступеней, каждая из которых является относительно изолированным планом сознания. И каждый из этих планов выполняет свои задачи в Его бесконечной, недоступной для полного понимания смертным умом, работе. И над реальностью миров поставил владыку времени –  Божественную Мать – Махашакти, динамичная энергия которой обнимает все грани миров и всех форм жизни в них, и управляет всеми процессами мироздания.

Все проявления жизни на своих планах разума осознают свою реальность, как проявленный мир, в то же время все остальные миры остаются для них запредельными, непроявленными. Для нас, людей, проявленным является только наш план реальности, в то же время другие планы, остаются за пределами нашего восприятия. Другой особенностью реальности многоплановой Вселенной является прозрачность её планов, занимающих одновременно одно и то же пространство. И ещё одна важная особенность – для обитателей более низких планов недоступны планы более высокого сознания (разума). Это очень важная особенность, так как не будь её, никакая эволюция сознания была бы невозможной.

В центре эволюционного процесса на земном плане реальности Божественный поставил человека, который отражает в себе структуру всей многоплановой вселенной, что позволяет силам всех планов сознания влиять на человека по созвучию с ним, этим самым участвовать в общем эволюционном процессе. Но, как мы уже говорили, силы низких планов бытия не могут влиять на те части человеческого существа, которые имеют более высокие вибрации, а только на те, которые созвучны им. И в то же время силы, принадлежащие высоким планам реальности способны осознавать в человеке не только те уровни сознания, которые созвучны им, но и более низкие, характерные для тёмных низших миров. Почему соотношения низших и высших сил так не равнозначны в своих влияниях на человека, можно понять из следующего сравнения. Представим себе высокие вибрации в виде сита с мелкими ячейками, а низкие – сита с ячейками крупными. Высокие влияния в виде мелкой дроби, а низкие – в виде крупной картечи. Очевидно, что мелкая дробь легко пройдёт и через мелкие ячейки более высоко расположенного сита и тем более через ячейки крупные, размеры которых таковы, что через них может пройти картечь.  И если мы представим себе, что между планами сознания находятся такие препятствия, то влияния наиболее высокого плана будут свободно проходить сквозь все препятствия более низких планов сознания. Правда, человеческий ум имеет неприятную особенность – он никогда не бывает спокойным и прозрачным, постоянно мечется, и этим самым, все влияния, идущие сверху, не пропускает. Его можно было бы назвать стражем проявленного земного плана реальности. Это одна из важных причин, почему Шри Ауробиндо настаивал, на остановке ума уже в самом начале духовного пути, без чего работа духовного искателя сделана быть не может.

Вы наверное обратили внимание на то, что в центре эволюционного процесса на Земле был поставлен человек. Именно он содержал в себе всю вселенную в миниатюре с её планами разума. Конечно, работа Божественного не могла быть бесконтрольно отдана человеку, который находился одновременно под влиянием многих сил, и ничего не знал о своём истинном предназначении на Земле. Для того, чтобы быть искренним сотрудником Божественного на путях эволюции сознания, человек должен был знать ту часть работы, которую Божественный возложил на него, и он должен был знать как эту работу делать. И, кроме того, что очень важно, он должен согласиться посвятить всю свою жизнь без остатка служению Божественному. Для человека это стало возможным только после той титанической работы, которую сделал Шри Ауробиндо.

Как мы уже говорили, в каждом человеке проявляют себя множество сил – одни из них являются представителями низших миров, другие высоких и светлых миров. Они могут проявлять себя только в той степени, в какой человек соответствует им. Особенностью влияния этих сил является их скрытность, так как органы чувств человека предназначены только для восприятия той реальности проявленного мира, которая окружает его, и совсем не предназначены для восприятия параллельных миров. Ещё одной важной особенностью этих сил является то, что человек является для них источником питания. Этим силам необходима человеческая энергия, частота вибраций которой должна соответствовать их частоте. Влияния этих сил человек осознаёт в себе как различные эмоциональные состояния, желания и побуждения, которые осознаются им как принадлежащие ему. И, кроме того, эти силы осознают реальность проявленного человеческого мира через его органы чувств, что в значительной мере облегчает им задачу управления человеком. Через эмоциональные состояния, желания и побуждения они меняют отношения не только между отдельными людьми, но и между человеком и событиями, происходящими в мире.

Для сил низших планов сознания важно, чтобы человек всегда чего-то хотел материального, которое увеличивает его значимость. И все вещи, которыми человек окружает себя, совсем не обязательно необходимы для его существования, но они нужны для его значимости. При этом, человек не осознаёт, что его стремление к значимости совсем ему не принадлежит. Это его эго, которое так же ему не принадлежит, руководит его желаниями, стремлениями и побуждениями и хочет быть бесконечно значимым. Оно возмущается, если кто-либо ущемляет, хоть в малом, его значимость, оно стремится к безграничной власти и всегда недовольно тем, что оно имеет. Для эго важен результат, цель, но не способы достижения результата или цели. Эго может питаться любой пищей, если она делает его значимым. Но, ещё раз повторяю, что эго не принадлежит человеку и только паразитирует на нём.

Человек универсальное существо и многое из того, что человек присваивает, никогда не принадлежало ему. Хотя в Божественной реальности не бывает ничего лишнего и всё имеет определенное предназначение. Например, эго необходимо для формирования человеческой индивидуальности, а в дальнейшем, в период духовной работы оно становится необходимым для формирования «Свидетеля». Действительно, осознавая реакции эго и не потакая им, человек поднимается над своей низшей природой. Различные влечения, желания и побуждения так же необходимы в формировании многогранной человеческой личности, но, осознавая их и не позволяя им управлять собой, человек становится независимым от влияний реальности мира и постепенно поднимается в более высокие части спектра  планов разума.

Сказанное здесь может привести человека к мысли, что его взаимодействие с внешним миром не определяется им самим, но всевозможными силами, которые управляют им. Конечно, это не так. Во-первых, человек может осознавать всевозможные состояния, которые возникают в нём под влиянием различных сил других планов реальности. Во-вторых, он может предпочитать одно влияние другому. Например, влияние Психического существа может быть для него предпочтительнее, чем влияние какой-либо более низкой силы. Правда, обычно человек предпочитает то влияние, которое более интенсивно, и, поэтому выбор, который делает обыватель, в действительности выбором не является. Но если человек идёт внутренним путём, то он может предпочесть слабое влияние своего истинного «Я» влиянию сильному, которое на него оказывает какая-либо витальная сущность. И, в-третьих, человеку дана возможность удерживать своё внимание достаточно длительное время, на тех объектах, которые на его внутреннем пути имею особую важность. И, наконец, человек на основании полученного им жизненного опыта и осознания своего истинного предназначения на Земле, может формировать своё мировоззрение, которое определит не только истинное значение внешнего мира, но и его взаимоотношения с ним.

Но в действительности всю работу человека, идущего внутренним путём и работу обывателя, привязанного к ценностям внешнего мира, и находящегося под властью низшей природы, делает Божественный. Это действительно так, потому что всё есть Он. А человек только присваивает то, чем он не является и то, что ему не принадлежит. В духовной практике, по мере того, как человек всё выше поднимается по ступеням планов разума, он всё в большей мере осознаёт, что является только проводником Божественной воли на Земле. И тогда он начинает понимать слова Христа, который однажды сказал о человеке, что даже волос с головы его не упадёт без воли Бога.

Правда, здесь может появиться множество возражающих, для которых события, происходящие в современном мире, кажутся антибожественными. Но вспомним, что низшие тёмные планы сознания так же принадлежат к единому спектру сознания Божественного, который использует их для своих собственных целей в эволюции сознания Вселенной.

В современном мире существует два потока реальности. Один из них восходящий, в котором истинная часть человека ведёт его в направлении бесконечного совершенства, другой нисходящий, в котором истинная часть человека получает необходимый для своего созревания опыт. Когда состояние зрелости истинного «Я» человека достигнет определенной величины, то человек изменит направление своего движения. И, кроме того, всё в человеке должно проявиться, без чего оно не может быть трансформировано Божественной Матерью.