Человек читает при помощи преимущественно левого полушария, а слушает – преимущественно правого. Абстрактное мышление у правшей принадлежит левому полушарию, а чувственное восприятие целостности мира – правому. Поэтому, мы не можем ставить знака равенства между чтением и слушанием одного и того же текста. На самом деле наши зрение и слух воспринимают различные грани одной и той же реальности и полноценной замены одних органов чувств другими быть не может. Абстрактное восприятие реальности мира в полной мере выражено только у человека. Способность к абстрактному мышлению развивается у человека в первую очередь при чтении и занятиях математикой. Но при этом мы должны знать, что не все читающие действительно умеют читать. Рассмотрим очень кратко весь цикл обучения чтению. Первое, чему обучаются люди – это составлять из букв слова. Вначале это может представлять определенные трудности, и прочитанное слово может быть не понято человеком, и если спросить его, что он прочитал, то он не всегда может ответить правильно на этот вопрос. Второе – человек понимает слова, прочитанные им, и даже может повторить то, что он только что прочитал. Но, часто, ему трудно рассказать о прочитанном своими словами. Это свидетельствует о том, что он не понял прочитанного им текста. Третье – человек достаточно быстро читает, но при этом шевелит губами. Это свидетельствует о том, что он не воспринимает написанные слова, как символы, имеющие определенный смысл, для него всё ещё остаются главными символами буквы. Четвёртое – человек при чтении не видит зрительных и слуховых образов, позади прочитанных им слов, и не осознаёт ритм потока слов. Другими словами, он не погружается в пространство той реальности, которую описывает автор, оставаясь на поверхности потока слов. Абстракции – это образы и совсем не обязательно зрительные или звуковые. У каждого человека есть и более высокие абстракции, но для того, чтобы подняться к ним, следует чтение сделать автоматическим, при котором осознаётся то, что определяется словами, но не сами слова. Человек как бы не читает, а смотрит и слушает то, что происходит в иной реальности. При таком чтении одновременно участвуют оба полушария головного мозга и все его отделы, я имею в виду и затылочные – зрительные и лобные – логика и воля, и височные – слуховые. И к тому же подключаются глубокие стволовые отделы головного мозга, благодаря которым весь организм человека участвует в процессе чтения, что создаёт полную иллюзию погружения человека в другую реальность. Такой полноты абстракции и погружения не происходит при прослушивании какого-либо произведения. В резкой степени снижается понимание прослушанного материала. При чтении мы можем остановиться, и продумать прочитанное, что возможно, но менее удобно при прослушивании текста. И ещё, при прослушивании текста не возникает полной картины того, что содержится в тексте, потому что звучание голоса чтеца не позволяет нам отстраниться от него.
Конечно, здесь может возникнуть возражение, что дети любят, когда взрослые читают им сказки. Это действительно так, но им нравится слушать взрослых, у которых хорошая визуализация. Когда мы читаем детям сказки, то наши образы и чувства улавливаются детьми и они, ещё не имея хорошо сформированного своего собственного воображения, пользуются теми образами, которые формируются взрослыми. Но живое чтение детям не может заменить никакой магнитофон, потому что он напрочь лишён воображения.